В 60—70-е годы проза французского классицизма достигает своего художественного совершенства. Освобождаясь от налета помпезной риторичности, от тяжеловесной педантичности, барочной изощренности и экстравагантности, которые ей были присущи в первой половине столетия, в годы деятельности Геза де Бальзака, Шаплена и Вуатюра, она соединяет теперь логическую стройность и точность изложения мыслей с предельным лаконизмом и простотой.
Все эти качества классицистической прозы были итогом многолетних усилий, исходивших из очень разных кругов: от ученых-лингвистов и членов Французской Академии, занимавшихся кодификацией литературного языка, от светских салонов, живо интересовавшихся вопросами художественной речи, от самих литераторов наконец. Но воплотились эти качества во всем своем блеске и полноте в произведениях крупнейших французских прозаиков 60—70-х годов XVII в., в творчестве Ларошфуко, Реца, Севинье и Лафайет.
Жизнь герцога Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) отчетливо делится на два периода. Рубежом между ними является Фронда. Первая половина жизни Ларошфуко напоминает похождения героев галантно-героических эпопей или романа Дюма «Три мушкетера». Молодой Ларошфуко был типичным представителем фрондирующей аристократической знати. Увлеченный идеалом рыцарской галантно-героической романтики, Ларошфуко вмешивается в придворные интриги, содействует любовным авантюрам королевы. В годы Фронды Ларошфуко становится одним из вождей лагеря аристократической оппозиции королевской власти. Ход событий Фронды наносит тяжелый удар политическим претензиям Ларошфуко. Начиная со второй половины 50-х годов он отказывается от активной политической деятельности, посещает аристократические салоны, занимается литературой. Герцог ведет обширную переписку, а в 1662 г. публикует свои «Мемуары». С наибольшей глубиной наблюдения Ларошфуко отразились в «Размышлениях, или Моральных изречениях и максимах» (1665).
В «Максимах» Ларошфуко осмыслил весь свой богатый жизненный и политический опыт, проявив утонченное мастерство психологического анализа, роднящего его с другими замечательными писателями-классицистами того времени, и прежде всего с Расином. В афористической форме Ларошфуко стремился дать обобщающую характеристику того эгоистического отношения к жизни, которое воспитывается в человеке новыми порядками, идущими на смену отживающему свой век феодальному миру. Создавая «Максимы», Ларошфуко хоронит порожденные феодальными традициями рыцарские представления о чести, долге, морали. Он показывает, как в новых исторических условиях эти идеалы оказываются иллюзорными. Маркс отдавал должное реалистическим и критическим достоинствам книги Ларошфуко. В письме к Энгельсу от 26 июня 1869 г. он с одобрением цитирует несколько афоризмов Ларошфуко. Разоблачительный пафос этих афоризмов, развенчивающих фальшь, притворство и самоуспокаивающую ложь, привлек к ним внимание Льва Толстого, переводившего «Максимы».
Позднее, в ходе доработки «Максим», точка зрения Ларошфуко претерпевает определенные изменения. Он пытается обнаружить в себялюбии не только начало, разрушающее прежние представления о добродетелях, но и движущую силу поведения, способную при сдерживающем и направляющем контроле рассудка стать источником поступков общеполезных и благотворных. Однако подобные тенденции лишь намечаются у Ларошфуко, но не разрабатываются им сколько-нибудь полно. Свое дальнейшее развитие они получают в век Просвещения, у энциклопедистов.
Круг наблюдений Ларошфуко относительно ограничен. Главный их объект — жизнь его собственного социального круга — аристократии. Не случайно Ларошфуко в качестве основной движущей силы человеческого поведения выдвигает любовь и честолюбие.
Для Ларошфуко характерно тяготение к рационалистической абстракции, стремление придать своим изречениям универсальный характер незыблемых законов. Отсюда и определенная отвлеченность сентенций Ларошфуко, лишенных социальной конкретности и образности.
15. Литературнапя деятельность Д.Милтона. Поэма «Потерянный рай»: диалектика добра и зла, философия истории, проблема бунта, система образов, композиция.
Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развития художественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи с
этой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее.
Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом,
духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы.
Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека.
Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Все написанное Мильтоном за сорок лет, при несомненном мастерстве,
меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай".
мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности.
Основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды,
то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали как
поэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящему
разобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что
"П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчас
вступает в прямое противоречие с ним.
В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались две
разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и
пуританская религиозность.
"П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; на
одной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; на
др падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклит
демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речи
обитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небес
духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как
они его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он для
низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был
выстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличная
власть.
В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейского
предания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог -
воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот же
бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется с
земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать
тем, кто восстает против единодержавной власти.
В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическим
непокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по
отношению к любой тирании, земной и небесной.
Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизирует
борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" является
отражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностью
определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать
борьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовится
создать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с пути
добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовало
зло.
Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих
человека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтон
поднял на новую философскую высоту.
История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символический
смысл. В ней противопоставляются два состояния человечества - изначальное
райское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и не
знали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде,
М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когда
они вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.
По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Но
мог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо как
знание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природе
чел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии.
Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в их
любви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своей
телесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всего
это проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить с
ней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляют
и любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но она
завершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб.
Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адама
после изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве.
Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что они
обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы и
опасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всех
своих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна.
Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдь
не проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позиций
гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека.
"П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаил
излагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба и
движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовном
началах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности,
Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданного
благородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь.
Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучат
величественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог,
проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности
происходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разные
тональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны,
медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полные
достоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатана
как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но,
выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логику
и хитрость искусителя.
Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны и
громадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующий
содержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучим
воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказа
многокрасочными описаниями.
16. Литературный процесс в Германии 17 века. Роман Г.Я.К.Гриммельсгаузена «Симплициссимус»: образ главного героя, антивоенная направленность, черты германской мифологии, своеобразие художественной формы
Гораздо более глубоко барокко затронуло немецкую культуру и литературу. Художественные приемы, мироощущение барокко распространились в Германии под влиянием двух факторов.
1) Атмосфера княжеских дворов 17 в., во всем следовавших элитарной моде Италии. Барокко было обусловлено вкусами, потребностями и настроениями немецкого дворянства.
2) На немецкое барокко оказала влияние трагическая ситуация Тридцатилетней войны.
В силу этого в Германии существовало аристократическое барокко наряду с народным барокко (поэты Логау и Грифиус, прозаик Гриммельсгаузен). Крупнейшим поэтом Германии стали Мартин Опиц (1597–1639), поэзия которого достаточна близка к стихотворным формам барокко, и Андреас Грифиус (1616–1664), в творчестве которого отразились и трагические пертурбации войны, и типичная для литературы барокко тема бренности и тщетности всех земных радостей. Его поэзия была многозначна, использовала метафоры, в ней отразилась глубокая религиозность автора. С барокко связан крупнейший немецкий роман 17 в. Симплициссимус Х.Гриммельсгаузена, где с потрясающей силой и трагизмом были запечатлены страдания народа в годы войны. Барочные черты в нем отразились в полной мере. Мир в романе – не просто царство зла, он беспорядочен и изменчив, причем изменения происходят только к худшему. Хаос мира определяет и предназначение человека. Судьба человека трагична, человек – воплощение изменчивости мира и бытия. Еще в большей мере мироощущение барокко проявилось в немецкой драматургии, где трагедия кровава и изображает самые дикие преступления. Жизнь и здесь видится как юдоль скорби и страдания, где тщетны любые человеческие начинания.
Не б поэта, пис-ля в Германии в 17в., кот так или иначе не отозвался бы на события 30-тилетней войны. Войне посвящён и знаменитый роман Г-на «Сим-с». Г-ну б 27 лет, когда кончилась война. Его юность прошла в самые тяжёлые годы страданий народа. 20 лет он носил в себе мрачные наблюдения юности, ч/бы потом запечатлеть их в потрясающих по трагизму и худ яркости образах. Г-н верен жизн правде. Никаких украшений. Речь его проста, почти обыденна, часто грубовата, как те нравы, кот он описывает. Роман его не что иное, как филос раздумье о чел мире. Мысли автора, выр-ые в пёстрой галерее картин и лиц его романа, мрачны. Ни один луч света не прорезывается сквозь тёмную пелену обрисованных кошмаров. Грим-н мрачен до отчаяния. Он не верит ни в какую стабильность бытия – всё изменчиво, причём изменчивость мира – трагического порядка. Меняется всё к худшему. Судьба чела плачевна. Часто Г-н смеётся, смеётся нарочито громко, но этот смех мрачен. Стиль б-ко особенно сильно сказался в драматургич л-ре Германии 17в. трагедия на нем почве превр-ся поистине в сгусток крови, в изобр-е самых диких злодеяний. Убийство, разврат, кровосмешение – вот темы трагедий. Настроения Г-на, наиб яркого таланта в Герм 17в., б настроениями, присущими всем тогдашним мастерам пера.
17. Общая характеристика европейского просветительского движения. Просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм как основные литературные направления эпохи.
Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии – Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19–20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей – просвещенных граждан.
Идеология П. находила выражение в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме (который многими гранями соприкасался с просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художественные направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы, утверждение же нормы (определённого этического или общественного идеала) олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой человеческого поведения было «естественное», поэтому они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политического насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; «добрая природа» человека противопоставлялась человеку «социальному», «продукту среды», нарушающему этическую норму (идеал). Для писателей эпохи П. характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить её в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу П. отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. В наиболее выдающихся произведениях просветительской художественной литературы известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность, назидательность преодолевались
18. Раннее английское Просвещение. Роман Д.Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»: своеобразие жанра, композиции.
Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литературы о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени, — подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, Дневников, путевых заметок удачливых купцов и прославленных мореходов. Однако как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское. Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный журналистский опыт, Дефо создал оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.
Дефо воплотил в романе типично просветительскую концепцию истории человеческого общества. Жизнь его героя на острове в обобщенном, схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации: вначале Робинзон — охотник и рыболов, потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец. Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора».
Вместе с тем важно подчеркнуть, что герой Дефо с самого начала своего пребывания на острове — не «естественный», но цивилизованный человек, не исходный пункт истории, а продукт длительного исторического развития, индивид, лишь временно поставленный в «естественное состояние»: он вооружен трудовыми навыками и опытом своего народа и с успехом пользуется снаряжением, инструментами и другими материальными ценностями, обнаруженными на потерпевшем крушение корабле. Волею обстоятельств оторванный от общества, Робинзон ни на миг не перестает ощущать себя его частицей, остается существом социальным и рассматривает свое одиночество как тягчайшее? из выпавших на его долю испытаний. Робинзон — труженик, но вместе с тем он и «образцовый английский негоциант». Весь склад его мышления характерен для британского буржуа начала XVIII в. Он не брезгует ни плантаторством, ни работорговлей и готов отправиться на край света, гонимый не столько беспокойным духом исканий, сколько жаждой обогащения. Он бережлив и практичен, старательно копит материальные ценности. Собственническая жилка проявляется и в отношении героя к природе: экзотически прекрасный уголок земли, в который забросила его судьба, он описывает как рачительный хозяин, составляющий реестр своего имущества.
Герой Дефо неожиданно оказывается учеником просветительской философии XVIII в.: он — космополит и предоставляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство даже в «дикарях» и сам исполнен гордым сознанием личного превосходства над всеми самодержцами земли. «Робинзон Крузо» множеством нитей связан с философскими идеями Джона Локка: по существу, вся «островная робинзонада» и история робинзоновой колонии в романе звучат как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении. Сама тема острова, находящегося вне контактов с обществом, за два десятилетия до Дефо уже была использована Локком в его философских трудах.
Исключительность ситуации, в которую поставил своего героя Дефо, изъяв его из мира денег и поместив в мир труда, позволила автору наиболее ярко высветить в характере Робинзона те его качества, которые проявляются в свободной от торгашеских расчетов, общечеловеческой по своей сути, творческой, созидательной его деятельности. Пафос познания и покорения природы, торжество свободного человеческого труда, разума, энергии и воли к жизни придают книге Дефо необыкновенную свежесть, поэтичность и убедительность, составляют тайну ее обаяния и залог ее бессмертия.