Превращение науки в один из социальных институтов общества совершается в историческом процессе её институциализации. Институциализация – это длительный процесс, который имеет различные стадии и формы. В науке процесс институциализации, прежде всего, связан с формированием научных дисциплин. Научная дисциплина (от лат. discipline – учение) – это базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая ученых на предметно-содержательном основании научного знания в научное сообщество.
Процесс институциализации начинается в XVII столетии в Западной Европе, когда возникают первые академические учреждения. В 1660 году организуется Лондонское королевское общество, в 1666 году – Парижская академия наук, в 1724 году – Петербургская академия наук и т.д. Затем начинают формироваться различные профессиональные ассоциации и объединения ученых, коммуникация и деятельность которых определялась, в первую очередь, нормами и правилами научного поиска. К ним можно отнести «Французскую консерваторию (хранилище) технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британскую ассоциацию содействия прогрессу» (1831) и др. Так возникает особый тип сообщества «Республика ученых», утверждающий новые формы научной коммуникации. Наряду с организованно оформленными объединениями ученых в науке функционируют организационно неоформленные научные сообщества, формирующиеся на различных основах: по коммуникационным связям, приверженности к авторитету и т.д. Наиболее распространенными формами таких объединений являются «невидимый колледж» и «научная школа». Понятие «невидимый колледж» введено в науковедение Дж. Берналом и детально разработано Д. Прайсом. «Невидимый колледж» – это форма научного сообщества, объединяющая группу исследователей на основе коммуникационных связей: имеющих устойчивую структуру, функцию и объем. «Научная школа» – другая распространенная форма неформального объединения ученых, играющая заметную роль в развитии науки. Научная школа – это форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в той или иной научной дисциплине.
Институциональный подход к науке позволил обосновать классификацию ее организационных форм. Выделяют так называемую «малую» и «большую» науку. «Малая» наука представляет собой такую совокупность ее организационных форм, которая преобладает в классический период ее существования. В то время научная деятельность еще не стала широко распространенной профессией и не выступала как основа технологий производства. Лишь в XX столетии, когда формируется развитая инфраструктура науки (широкая сеть научно-исследовательских и информационных центров; система высшего и постдипломного образования; промышленные и производственные корпорации и т.д.), возникает «большая» наука.
В современной социологии науки принято различать «внутреннюю» и «внешнюю» социальность науки, или ее микроконтекст и макроконтекст. Первый уровень социальности обычно интерпретируют как структурно-функциональную зависимость науки от характеристик научного сообщества или исследовательской группы. Второй рассматривают как форму общей социокультурной детерминации научной деятельности и ее взаимосвязей с экономикой, политикой, бизнесом, культурой и другими подсистемами социальной жизни. К важнейшим направлениям социальной институализации можно отнести следующие формы и уровни взаимосвязи с обществом:
•наука и современные инновационные технологии в сфере экономики и бизнеса;
•наука и рационализация форм и технологий социального управления;
•сложная конфигурация отношений между наукой и властью;
•наука и образование.
Одним из актуальных направлений исследований науки как социального института является коммуникативный подход к ее анализу и интерпретации.