Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм




Возникновение науки как специфической формы познавательной деятельности, ее институализация в новоевропейской культуре были связаны с обоснованием особого аксиологического статуса научного знания. Начиная с Галилея и Бэкона, в европейском сознании утвердилось мнение о ценностной нейтральности естественных наук, их беспристрастности и объективности в противоположность гуманитарному знанию. Считалось, что именно наука в отличие от философии, морали, религии способна отразить мир в его объективных характеристиках, не зависящих от ценностных устремлений человека. Именно стремление к истине и объективному познанию мира составляли основу эпистемологического идеала науки и требовали элиминации из нее всего того, что было связано с субъектом и формами его духовно-чувственного опыта. Однако активная ассимиляция новых научных знаний в структуре производства и социальных технологий продемонстрировали несостоятельность представления о науке как аксиологически нейтральной форме познавательной деятельности. Сегодня уже никто не оспаривает того факта, что наука является социокультурным феноменом и самым активным образом влияет на формирование базовых установок современного общества как в региональном, так и в глобальном его измерении. Одной из актуальных проблем ценностного измерения современной науки является вопрос о взаимосвязи внутринаучных, или когнитивных, ценностей, разделяемых сообществом ученых, и социальных ценностей, задающих фундаментальные приоритеты и цели развития общества на конкретном историческом этапе его существования. Внутринаучные ценности представляют собой совокупность нормативных предписаний и императивов, которые выполняют функции интеграции различных научных сообществ и регулируют формы исследовательской деятельности. Социальные ценности укоренены в культуре общества и детерминируют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативные-регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, моральных, эстетических, правовых взглядов и убеждений, разделяемых членами научного сообщества. Отношение к науке, формы ее оценки и интерпретации в различных социальных группах и конкретно-исторических типах социума всегда составляли важную часть аксиологического пространства культуры. Говоря о науке как о ценности, обычно выделяют два ее аксиологических измерения: мировоззренческую ценность науки и инструментальную ценность науки.

Мировоззренческая ценность науки определяется тем обстоятельством, что начиная с утверждения гелиоцентрической системы мироздания, обоснованной Коперником, и кончая самыми последними открытиями в области молекулярной биологии, космологии и других дисциплинах, наука выполняет важные функции в формировании современного мировоззрения. По мере того, как обосновывалась ценность науки, в качестве культурно-мировоззренческой инстанции в общественном сознании утверждалось представление о ней, как своеобразном эталоне рационального отношения человека к действительности.

Наиболее отчетливо эта интенция проявилась в культуре эпохи Просвещения, которая возвысила Разум до решающей инстанции во всех человеческих делах, а невежество, суеверие и предрассудки представила как причину социальной несправедливости. Однако, последующее развитие расшатывало веру в абсолютную рациональность науки как безусловного общественного блага. Наука, соединившаяся с технологией, стала могучей производительной силой, способной не только удовлетворять существующие человеческие потребности, но и порождать принципиально новые цели и мотивы человеческой деятельности.

Инструментальная, или прагматическая направленность науки, нашла свое отражение в знаменитом афоризме Ф. Бэкона, который утверждал, что «знание есть сила» - сила, преобразующая природу и социальное окружение человека. Наука изучает предпосылки для удовлетворения все возрастающих потребностей человека, выражает его стремление к безграничной власти над объектами природы и социальной действительностью. Если использовать, обоснованную американским психологом А. Маслоу типологию основных человеческих потребностей, то можно увидеть, что возможность удовлетворения практически каждой из них предполагает использование современных научных знаний. Это относится к таким потребностям, как витальные, связанные с обеспечением биологического статуса человека и сохранением его здоровья. Наука вносит свой вклад в обеспечении потребностей человека в безопасном существовании и создании для него комфортных условий жизнедеятельности. Потребность в познании, понимании, коммуникации и многие другие предполагают для своего удовлетворения наличие все возрастающего объема естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

Известно, что фундаментальная наука ориентирована на такой вид познавательной деятельности, которая не содержит в себе никаких внешних оправданий и преследует лишь одну цель – достичь истинного знания об исследуемой реальности. Иное дело – прикладная наука, где преднамеренно планируется прагматический эффект полученного знания, который достигается благодаря внедрению теоретических знаний в различные сферы деятельности общества. Отмеченная амбивалентность науки как целостной системы знаний и познавательных действий отчетливо обнаруживает себя в двойственной мировоззренческой оценке самой науки, а также ее социокультурных последствий. Выделяют два основных вида такой оценки: сциентизм и антисциентизм

Сциентизм (от лат scientia – знание, наука) – философско мировоззренческая ориентация в оценке науки, исходящая из абсолютизации ее позитивной роли в решении актуальных проблем познания и преобразовании реальности (природной, социальной, духовно-нравственной). Как правило, представители сциентизма (Г. Спенсер, Р. Карнап, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл и др.) в качестве эталона науки рассматривают естественнонаучные и технические дисциплины и полагают, что они способны обеспечить человеку успешное разрешение важнейших проблем его индивидуального и социального бытия. В рамках сциентистской ориентации выделяют два ее типа: аксиологический сциентизм (наука есть высшая культурная ценность и ее прогресс является необходимой предпосылкой прогрессивного изменения общества в целом) и методологический сциентизм (методологический арсенал математических и естественных наук является универсальным и может обеспечить рациональное познание не только объектов природы, но и феноменов социокультурного мира). Сциентизму свойственна инструментальная трактовка науки как универсального средства решения социальных проблем. Он радикально противостоит ценностным формам культуры (философии, религии, искусству, морали и другим). На практике сциентизм обычно связан с технократизмом как идеологией научно-техническойинтеллигенции.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая ориентация в оценке науки, которая приуменьшает (либо полностью отрицает) позитивную роль науки в развитии общества и культуры. Представители антисциентизма (М. Хайдеггер, Г. Маркузе, Э. Фромм, П. Фейерабенд и др) подчеркивают факт невозможности свести социокультурную реальность к ее научно-рациональным моделям и интерпретациям, настаивают на иррациональной природе общественной жизни и на принципиальной ограниченности науки в делах познания и понимания человеческого бытия. Различают три основные формы антисциентизма: антропологическую, гуманистическую и иррационалистическую.

1.В рамках антропологически ориентированных версий обосновывается мысль о принципиальной невозможности постичь феномен человека средствами научно-рационального познания. Тайна человеческой экзистенции может быть предметом только философско-метафизических размышлений о месте и предназначении человека во Вселенной.

2.Подчеркнуто критическое отношение к науке, ее возможностям в обеспечении социальной стабильности и духовно-нравственного развития личности в современном обществе свойственно для гуманистических версий антисциентизма. Истоки такого умонастроения восходят еще к творчеству Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что прогресс в научном постижении мира не обеспечивает очевидных гарантий нравственного совершенствования человека. Многочисленные проекты создания «гуманизированной», «экологизированной», «альтернативной» науки, в которой ставится задача ее комплексной социализации и разработки этических версий научного познания характерны для представителей этой ветви антисциентистских умонастоений.

3.Иррационалистическая интерпретация антисциентизма позиционирует себя как наиболее радикальная форма критики науки и научного мировоззрения. Как правило, сторонники этой разновидности антисицентизма проповедуют идеи создания романтических утопий, провозглашая в их рамках перспективы возврата к традиционным формам культуры.

Дилемма сциентизма и антисциентизма – одна из отличительных особенностей современной духовной ситуации, в которой зримо проявилась противоречивость науки и ее социально-антропологических ориентаций. Антиномичность феномена сциентизма и антисциентизма зримо проявляется в том, что без науки и ее технологических инноваций невозможно обеспечить достойное качество жизни и комфортные условия обитания человека в природной и социальной среде. С другой стороны, экспоненциальный рост научного знания и его проявления в современных технологиях и потребительском образе жизни создает реальную угрозу устойчивости биосферы и лишает человека подлинно духовной перспективы его бытия в мире. Именно поэтому одной из фундаментальных задач цивилизации, по мнению Э. Агацци, является необходимость постоянно защищать науку и в тоже время противостоять антисциентизму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.