Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование Уфимской губернии




 

В 1700 г. по указу Петра I города Уфа, Мензелинск, Бирск, Заинск, солеваренный городок Табынск были обособлены от уез­дного управления, составив самостоятельные административные единицы типа городского самоуправления с подчинением уездной воеводской власти в Уфе61. В 1706 г. Уфимский уезд был реор­ганизован и создана Уфимская провинция62. По мнению же А.Н. Усманова, учреждение Уфимской провинции произошло в 1700 г. в связи с упомянутым петровским указом63. Точка зрения Ю.М. Тарасова аргументирована соответствующим актом, помещенным в "Полном собрании законов Российской империи". В связи с вве­дением в России губернской системы управления по высочайшему указу от 18 декабря 1708 г. Уфимская провинция была причислена к Казанской губернии. В тот момент в ее состав наряду с г. Уфой входили пригороды — Бирск, Мензелинск, Самара, Заинек, Оса, Билярск, Табынск и село Каракулино, отошедшее впоследствии к Вятской губернии. В Уфе была учреждена Провинциальная кан­целярия, во главе которой стоял воевода, подчинявшийся казанско­му губернатору. В 1728 г. Уфимская провинция, за исключением г. Мензелинска, была изъята из состава Казанской губернии. В Уфе было установлено "Особенное ведомство" во главе с воеводой, который по некоторым своим правам был даже приравнен к губер­натору и непосредственно подчинялся Сенату. В 1728—1733 гг. Уфа, Бирск, Мензелинск, Самара составили первую линию русских укреплений в Башкирии, усиленный рядом новых укреплений на реке Черемшан в виде так называемой Закамской черты. С 1733 г. Уфимская провинция переподчиняется Казанской губернии, а власть уфимского воеводы несколько ограничивается. Однако уже со следующего года, когда в Уфу прибыла Оренбургская экспедиция, фактически все управление краем сосредоточилось в ее руках. Деятельность экспедиции также распространялась на вновь принявшие российское подданство казахские земли Младшего и части Среднего жузов. В инструкции, которой был снабжен в 1734—1737 гг. основатель Оренбургской экспедиции и ее первый начальник И.К. Кириллов, не содержались пункты о наделении нового учреждения края какими-либо административно-управлен­ческими функциями. Однако на практике по объему реальных полномочий власть Оренбургской экспедиции (переименованной в 1737 г. в Оренбургскую Комиссию) превосходила управленческий уровень всех остальных губернских учреждений Российской им­перии.

Ее деятельность была направлена на реализацию планов, свя­занных с изъятием башкирских земель, строительством медепла­вильных заводов, постройкой города-крепости в устье реки Ори и других крепостей Яицкой и Оренбургской линий. Такая политика явилась непосредственным поводом для крупных восстаний в Баш­кирии в 1735—1740 гг. Окружение территории Башкирии означало превращение ее во внутреннюю провинцию Российской империи, открывало широкие возможности для правительственной колони­зации этого края64. Для быстрейшей ликвидации башкирского восстания царское правительство создало в том же 1735 г. специ­альную "Комиссию башкирских дел"65 — первое со времени присо­единения края к России особое государственное учреждение для управления башкирским населением. Комиссия расположилась в Мензелинске, а к ее начальнику генерал-лейтенанту А.И. Румян­цеву перешло главное командование всеми вооруженными силами края.Во время подавления башкирского восстания она действова­ла параллельно с Оренбургской Комиссией и уфимской властью. Подобные учреждения уже были известны, и Комиссия башкир­ских дел просуществовала сравнительно недолго.

Уфимская провинция с 9 июля 1741 г. вновь переходит под "Особенное ведомство" Сената, а вместо прежних воевод в 1740—1744 гг. она управлялась особым вице-губернатором с ре­зиденцией в Уфе. Административное переустройство основной час­ти Башкирии на территории провинции в рамках деятельности Оренбургской Комиссии сопровождалось ее дальнейшим обособ­лением от Казанской губернии. В июле 1737 г. состоялось объеди­ненное совещание местных администраторов в Мензелинске, где "не только к прекращению башкирских завещаний представлен к поискам надлежащий план, но и содержание башкирского народа в надлежащем страхе и в подданническом послушании довольные учреждения учинены"66. В соответствии с рекомендациями совеща­ния были приняты конкретные меры по реорганизации управления башкирским населением. Как известно, меньшая часть башкир, живущих за Уралом, с момента распространения на них российско­го подданства находилась в ведении администрации городов Вер­хотурья и Тобольска. После введения в России губернского прав­ления зауральские башкиры вошли в состав Сибирской губернии. Царское правительство стремилось к более стабильному управле­нию этой части Башкирии, известной под названием Сибирской Башкирии (или Южного Зауралья), к построению на этой тер­ритории крепости Исетской линии. В 1737 г. здесь была создана особая Исетская провинция, разделенная на дистрикты — Исетский, Окуневский и Шадринский67, которая на следующий год была причислена к ведению Оренбургской Комиссии. Позднее, в 1756 г., появляются еще два дистрикта — Куртамышский и Увельский. Административный центр Исетской провинции сначала был раз­мещен в Теченской слободе Окуневского дистрикта, в 1739 г. перенесен в Чебаркульскую крепость, а в 1743 г. — в Челябинскую крепость. В 1781 г. Шадринский дистрикт отошел к Пермскому наместничеству.

Создание Оренбургской линии крепостей и Оренбургского каза­чьего войска обеспечило успех Оренбургской Комиссии. Деятель­ность ее завершилась образованием новой самостоятельной губер­нии с центром в г. Оренбурге. 15 марта, по указу Елизаветы I, первым оренбургским губернатором стал начальник Оренбургской Комиссии И.И. Неплюев68. В его руках сосредоточивалось управление всеми башкирскими землями Уфимской и Исетской провин­ций. И хотя губерния была огромной даже по масштабам того времени, территория ее продолжала расширяться. Кроме Уфим­ской и Исетской провинций в ее составе была учреждена Оренбург­ская провинция, включившая крепости и селения, прилегающие к Оренбургу. В нее вошла и так называемая Ново-Московская "дорога", а с 1745 г. — Ставропольская провинция (с г. Став­рополем) и вся Закамская линия. В 1752 г. от Астраханской губер­нии был присоединен Гурьев-городок в устье Урала, в 1773 г. в подчинение Оренбургской губернии отошла Самара, но сам Самарский уезд остался в Казанской губернии.

Указом от 23 декабря 1741 г. вместо прежней Оренбургской губернии учреждается Уфимское наместничество в составе двух областей: Уфимской и Оренбургской. Наместничество существова­ло почти 15 лет. В период этой административной перестройки управление городами Уральск и Гурьев отошло в ведение Аст­раханской губернии, Шадрин иОса — к Пермскому наместничест­ву, а Самара и Ставрополь — к Симбирскому наместничеству. В 1796 г. Уфимское наместничество было вновь реорганизовано в Оренбургскую губернию, и вся Башкирия с конца XVIII в. вплоть до административной реформы 1865 г. находилась в ее составе.

В 1798 и 1865 гг. при военно-территориальной кантонной сис­теме управления башкирским, а позднее и мишарским населением башкиры стали превращаться в военно-служивое сословие. Следст­вием этого было развитие в башкирском обществе нового военно-феодально-бюрократического слоя, что привело к выдвижению на первый план кантонных начальников, юртовых старшин и сот­ников69. Как правило, кантонными начальниками становились крупные феодалы из башкир. Башкиры и мишари несли кантонную (военную) службу на пограничных линиях в крепостях, а также снаряжали полки для участия в войнах, которые вела Россия. Башкиры были разделены на 13 кантонов, расположенных преиму­щественно в Оренбургской губернии и частично в Пермской и Вят­ской губерниях. Мишари входили сначала в состав 5 кантонов, а с 1847 г. в 4 кантона. По имеющимся данным, в 1851 г. в 13 башкирских кантонах насчитывалось 508 209 человек. Исследова­тель Ф.А. Фиельструп отмечает, что из 100 тыс. мишарей в четырех мишарских кантонах было 86 800 человек, а в 1851 г. они вошли в состав башкирско-мещеряцкого войска70. В 1855 г. кантонная система была реорганизована и в нее включены тептяри (в 1850 г. их насчитывалось 262 тыс.). Вместо 13 башкирских кантонов было создано 28 башкирских и тептярских кантонов. В 1865 г. кантонная система управления в Башкирии была отменена. Кантонная реформа привела к существенному снижению роли традиционных соци­альных структур у башкир. Волости и тюбы потеряли некогда принадлежавшиеим административные функции.

Отрыв в кантонный период административной структуры от этнической привел к тому, что был нарушен существовавший ранее принцип родоплеменного единства местного населения. Вместе с тем кантонная реформа создала необходимые предпосылки для последующей унификации административной системы Башкирии и ее слияния с общероссийской71.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 805 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.