Если мы посмотрим на окружающий нас мир и представим себе адское пламя, которого он заслуживает, мы сразу же поймем, что обилие примеров обшей благодати Бога очевидно. Мы можем выделить несколько особых ка-тегорий, в которых проявляется общая благодать.
1 Следует отметить, что я разместил главу об общей благодати в пятой части этой кни-ги, озаглавленной «Учение об искуплении», не потому, что общая благодать исходит не-посредственно из искупительной работы Христа (ибо это не так), а потому, что общая бла-годать играет определенную роль в подготовке работы Бога по оправданию верующих.
1. Физический аспект. Неверующие продолжают жить исключительно благодаря общей благодати Бога. Каждый вдох каждого человека — вдох благодати, ибо возмездие за грех — смерть, а не жизнь. Более того, земля про-изводит не одно лишь терние (Быт. 3:18), и она не выжженная пустыня. По Божьей общей благодати земля производит пищу и все необходимое для одеж-ды и крова, иногда в великом изобилии и разнообразии. Иисус сказал: «Лю-бите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите нена-видящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злы-ми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45, курсив мой. — У. Г.). В этом месте Иисус приводит в пример общую благодать Бога, призывая Своих учеников к любви к их врагам и молитве о благослове-нии неверующих (ср.: Лк. 6:35,36). Также и Павел говорил жителям Листры, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17, курсив мой. — У. Г.).
В Ветхом Завете также говорится об общей благодати Бога, которая дару-ется как верующим, так и неверующим. Один из примеров — египтянин По-тифар, начальниктелохранителей, который купил Иосифа-раба: «Господьбла-гословш дом Египтянинарадм Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт. 39:5, курсив мой. — У. Г.). Давид говорит гораздо более обобщенно обо всех существах, которых сотворил Господь: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. <.״> Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насы-шаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:9,15,16).
Эти стихи также напоминают нам, что добро — часть всего творения. Мы обязаны им доброте и состраданию Бога.
Общая благодать Бога очевидна даже из красоты мира природы. Хотя природа и пребывает «в рабстве тлению» и «покорилась суете» (Рим. 8:21,20) из-за проклятия, последовавшего за грехопадением (Быт. 3:17—19), все же в естественной природе остается еще очень много прекрасного. Красота цве-тов, травы и леса, рек, озер, гор и океанских побережий остается ежедневным свидетельством общей благодати Бога. Неверующие недостойны наслаждать-ся этой красотой, и все же по благодати Божьей они наслаждаются ею в тече-ние всей их жизни.
2 Поскольку в Ин. 1 говорится о Христе, пришедшем в мир, ст. 9 следует понимать так, что Свет истинный, «придя в мир», просвещает всякого человека (как в переводах RSV, NASB, NIV), а не в смысле «всякого человека, приходящего в мир» (как в KJV, NASBmg., NIVmg. [Также и в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.]), хотя и то и другое толкование грамматически равноправны. (Речь идет о греческом тексте: прича-стие ερχόμενοι/ в выражении έρχόμενον εις τόν κόσμον можно понять как именитель-ный падеж среднего рода, и тогда оно относится к тд φως τό ίχληθινόν [«Свет истинный»]. А это причастие следует переводить «при[хо]дя в мир [Свет]», либо как винительный падеж мужского рода, относящийся к πόντα όνβρωπον [«всякого человека»]. В послед-нем случае переводить следует так: «Который просвещает всякого человека, приходя-щего в мир» [такое понимание предпочли и переводчики русского синодального тек-ста. — Примеч. пер.]. Оба понимания действительно абсолютно равноправны, поскольку
2. Интеллектуальный аспект. Сатана «лжец и отец лжи» и «нет в нем ис-тины» (Ин. 8:44), ибо он полностью отдался злу, а также иррациональности и ложности, которые сопутствуют безусловному злу. Однако люди в совре-менном мире, даже неверующие, не полностью отданы во власть лжи, ирра-циональности и невежества. Все люди способны познать хотя бы крупицу истины; многие обладают и выдающимися умственными способностями, а это также следует понимать, как результат благодати Божьей. Иоанн гово-рит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого челове-ка» (Ин. 1:9), ибо в качестве Создателя и верховного Властителя мира (в дан-ном случае не в качестве Искупителя) Сын Божий допускает просвещение и познание истины всеми людьми в этом мире2.
Общая благодать Бога видна также в том, что все люди обладают зна-нием о Боге: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возбла-годарили» (Рим.1:21). Это означает, что Бог поселил в человеческом сердце знание о Его существовании и жажду Бога. Однако часто итогом этого ста-новится появление многочисленных выдуманных человеком религий. По-этому Павел сумел найти точку соприкосновения даже с теми, кто придер-живался ложных религий, и этой точкой стало знание о Боге. Афинским философам Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как-бы осо-бенно набожны... Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22,23).
Общая благодать Бога в плане интеллекта проявляется также в том, что люди могут распознать истину и отличить ее от заблуждения, атакже накап-ливать знания, которые помогают в открытии мира и в освоении земли. Это означает, что все научные и технические достижения, которых добились нехри-стиане, являются результатом общей благодати. Благодаря этим достижени-ям были сделаны поразительные открытия в области переработки ресурсов земли в материальные блага, в области производства и распределения этих ресурсов и в области рационального их использования. В практическом пла-не это означает, что всякий раз, как мы идем в продуктовый магазин, едем в автомобиле или заходим в дом, нам следует помнить о том, что мы в данный момент пользуемся результатами обильной общей благодати Божьей, которая столь щедро изливается на человеческий род.
3. Моральный аспект. Через общую благодать Бог также удерживает л ю-дей от окончательного осквернения. Вновь сфера демонического, полностью преданная злу и разрушению, ярко контрастирует с человеческим обществом, где зло явно ограничено. Если люди вжестокосердии своем будут вновь и вновь упорно предаваться греху в течение определенного времени, Бог «предаст» их
формы именительного падежа среднего рода и винительного падежа мужского рода при-частия презенса-имперфекта от глагола έρχομαι омонимичны.) В любом случае этот стих говорит о том, что Христос просвещает каждого человека. Некоторые считают, что это просвещение связано с сияющим присутствием воплотившегося Христа в мире (см., напр.: D. A. Carson, 77ге Gospel According to John, pp. 123,124), но более вероятно, что подобное про-свещение человека связано со светом общего откровения, которое получают все люди, — это способность наблюдать и осознавать множество истинных фактов, которые касаются Бога и мира (см., напр.: Morris Leon, The Gospel According to John, pp. 94,95). Это подтверж-дается тем фактом, что Иоанн, говоря о «всяком человеке» (а не о «всех людях» или «мире»), подразумевает, что просвещение касается каждого индивидуума, что справедливо для об-щего знания, а не для познания Христа. Такое понимание позволяет трактовать слово «про-свещает» как действительный акт просвещения, а не лишь возможное действие. Христос здесь воистину просвещает, а не дает лишь возможность просвещения. Такое понимание усугубляет горькую иронию ст. 9 и 10. Хотя Христос дает просвещение всем людям и хотя Он сотворил всех людей, тем не менее они не познали Его и не приняли.
еще большим грехам (ср.: Пс. 80:13; Рим. 1:24,26,28), но большинство людей не опускаются в такие глубины, в которые их мог бы увлечь грех: Бог вмеши-вается и налагает ограничения на поведение человека. Одним из самых силь-ных ограничителей является совесть. Павел говорит: «Когда язычники, не име-ющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем сеиде-тельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15, курсив мой. — У. Г.).
Это внутреннее чувство различения добра и зла, которое Бог дает всем людям, помогает им часто следовать моральным нормам, соответствующим нормам Писания. Даже о тех, кто предался самым отвратительным грехам, Павел пишет: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Во многих других случаях это внутреннее чувст-во совести заставляет людей устанавливать законы и общественные нормы, которые весьма схожи с моральными законами Писания, например, охраня-ющие святость брака и семьи; защищающие человеческую жизнь и запре-щающие воровство и лжесвидетельство3. По этой причине люди часто живут по верным моральным законам, внешне согласующимся с моральными нор-мами Писания. Хотя своим правильным поведением они не могут получить преимущества в глазах Бога (поскольку Писание ясно говорит, что «законом никто не оправдывается пред Богом» [Гал. 3:11] и что «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»; Рим. 3:12), всежев определенном смысле, не заслуживая вечного Божьего одобрения или преиму-щества в Его глазах, неверующие «делают добро». Это следует из слов Иису-са: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то бла-годарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33, курсив мой. — У. Г.; срав-ните эти места из Писания: 4 Цар. 12:2; 2 Пар. 24:2, где об Иоасе говорится, что он сделал угодное в очах Господних, со 2 Пар. 24:17—25, где он совершил такое зло, которое показывает, что в его жизни не было спасительной веры). Конечно, в тех местах, где Евангелие имеет большой авторитет, а церковь силь-на, они будут оказывать большее моральное влияние на общество, чем в тех местах, где Евангелие никогда не проповедовалось или имело лишь слабое влияние на сознание людей (напр., в диких племенах и в современном запад-ном обществе, где вера в Евангелие подавлена доминирующей культурой).
3 Конечно же, действие совести никогда не бывает совершенным в грешных людях в этой жизни (как это осознает и Павел, см.: Рим. 2:15), поэтому различные человечес-кие сообщества различаются в зависимости от того, какие аспекты моральных законов Бога они принимают. Тем не менее сходство законов любого человеческого сообщества с моральными законами Писания весьма значительно.
Бог показывает общую благодать также и в том, что Он предостерегает людей о грядущем суде самим устройством видимого мира. Богтак устроил мир, что если человек живет в нем по Божьим моральным законам, он очень часто бывает вознагражден природными благами, а нарушение законов Бога при-водит к разрушению людей. Но в обоих случаях всех ждет один конец — по-следний суд. Честность, трудолюбие, любовь и доброта к ближним, верность в браке (речь не идет о наиболее развращенных обществах) может лишь дать гораздо большие материальные и эмоциональные блага, чем непорядочность, лень, жестокость, супружеская неверность и другие пороки, такие, как пьян-ство, наркомания, воровство и т. д. Эти закономерные последствия греха и праведности призваны служить предостережением о грядущем суде и, таким образом, также являются примерами общей благодати Бога.
4. Творческий аспект. Бог сделал так, что человек может достичь значи-тельных высот в области музыки и изобразительного искусства, равно как и в других сферах, в которых проявляется творчество: в спорте, кулинарии, ли-тературе и т. д. Более того, Бог дал нам способность видеть красоту во многих сферах жизни. И в этой сфере, так же как и в сфере физического и интеллек-туального, благодать порой изливается на неверующих даже более обильно, чем на верующих. Однако в любом случае это результат Божьей благодати.
5. Социальный аспект. Благодать Бога проявляется также в существова-нии разнообразных организационных структур в человеческом обществе. Прежде всего мы видим это в семье, засвидетельствованной тем, что после падения Адам и Ева остались мужем и женой и у них были дети, как сыновья, так и дочери (Быт. 5:4). Дети Адама и Евы вступали в брак и образовывали собственные семьи (Быт. 4:17,19,26). Семья существует в человеческом обще-стве вплоть до настоящего времени, как установление не только для верую-щих, но для всех людей.
Человеческие власти — также результат общей благодати Бога. Власть была установлена Богом после потопа (см.: Быт. 9:6), а в Рим. 13:1 четко гово-рится, что она установлена Богом: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Очевидно, что власть — дар Бога всему челове-честву, ибо Павел говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро», «он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Одно из главных средств, которое Бог использует для ограничения зла в мире, — это человеческая власть. Человеческие законы, охранительная и судебная систе-мы — мощная преграда злу, и они необходимы, ибо в мире много зла. Этот мир иррационален, и его можно остановить только силой, поскольку совладать с ним убеждением или с помощью образования невозможно. Конечно, грехов-ная природа людей может также затронуть и власть, которая коррумпируется и начинает способствовать скорее злу, нежели добру. Это лишь подтверждает ту истину, что человеческая власть, как и другие благословения общей благодати, которые дает нам Бог, может быть использована как для благих, так и для дурных целей.
Другими установлениями человеческого общества являются образова-тельные учреждения, коммерческие и финансовые структуры, добровольные ассоциации (такие, как многочисленные благотворительные организации) и бесчисленные примеры обычной человеческой дружбы. Все это направлено на то, чтобы сделать человека немного добрее, и все это является выражением общей благодати Божьей.
6. Религиозный аспект. В сфере религии общая благодать Бога приносит некоторые благословения даже неверующим. Иисус говорит нам: «Любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44, курсив мой. — У. Г.). В данном контексте не говорится, что мы должны молиться толь-ко о спасении врагов; здесь, кроме того, есть указание любить их. Разумным было бы сделать вывод, что Бог хочет отвечать на наши молитвы за тех, кто гонит нас, даже если речь идет о самых разных сферах их жизни. Павел осо-бенно подчеркивает необходимость молитвы «за царей и за всех начальству-ющих» (1 Тим. 2:1,2). Когда мы желаем добра неверующим, это стремление совпадаете принципом Самого Бога, солнце Которого «восходит над злыми и добрыми» (Мф. 5:45), и с принципом Иисуса, который во время своего земно-го служения исцелял всех, кого к Нему приводили (Лк. 4:40). Ничто не ука-зывает на то, что Иисус от каждого из них требовал поверить в Него или при-знать Его Мессией, прежде чем даровать ему физическое исцеление.
4 Подробное обсуждение Евр. 6:4-6 см. в гл. 39.
Отвечает ли Бог на молитвы неверующих людей? Бог и не давал обетова-ния отвечать на молитвы неверующих так, как он обещал отвечать на молитвы тех, кто молится во имя Иисуса; и Он не брал на Себя обязательств отвечать на молитвы неверующих, тем не менее по Своей общей благодати Бог может слы-шать молитвы неверующих и отвечать на них, демонстрируя таким образом Свое милосердие и доброту также и в этом (ср.: Пс. 144:9,15; Мф. 7:22; Лк. 6:35,36). Таков смысл и 1 Тим. 4:10, где говорится, что Бог «есть Спаситель всех челове-ков, а наипаче верных». Здесь слово «Спаситель» означает не просто «Тот, Кто прощает грехи и дает вечную жизнь», ибо это даруется только верующим; «Спа-ситель» обладает здесь более широким смыслом, а именно «Тот, Кто спасает от беды, Тот, Кто выручает людей». В несчастье Бог часто слышит молитвы неве-рующих людей и выручает их из беды. Более того, даже неверующие люди иног-да испытывают чувство благодарности к Богу за благое творение, за избавле-ние от опасности, а также за благословение семьи, дома, друзей и страны. Бо-лее того, неверующие, которые по какой-либо причине связаны с церковью, даже в течение небольшого времени, часто имеют определенный религиозный опыт, очень близкий к опыту спасенных (см.: Евр. 4:4—6; Мф. 7:22,23)4.
Наконец, даже возвещение Евангелия тем, кто не принимает его оконча-тельно, есть явное проявление милосердия Божьего, которое ярко свидетель-ствует о том, что Богу не доставляет удовольствия смерть или осуждение лю-бого из Его творений (ср.: Иез. 33:11; 1 Тим. 2:4).
7. Общая благодать и частная благодать взаимосвязаны. Общая благо-дать, безусловно, влияет на церковь и обогащает ее, поскольку, если бы не об-щая благодать, даруемая Богом плотникам и другим ремесленникам, не было бы даже самих церковных зданий; если бы не общая благодать, даруемая Бо-гом печатникам, наборщикам и переплетчикам (и даже тем, кто работает на бумажных мельницах и рубит деревья в лесу), Библия не была бы доступна людям. Церковь пользуется плодами общей благодати в своей повседневной жизни в самых разнообразных видах деятельности.
5 Представленный в этой главе взгляд на общую благодать согласуется с общей ре-форматской (кальвинистской) направленностью книги, которая наиболее четко видна в рассуждении о верховной власти Бога (см. гл. 12), Божьем провидении (гл. 15), о грехе (гл. 23), избрании, призыве Евангелия и рождении свыше (гл. 31—33). Однако следует отметить, что арминианское понимание общей благодати несколько иное; с их позиции, общая благодать дает каждому человеку способность обратиться к Богу в вере и раская-
С другой стороны, частная благодать, которую Бог дарует спасенным, при-носит больше благословений общей благодати неверующим, которые живут в тех местах, где активна церковь. Неверующие получают пользу оттого, что ви-дят в обществе примеры христианской жизни, наблюдают молитвы и дела ми-лосердия, которые совершают члены общины. Неверующие получают пользу от того, что узнают, о чем учит Писание, а его мудрость приводит к интеллекту-альному и моральному прогрессу. Социальная и политическая активность хри-стиан оказывает влияние на законы, обычаи и верования общества. В истори-ческом плане, деятельность тех людей, чья жизнь была изменена Евангелием, повлекла за собой отмену рабства (в британских колониях и в Соединенных Штатах), дала права и свободы женщинам, послужила распространению все-общего образования, развитию технического и научного прогресса, эффектов-ности экономики; благодаря христианам честность, бережливость и трудолю-бие стали очень высоко цениться — все перечислить просто невозможно.
8. Общая благодать не спасает людей. Несмотря на все это, мы должны отдавать себе отчет в том, что общая благодать не является спасительной бла-годатью. Общая благодать не изменяет человеческого сердца и не приводит людей к подлинному раскаянию и вере — она не может и не должна спасать людей (хотя в интеллектуальном и моральном плане общая благодать может подготовить человека к принятию Евангелия). Общая благодать ограничива-ет грех, но не отменяет фундаментальной предрасположенности к греху и ни в какой мере не очищает падшую человеческую природу5.
Нам также следует осознавать, что действия неверующих, совершенные по общей благодати, сами по себе не заслуживают одобрения Бога. Эти дейст-вия основаны не на вере («Все, что не по вере, грех», Рим. 14:23) и не налюбви к Богу (Мф. 22:37), а скорее на любви к самому себе, в той или иной форме. Следовательно, мы можем утверждать, что поступки неверующих людей мо-гут внешне согласовываться с законом Бога и быть «благими» в определен-ном смысле, но тем не менее они не являются благими в том смысле, что они не способны заслужить одобрения Бога и никоим образом не обязывают Бога изменить Свое отношение к грешникам.
Наконец, мы должны помнить, что неверующие люди часто получают больше общей благодати, чем верующие, — они могут обладать большими та-лантами, быть более трудолюбивыми, более умными, обладать большими спо-собностями к творчеству или же большими материальными благами. Это со-вершенно говорит не о том, что Бог благосклонен к этим людям в большей степени или что они будут спасены, а лишь о том, что Бог распределяет благо-Словения общей благодати разными путями, часто даруя значительные благо-Словения неверующим людям. Все это, конечно, должно привести их к осо-знанию доброты Бога (Деян. 14:17) и признанию открытой нам воли Бога, ко-торая заключается в том, что «благость Божия» должна в конечном счете привести их «к покаянию» (Рим. 2:4).