/. Избрание не является ни фаталистичным, ни механистическим. Иног-да те, кто отвергает учение об избрании, говорят, что оно связано с «фатализ-мом» и представляет «механистическую систему» мироздания. Здесь идет речь о разных вещах. Под «фатализмом» подразумевается система, в которой че-ловеческий выбор и принятие человеком решений не имеют никакого реаль-ного значения. Фатализм — это исход событий в соответствии с некоторой заранее заданной схемой, вне зависимости оттого, что мы сами предприни-маем. Из этого следует, что нет никакого смысла пытаться повлиять на исход событий или на итог всей нашей жизни, поскольку наш выбор просто не в состоянии повлиять на что-либо. В действительно фаталистической системе человечество действительно разрушено, выбор не имеет значения и никакого мотива для моральной ответственности за поступки просто нет.
В механистической системе вселенная безлична и все происходит в соот-ветствии с давным-давно запланированным безличной силой ходом вещей, а вселенная функционирует механистически, так что люди похожи на роботов, а не на личностей. Здесь также человеческая личность сведена до уровня ма-шины, которая действует в соответствии с заданным планом, с заданными причинами и воздействиями.
В отличие от такой механистической картины, Новый Завет представляет всю картину нашего спасения, связанного сличным Богом, Который вступил в отношения с нами, как с личностями. «Бог избрал нас... в любви» (Еф. 1:4; в соответствии с особенностями греческого синтаксиса, «в любви» может отно-ситься как к «избрал», так и к выражению «непорочны пред Ним». Синодаль-ный перевод отдает предпочтение последнему варианту. — Примеч. пер.). Божье избрание не было ни безличным, ни механистическим, оно было пронизано личной любовью к тем, кого Он избрал. Более того, личная забота Бога о сво-их творениях, даже тех, которые восстают против Него, ясно видна в увеще-вании Бога через пророка Иезекииля: «Живу Я, говорит Господь Бог: нехочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Об-ратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израи-лев?» (Иез. 33:11, курсив мой. — У. Г.).
Говоря об ответе на евангельский призыв, Писание постоянно рассмат-ривает нас не как механических существ или роботов, но как истинные лич-ности, которые совершают выбор за или против Евангелия7. Иисус призыва-ет всех: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мы видим призыв и в конце Книги Откровение: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17, курсив мой. — У. Г.). Этот призыв и многие другие, подобные ему, обращен к подлинным лич-ностям, способным воспринять такой призыв и ответить на него решением своей воли. В отношении тех людей, которые не хотят прийти к Нему, Иисус отчетливо говорит о жестокосердии и упорном нежелании: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40, курсив мой. — У. Г.). Иисус в горе восклицает о городе, который отверг Его: «Иерусалим, Иерусалим, изби-вающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хо-тел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели[» (Мф. 23:37, курсив мой. — У. Г.).
7 О том, как именно мы можем стать подлинными личностями и совершить реаль-ный выбор, см. в гл. 15.
Новый Завет представляет собой разительный контраст с фатализмом. Мы не просто принимаем волевые решения, как реальные личности, наш вы-бор — это реальный выбор, поскольку он влияет на ход событий в мире. Он влияет на наши собственные судьбы и на судьбы других. Ибо «верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя едино-родного Сына Божия» (Ин. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Наш выбор — верить или не верить в Христа — имеет последствия для нашей жизни в вечности, а Писание отчетливо говорит о нашем решении в пользу веры или неверия как о факторе, который определяет нашу судьбу.
Следовательно, мы должны проповедовать Евангелие, так как судьба людей в вечности зависит от того, проповедуем мы его или нет. Когда Гос-подь однажды ночью сказал Павлу; «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10), Павел не стал делать из этого вывод, что «много лю-дей», принадлежащих Богу, будет спасено вне зависимости от того, будет он там проповедовать Евангелие или нет. Напротив, «он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11, курсив мой. — У. Г.), — это самый долгий срок пребывания Павла в каком бы то ни было городе, за ис-ключением Эфеса. Когда Павлу было сказано, что у Бога в Коринфе много избранных, он оставался там долгое время и проповедовал, чтобы эти избран-ные были спасены! Павел ясно говорит, что если Евангелие не проповедуется, то люди не могут быть спасены:
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? <...> Итак вера от слы-шания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:14,17, курсив мой. — У. Г.).
Знал ли Павел до того, как пришел в город, кто был избран Богом к спа-сению, а кто нет? Он не знал этого. Этого Бог не открывает нам заранее. Но как только человек приходит к вере в Христа, мы можем быть уверены, что Бог прежде избрал его к спасению. Именно это и понял Павел в отношении фессалони-кийцев; он говорит, что Бог избрал их, потому что Евангелие пришло к ним в силе и со многим удостоверением: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» ( 1 Фес. 1 :4,5, курсив мой. — У. Г.). Павел не считал, что вне зависимости отего проповеди Богспасеттех, кого Он избрал, напротив, он претерпевал невероятные трудности и тяготы, чтобы донести Евангелие до тех, кого Бог избрал. В конце жизни, которая была исполнена страдания, он сказал: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10, кур-сив мой. — У. Г.).
2. Избрание не основывается на знании Богом нашей судьбы. Обычно люди соглашаются с тем, что Бог некоторых предназначает к спасению. Но они говорят, что Он избирает тех или иных людей, потому что знает, кто в буду-щем уверует в Христа, а кто нет. Если Бог видит, что человек придет к спаси-тельной вере, Он предопределяет, что этот человек спасется, основываясь на предвидении о вере этого человека. Если Бог видит, что человек не придет к спасительной вере, то Он не предопределяет спасения этого человека. Та-ким образом получается, что причина спасения или проклятия заключается в самих людях, а не в Боге. Все, что Бог делает в предопределении — это под-тверждает решение, которое, как Он знает, будет принято самими людьми. Эта точка зрения обычно подкрепляется стихом из Рим. 8:29: «Ибо, кого Он пре-дузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего»8 (курсив мой. — У. Г.).
8 Мысль о том, что предопределение основано на предузнании Богом тех, кто уве-рует, оспаривается Джеком У. Коттреллом (Jack W. Cottrell, "Conditional Election", in Grace Unlimited, pp. 51—73). Коттрелл пишет: «В предузнании Бог видит, кто именно уверует в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя и воссоединится с Ним в христианском кре-шении; тогда (а именно еще до творения) Он предопределяет верующих присоединиться к славе воскресшего Христа» (р. 62).
9 Русский синодальный перевод в этом месте очень двусмысленен: можно поду-мать, что речь идет о некоем знании, которое дается Богом человеку, тогда как 1речес-кий текст ясно гласит: εϊ δέ τις Ьсуащ tbv θεόν, οΰτος έγνωσται ϋπ' αϋτοΰ — «Если же кто любит Бога, то Бог его знает». — Примеч. пер.
10 Здесь вновь та же двусмысленность в русском тексте. По-гречески: νϋν δέ
γνόντες θεόν, μάλλον δέ γνωσθέντες ϋπό θεοϋ — «Теперь же, познав Бога, вернее, когда
Бог вас познал...» Конструкция γνωσθέντες ϋπό θεού (равно как и έγνωσται ϋπ' αϋτοΰ из
первого примера) структурно аналогична английской страдательной конструкции known
by God, что по смыслу абсолютно равно действительному залогу God knows you (соответ-
ственно, в первом случае — one is known by Him = He knows that one). — Примеч. пер.
11 Также и в Рим. 11:2 говорится о предузнании Богом личностей, а не фактов,
которые касаются этих личностей, не о предузнании факта, уверуют эти люди или нет:
«Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал».
1) Предузнание совершается в отношении личностей, а не фактов. Однако этот стих (Рим. 8:29) вряд ли можно использовать как аргумент в пользу того, что Бог основывает предопределение на знании того факта, что определенная личность уверует. Этот отрывок говорит скорее о том, что Бог предузнал лич-ности («кого Он предузнал»), а не о том, что Он предузнал какие-либо факты, касающиеся этих личностей, например, тот факт, что эти личности придут к вере. Здесь говорится о личном знании, т. е. узнавании, характерном для от-ношений, связывающих тех, кто знает друг друга. Бог, видя будущее, мыс-лил об определенных людях, о тех, кто вступит с Ним в спасительные взаи-моотношения, и в этом смысле Он уже давно знал этих людей. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит о «знании» Богом кого-либо, например, в 1 Кор. 8:3: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него»9. Павел говорит также: «Нынеже, познавши Бога, илилучше, получивши познание от Бога...» (Гал. 4:9)10. Когда в Писании говорится, что люди знают Бога, или о том, что Бог знает их, то речь идет о личных отношениях, связанных со спасением каж-дого конкретного человека. Поэтому Рим. 8:29 («кого Он предузнал») следует понимать так: «Те, о ком Он уже давно мыслил как о людях, которые состоят с Ним в спасительных взаимоотношениях». Этот текст ничего не говорит нам о предузнании или предвидении Богом того факта, что те или иные люди уверу-ют; ничего подобного не находим мы и в других местах Писания11.
Иногда утверждают, что Бог избрал к спасению г/туллы людей, ане инди-видуал ьные личности. С точки зрения некоторых арминиан, Бог избрал цер-ковь как группу людей, а швейцарский богослов Карл Барт (1886—1968) утверждал, что Бог избрал Христа и всех людей во Христе. Но в Рим. 8:29 го-ворится о некоторых людях: «...кого Он предузнал, тем и предопределил...», а не о каких-либо неопределенных или пока неполных группах людей. Также и в Послании к Ефесянам Павел говорит об определенных людях, которых из-брал Бог, в том числе и о себе самом: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). Утверждение об избрании Богом группы, в которую не входит ни один человек, — абсолютно небиблейское. Говорить об избрании Богом группы людей можно лишь в том смысле, что Бог избрал определенные лич-ности, которые и составляют эту группу12.
2) В Писании не говорится, что наша вера — это та причина, по которой Бог нас избрал. Более того, когда мы переходим от отрывков, которые говорят о предузнании, и рассматриваем стихи, повествующие о причине, по которой Бог избрал нас, мы обнаруживаем, что Писание никогда не говорит о нашей вере или о том, что мы начали верить в Христа, как о причине избрания. Па-вел совершенно явно исключает обстоятельства жизни людей из причин, по которым Бог избрал, например, Иакова, а не Исава: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: „больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: „ИаковаЯ воз-любил, а Исава возненавидел"» (Рим. 9:11—13, курсив мой. — У. Г.). Ничто из того, что совершили в своей жизни Иаков или Исав, не повлияло на выбор Бога; изволение Божье в избрании происходит не отдел.
12 Ответ на утверждение Барта о том, что все люди избраны во Христе, см. выше, в рассуждении об осуждении (некоторые люди не являются избранными), и в гл. 6 и 55 о том, что те люди, которые не веруют в Иисуса Христа, не будут спасены.
Рассуждая об иудеях, пришедших к вере в Христа, Павел говорит: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам» (Рим. 11:5,6, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел вновь подчеркивает роль благодати Божьей и полное отсутствие человеческих за-слуг в процессе избрания. Кто-то может сказать, что вера в Писании не рас-сматривается как «дело» и приведенная цитата («не по делам») не может рас-сматриваться в контексте вопроса о вере. Такая точка зрения подразумевает, что Павел имел в виду: «Но, если по благодати, то не по делам, а по тому, веру-ет кто-либо или нет». Однако это маловероятно: Павел противопоставляет здесь не человеческую веру и человеческие дела; он противопоставляет соб-ственный выбор Бога и любые факторы, связанные с человеком. Павел под-черкивает, что именно суверенная воля Бога — единственная основа выбора Богом тех иудеев, которые пришли к вере в Христа.
Равным образом, рассуждая об избрании в Послании к Ефесянам, Павел не упоминает о предузнании того факта, что мы уверуем, или о чем-либо за-служивающем избрания в нас (напр., склонности к тому, чтобы уверовать). Напротив, Павел говорит: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Если за избрание следует славить благодать Бога, а не человеческую способность уверовать или человеческое решение уверовать, то Павел, конечно же, ничего не говорит о человеческой вере. Он упоминает лишь Божье предопределение, Его цель и Его волю, а также даруемую Им благодать.
Во Втором послании к Тимофею Павел вновь говорит о силе Бога, «спас-шего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых вре-мен» (2 Тим. 1:9, курсив мой. — У. Г.). Вновь высшее изволение Божье рас-сматривается как основа нашего спасения, и Павел связывает это с тем фак-том, что Бог даровал нам благодать в Иисусе Христе прежде вековых времен — другими словами, Бог по Своему единовластному решению предпочел имен-но нас, вне зависимости от предвидимых Им заслуг с нашей стороны или любых других наших достоинств.
3) Избрание, основанное на каких -либо наших добрых качествах (нашей вере), означало бы спасение, основанное на заслугах. Существует и другое воз-ражение против того, что Бог избрал нас именно потому, что Он знал заранее, что мы уверуем. Если решающим фактором в нашем спасении является наше решение принять Христа, то мы можем думать, что заслуживаем определен-ных похвал зато, что мы спасены, — в отличие от других людей, продолжаю-щих отвергать Христа, мы были достаточно мудры или морально более совер-шенны, а возможно и более тонко духовно устроены, поскольку решили уве-ровать в Христа. Но, как только мы начинаем так рассуждать, мы уменьшаем ту славу, которую следует воздать Богу за наше спасение. Нам уже неприятно говорить, подобно Павлу, что Бог предопределил «усыновить нас... по благо-волению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Εφ. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.), и мы начинаем думать, что Бог «предопределил усыновить нас, так как Он знал, что в нас достаточно склонности к тому, чтобы быть благими и веровать». Когда мы начинаем размышлять таким образом, это резко кон-трестирует с Новым Заветом и со всем тем, что в нем говорится об избрании и предопределении. Напротив, если мы понимаем, что избрание основано ис-ключительно на единовластном желании Бога и Его решении любить нас, не-смотря на недостаток в нас добродетели, то в нас возникает глубокое чувство благодарности к Нему за наше спасение, которое мы никоим образом не за-служили, и мы непрестанно будем думать о «похвале славы благодати» Божьей (Еф. 1:6).
Разница между двумя воззрениями на избрание отчетливо видна в ответе на один очень простой вопрос. Если мы знаем, что некоторые люди примут решение принять Христа, а некоторые не придут к Нему, то спросим себя: «В чем заключается различие между этими людьми?» То есть каково главное различие между теми, кто верит, и теми, кто не верит? Если наш ответ заклю-чается в том, что это различие основывается на чем-то, что в конечном счете совершается Богом (а именно на Его суверенном избрании тех, кто будет спа-сен), то мы видим, что спасение, на его самом фундаментальном уровне, осно-вано исключительно на благодати. С другой стороны, если мы отвечаем, что разница между теми, кто спасен, итеми, кто не спасен, основывается на чем-то, что заключено в самом человеке (т. е. в его предрасположенности к вере или неверию), то спасение в конечном счете зависит от сочетания благодати и че-ловеческих способностей13.
13 Арминиане определяющим фактором в спасении считают нечто, заключающееся в самом человеке; это ясно видно из утверждения И. Говарда Маршалла: «Призыв Бога заключается в том, что человек ставится перед выбором: сказать ли ему „да", или „нет" (чего он не может сделать до того, как Бог призовет его; до этих пор он непрерывно пре-бывает в состоянии „нет")» (I. Howard Marshall, "Predestination in the New Testament", in Grace Unlimited, p. 140). Из этого утверждения Маршалла видно, что главной причиной спасения человека является то, как отвечает человек на призыв Бога: согласием или отказом, а следовательно, спасение зависит от чего-то, что заключается в самом челове-ке, — от его способности или предрасположенности ответить именно «да», а не «нет».
4) Предопределение, основанное на предузнании, вовсе не оставляет людям свободного выбора. Идея о том, что предопределение Бога о людях, которые уверуют, основано на предузнании их веры, ставит другую проблему. Мы при-ходим к выводу, что такая система также не оставляет человеку никакой ре-альной свободы. Поскольку Бог видит, что человек «А» придет к вере в Хрис-та, а человек «В» не придет к вере в Христа, то эти факты уже установлены, они уже определены. Если мы считаем, что знание Бога о будущем истинно (а та-ковым оно и должно быть), то нет никакого сомнения в том, что человек «А» уверует, а человек «В» не уверует. Не существует никакой вероятности, что их жизни сложатся как-то иначе. Следовательно, справедливо будет утверждать, что их судьбы все же определены, поскольку они не могут сложиться никаким иным образом. Но кем определены их судьбы? Если они определены самим Богом, то избрание может быть основано не на предузнании, а лишь на суве-ренной воле Бога. Но если эти судьбы определены не Богом, то кто или что определяет их? Вне всякого сомнения, ни один христианин не скажет, что су-ществует некое мощное существо, не являющееся Богом, которое контроли-рует судьбы людей. Следовательно, единственным другим возможным реше-нием является предположение, что судьбы определяются некоторой безличной силой, чем-то вроде рока, который действует во вселенной и определяет весь ход событий. Но чем оборачивается такое решение? Мы жертвуем избра-нием по любви Бога, Который является личностью, ради разновидности де-терминизма, где решающую роль играет безличная сила, и мы уже не обязаны своим спасением Богу.
5) Заключение: избрание безусловно. Опираясь на четыре вышеприведен-ные соображения, следует отвергнуть мысль о том, что избрание основывает-ся на предузнании Богом нашей судьбы. Мы приходим к выводу, что причи-ной избрания является суверенный выбор Бога — он предопределил усыно-вить нас «по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог избрал нас просто потому, что возлюбил нас. Не потому, что предвидел в нас веру или какие-то достоинства.
14 Безусловное избрание (Unconditional election) — это расшифровка буквы «U» в ак-
рониме TULIP. (Сокращение TULIP — «тюльпан» — построено на заглавных буквах пяти
основополагающих доктрин кальвинизма. Расшифровку остальных букв см. ниже. —
Примеч. пер.) «Т» означает абсолютную греховность (Total depravity), см. гл. 23; «L» —
ограниченное искупление (Limited atonement), см. гл. 26; «I» — непреодолимая бла-
годать (Irresistible grace), см. гл. 33; «Р» — неотступность святых (Perseverance of the
saints), см. гл. 39.
15 В реформатских кругах (т. е. среди тех, кто придерживается той формы учения об
избрании, которая представлена здесь) имела место дискуссия между сторонниками двух
точек зрения, тъестныхкаксупралапсарианизми инфралапсарианизм. Различие касается
предположения о том, что происходило в сознании Бога до сотворения мира. Речь идет
не о временном порядке происходившего, а о логическом. В логическом порядке вопрос
заключается в следующем: а) Бог сперва решил, что Он спасет некоторых людей, а затем
позволил греху проникнуть в мир, чтобы Он мог спасти людей от него (позиция супралап-
сариан), или же все происходило наоборот: б) Бог сперва позволил греху проникнуть в
мир, а затем решил, что Он спасет от него некоторых людей (позиция инфралапсариан).
Слово «супралапсарианизм» означает «до падения», а «инфралапсарианизм» — «после па-
дения». Дискуссия крайне сложна и умозрительна, поскольку прямых библейских све-
дений на этот счет практически нет. Достойные внимания аргументы выдвигались как в
пользу первой, так и в пользу второй точек зрения, и, вероятно, доля истины содержится
в каждой из них Однако в конечном счете мудрее всего признать, что Писание не дает
нам возможности проникнуть в эту тайну, и, следовательно, практически бесполезно
пытаться сделать это.
Я решил упомянуть данную дискуссию в этом учебнике лишь потому, что слова «суп-ралапсарианизм» и «инфралапсарианизм» иногда используются в богословских кругах как синоним в высшей степени абстрактных и темных богословских дискуссий, и мне пока-залось необходимым просто проинформировать читателя о природе этого спора и о значе-нии этих терминов. По этой проблематике см.: Berkhof, Systematic Theology, pp. 118—125.
Такое понимание избрания традиционно определяется как «безусловное избрание»14. Оно «безусловно», потому что не обусловлено ничем из того, что Бог видит в нас и что делало бы нас достойными Его избрания15.