Входе развития науки в последней трети XX в. были выявлены основания для создания новой научной картины мира – эволюционно-синергетической. Её фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Базовые положения этой картины мира – теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи, наряду с движением, пространством и временем. Сущностные черты эволюционно-синергетической картины мира:
−развитие рассматривается как универсальный и глобальный процесс, эта черта нашла свое выражение в концепции глобального эволюционизма;
−развитие трактуется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем; такое понимание развития исходит из синергетики;
−утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.
1. Формируется новый взгляд на мир как сложную и нестационарную систему взаимодействия микро-, макро-, и мегамиров, характеризующуюся неустойчивостью по отношению к собственным начальным параметрам. Невозможность однозначно предсказать результаты воздействия на эту систему приводит к пониманию того, что мы «не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов» (Пригожин), а поэтому его нельзя бездумно преобразовывать, даже опираясь на выводы науки, так как «кажущиеся ничтожными изменения фундаментальных параметров биосферы и всей Вселенной, могут привести к её полной перестройке». (Моисеев).
2. Изменение самого объекта – открытие саморазвивающейся системы. Предметная область постнеклассической науки выходит за пределы природных процессов в область «человеко-размерных» самоорганизующихся систем: экологических, технологических, социальных. Изменения понимания научных объектов носят двоякий характер:
−расширяется и усложняется объектная сфера науки, происходит ее очеловечивание. Человек входит в картину мира не как вещь наряду с другими, а как систематизирующий принцип;
−мышление о таких объектах неразрывно связано с характеристиками познающего субъекта, средствами познания, целями и ценностями.
Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами является «человекоразмерные» системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженности.
3. Изменение типа научной рациональности. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем перестраивают нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения различных сценариев, исторической реконструкции и т.д. Рациональным признается не только то, что дает возможность получить законосообразную истину, но и то, что способствует выживанию человечества и целесообразному устройству жизни. Истина и ценность здесь не противостоят друг другу. И та и другая выступают как различные измерения человеческой деятельности. Первая акцентирует обращенность рациональной активности вовне, а вторая – её соотнесенность с человеком. При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины непосредственно затрагивает гуманистические ценности. Его описание предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.
4. Происходит междисциплинарная интеграция наук, что предполагает необходимость методологической коммуникации между ними. Роль посредника в этой коммуникации может выполнять философия. Приоритетными становятся междисциплинарные исследования, нацеленные, прежде всего, на нахождение путей выхода из глобальных кризисов.
5.Появляется необходимость признать, что диалог, являясь необходимой формой не только гуманитарного, но естественнонаучного познания, становится новой формой рациональности, признающей открытость сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию (коммуникации) различных индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур (Ю. Хабермас).
6. Изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.д.).
8.2. Компьютеризация науки, её проблемы и следствия
Развитие науки является частью общей динамики современной цивилизации. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества. Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усиления, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала. Это связано, прежде всего, с процессами информатизации современной науки. Информатизация – это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности – науке, управлении, образовании, производстве и т.п. Как известно, главными событиями информатизации являлась микропроцессорная революция 70-х гг. XX в., разработка стандартной модели ПК с открытой архитектурой в начале1980-х гг. и становление доступной для массового потребителя глобальной компьютерной сети Интернет в 1990-е гг. Сегодня компьютер является необходимым инструментом в любых областях науки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментирования, теоретический анализ, представление результатов, научную коммуникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи.
Компьютеризация науки имеет два наиболее очевидных следствия для развития научного знания. Первое – это появление новых направлений познания, непосредственно связанных с развитием высокотехнологичных отраслей, компьютеризацией различных сфер человеческой деятельности. Одной из особенностей новых направлений познания стала ориентация на междисциплинарность. Для работы в области информационных технологий важным оказывается не только инженерное и программное знание, но и осведомленность в области психологии, философии, социологии, владение различными видами моделирования. Новые области научного знания, например: телематика (объединение средств телекоммуникации и информации), когитология (пограничная область между психологией, лингвистикой, информацией, философией) исследует устройство и функционирование человеческих знаний. Второе следствие компьютеризации науки – это новые формы трансляции научного знания. Здесь речь во многом идет о представленности знания как информации – конструирования в режиме «on-line», создания поисковых систем, организации форм интерактивного общения в научном сообществе. Компьютерные способы объективации знания, с одной стороны, делают информацию более доступной и демократичной, а с другой - ослабляют критерии представления научных результатов существующих в печати. Возникающие проблемы: об авторском праве, о цензуре, о достоверности и ответственности и т.д.
Если в античной философии знание рассматривалось как учение об истинном представлении чего-либо, отличного от мнения (Платон, Аристотель), во времена Средневековья знание понималось по отношению к вере, то сейчас актуальным является рассмотрение проблематики знания и информации. В современных информационных коммуникациях на первый план выходят проблемы изложения, передачи, поиска и обнаружения информации.
Можно упомянуть и о таком следствии компьютеризации, как формирование компьютерной парадигмы, или концепции «цифровой философии», которая представляет собой некий язык описания, ориентированный на модель компьютера. Например, такова попытка описания Вселенной – как гигантского компьютера.
Однако, говоря об общественных достоинствах компьютеризации, следует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заставили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовки тех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.д.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, что эта ситуация будет проанализирована машинным способом. При этом снижается уровень качественного собственного человеческого видения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформального), что особенно неоправданно в социально значимых областях – медицине, здравоохранении, экономике, педагогике, политике и т.д. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством человеческой деятельности и, что единственным субъектом познавательной деятельности и принятия решений является человек.