ГЛАВА 15
Провидение Божье
Если Бог все контролирует, то какое значение могут иметь наши поступки? Что такое установления Божьи?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Если мы признаем, что Бог — это всемогущий Творец (см. гл. 15), то ло-гично заключить из этого, что Он также управляет всем миром и оберегает его. Хотя в Писании слово «провидение» не употребляется, этим термином тра-диционно обозначают постоянный процесс раскрытия Богом Своего отноше-ния к творению. Если мы принимаем библейское учение о провидении, мы избегаем широко распространенных ошибок в понимании отношения Бога к творению. Библейское учение — это не деизм (который учит, что Бог сотворил мир, а затем, по сути, прекратил с ним всякие отношения), не пантеизм (кото-рый учит, что творение само в себе не обладает реальным, отдельным суще-ствованием, а просто является частью Бога), а провиденциализм, который учит, что, хотя Бог постоянно связан с творением, творение существует отдельно от Него. Кроме того, библейское учение говорит о том, что события в творении определены не случаем (или случайностью) и не безличным роком (детерми-низм), а Богом, Который личен, и при этом является бесконечно могуществен-ным Творцом и Господом.
Понятие «провидение Божье» мы можем определить следующим образом: Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его суще-ствование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особен-тетями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; и 3) управ-ляет ими для исполнения Своих целей.
В этом определении можно выделить три подраздела, соответствующих трем элементам: 1) сохранение, 2) содействие, 3) управление.
Мы рассмотрим все эти три темы по отдельности, а затем исследуем раз-личные взгляды на учение о провидении и возражения против этого учения. Следует отметить, что, начиная с самого раннего периода истории Церкви, среди христиан существовали серьезные разногласия по вопросу об этом уче-нии, в особенности в связи с отношением Бога к свободе выбора. В настоя-щей главе мы сначала представим краткое изложение позиции, с точки зрения
которой написана эта книга (часто ее называют «реформатской» или «каль-винистской» точкой зрения)1, а затем рассмотрим аргументы, выдвигаемые сторонниками другой точки зрения (которую обычно называют арминиан-ской).
А. Сохранение
Бог поддерживает существование всего, что Он сотворил, и со всеми теми особенностями, с которыми Он сотворил их.
В Евр. 1:3 о Христе сказано: «...Держа все словом силы Своей». Греческое слово, переведенное здесь как «держать», — это слово φέρω, «нести». В Новом Завете оно обычно используется при описании процесса перенесения с места на место, например, когда к Иисусу приносят расслабленного (Лк. 5:18), ког-да приносят вино к распорядителю пира (Ин. 2:8) и когда Павел просит при-нести ему фелонь и книги (2 Тим. 4:13). Оно означает не просто «держать» или «поддерживать», это слово обладает значением активного, властного контро-ля над вещью, переносимой с места на место. В Евр. 1:3 употребление причас-тия настоящего времени указывает, что Иисус «постоянно несет все» в мире словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.
1 Хотя философы могут определить позицию, которую я здесь отстаиваю как детер-минизм (или мягкий детерминизм), я не использую этого термина, поскольку в повсе-дневной речи он имеет несколько иной смысл. Это слово предполагает: 1) философскую систему, в которой выбор человека не является реальным и не имеет никакого значения для исхода событий; 2) систему, в которой конечной причиной всех вещей является ме-ханистический универсум, а не мудрый личный Бог. Кроме того, 3) этот термин дает возможность критикам причислять библейский взгляд к нехристианским детерминист-ским системам и размывать существующие между ними различия.
Точку зрения, которую я защищаю в этой главе, иногда также называют «компати-билизмом», так как она предполагает, что абсолютное единодержавие Бога совместимо со значимостью человека и человеческого выбора. У меня нет никаких возражений про-тив этого термина, но я не использовал его, потому что: 1) я стремлюсь сократить количе-ство специальных терминов в процессе изучения богословия и 2) мне кажется пред-почтительным называть мою позицию традиционным реформатским взглядом на прови-дение Божье, чтобы отнести себя к широкой богословской категории, представленной Жаном Кальвином и другими богословами-систематиками; сведения о их работах пред-ставленны в библиографиях, приведенных в конце каждой главы.
Также в Кол. 1:17 Павел говорит о Христе, что «все Им стоит». Слово «все» обозначает все сотворенные вещи мира (см. ст. 16), и этот стих содер-жит утверждение о том, что Христос все вещи поддерживает в существова-нии — Им они существуют, или «стоят». Оба эти стиха указывают на то, что если бы Христос прекратил поддерживать все вещи мира, то все, кроме три-единого Бога, мгновенно прекратило бы свое существование. Это учение под-тверждено и Павлом, который говорит: «...мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28), и Ездрой: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). Петр так-же говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимыетш же Словом, сберега-ются огню надень суда» (2 Пет. 3:7).
Один из аспектов Божьего сохранения заключается в том факте, что ежесекундно Бог дарует нам наше дыхание. Елиуй в своей мудрости говорит о Боге: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыха-ние ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15; ср.: Пс. 103:29).
Бог, сохраняя те вещи, которые Он создал, поддерживает также те осо-бенности, с которыми Он сотворил их. Бог сохраняет воду таким образом, что она продолжает действовать в качестве таковой. Он делает так, что трава про-должает действовать как трава, со всеми ее отличительными характеристика-ми. Он делает так, что лист бумаги, на котором написано это предложение, продолжает функционировать как лист бумаги, а не обращается в воду и не рас-текается по столу, не превращается в живое существо и не начинает расти! До тех пор, пока нет воздействия какой-либо иной части творения, свойства объекта не меняются (напр., пока бумага не соприкасается с огнем и не обра-щается в пепел, она будет бумагой), потому что Бог сохраняет землю и создан-ное Им творение.
Однако мы не должны думать, что поддержание Богом всего созданного — это постоянно продолжающееся новое творение. Бог не творит непрерывно новые атомы и молекулы для каждой существующей вещи в каждый кон-кретный момент времени. Он сохраняет то, что уже было создано: Он «несет все вещи» словом Своей силы (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Нам следует оценить также тот факт, что сотворенные вещи реальны и что их свойства так-же реальны. Я не просто воображаю, что камень в моей руке твердый — он действительно твердый. Если я стукну им себе по голове, я не просто пред-ставлю себе, что мне больно — мне действительно будет больно! Поскольку Бог сохраняет этот камень с теми свойствами, с которыми Он сотворил его, камень был именно таким с того дня, как он возник, и (если только что-либо иное в творении не вступит с ним во взаимодействие и не изменит его) он оста-нется твердым до того дня, когда Бог уничтожит небо и землю (2 Пет. 3:7, 10-12).
Провидение Божье обеспечивает базис для научных исследований: Бог создал мир и поддерживает его так, что мир действует предсказуемо. Если в наши дни научный эксперимент дает определенный результат, то мы можем быть уверены, что (если все факторы идентичны) тот же самый результат он даст и завтра, и через сто лет. Учение о провидение обеспечивает базис и для технологических исследований: я могу быть уверен, что бензин обеспечит ра-боту двигателя моей машины завтра точно так же, как и вчера, и не просто потому, что «всегда так было», а потому что провидение Божье поддерживает мир, в котором сотворенные вещи сохраняют те качества, с которыми Бог со-творил их. Результат может быть одинаковым как вжизни неверующего че-ловека, так и в жизни христианина: и те, и другие заливают бензин в бак и едут. Однако неверующий, поступая так, не знает конечной причины, по ко-торой бензин действует именно так, а я так поступаю с осознанием действи-тельной конечной причины (провидения Божьего) и с благодарностью к мое-му Творцу за чудное творение, которое Он создал и поддерживает в бытии.
Б. Взаимодействие