Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 10. Типы права и правовые системы современности




Сравнительное правоведение: понятие и значение.

Типы права. Различные взгляды на типологию права. Правовая система общества: понятие и структура. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Система религиозного права. Система традиционного права. Мусульманское право в современном мире.

Соотношение права и правовой системы.

Унификация правовых систем.

Сравнительный метод в правоведении имеет давнюю историю, однако наибольшее его развитие приходится на XIX-XX вв. Историко-правовые исследования, дающие представление об эволюции содержания того или иного правового феномена, являются важным условием познания его сущности. Более глубокий сравнительный анализ предполагает исследование не только нормативного материала, но и социально-экономических, культурных, национальных и прочих факторов, вызвавших к жизни и обуславливающих существование данных институтов.

Сравнительное изучение права неразрывно связано со сравнительным изучением правовых теорий, которые обобщают практику, существующую в данной стране, и находят своё отражение в последующем законодательстве.

Правовую систему следует отличать от системы права. Система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты.

Правовая система – это наиболее широкое понятие, охватывающее не только право как нормативную систему, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику, как практику правотворчества, систематизирующую законодательство, правоприменение, толкование.

Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. В наше время число национальных правовых систем приближается к 200. Все они, естественно, с одной стороны, имеют нечто общее как правовые системы, а с другой – несомненно, отличаются друг от друга разными признаками. Те или иные особенности, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединить их в правовые семьи.

Французский исследователь Рене Давид выделяет семьи романо-германского, англосаксонского (общего), социалистического права, религиозные правовые системы и традиционные. Это основные правовые семьи.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на основе традиции римского права. Романо-германское право в значительной мере есть результат идей, конструкций и институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции (восприятия) римского права.

Особенности романо-германской правовой семьи проявляются в следующем. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм невелико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов. Основной источник права – нормативный акт. Среди законов высшей юридической системой обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, в некоторых случаях правовые обычаи. Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от римского права. Важное значение имеет кодификация. Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права. Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы. На основе толкования и решения судов складывается определённая практика. По поводу этой практики существуют разные мнения. Одни исследователи считают её источником права, другие – нет.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии и распространилась затем на бывшие доминионы и колонии Англии. Огромную роль в формировании общего права сыграли суды, которые представляют централизованную систему. В результате деятельности судов создавались прецеденты, на основе которых решались другие аналогичные дела. Важным источником англосаксонского права являются статуты (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соотношение статутов и прецедентов неодназначно. Закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим. Источником права являются здесь и правовые обычаи, в особенности в Англии, где отсутствует «писаная» конституция. Нормы права носят детальный казуистический характер, так как формируется в виде прецедентов при решении конкретных дел. В статутах нормы права вступают в виде правил общего характера. Суды обладают большой самостоятельностью, их роль в формировании права путем прецедентов велика.

Религиозные правовые системы построены на религиозных источниках. Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обязано Аллаху, который открыл это право и довёл его до общества.

Социалистические правовые семьи складывались в период становления социалистических государственных систем и на современном этапе некоторые из них сохраняются, но в модернизированном виде.

 

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1995.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

3. Кимлык С.В. Правовая система России.//Юридический вестник. 1999. № 2. С. 98-99.

4. Кросс Р. Президент в английском праве. М.. 1985.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

6. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995.

7. Сюкияйнен Л.Р.Мусульманское право. М., 1986.

8. Теория государства и права./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.С. 300-316.

9. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

10. Марченко М.Н Теория государства и права. М., 2004.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2370 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.