Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство первобытного общества




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЕ

Всеобщая история искусства, Ч.1.

 

Для специальности 1-23 01 12 «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ)».

 

 

Составитель: доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н., доцент Д.М. Толочко

 

Рассмотрена и утверждена 13 октября 2015 г.

на заседании кафедры протокол № 3

всеобщей истории

 

Рассмотрена и утверждена

На заседании научно-методического совета университета

18. 11. 2015 г., протокол № 2

 

 

Автор-составитель: доцент кафедры всеобщей истории УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат исторических наук Д.М. Толочко.

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой политологии и истории УО «ГГТУ им. П.О. Сухого», доктор исторических наук, доцент С.А. Елизаров; доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО «ГомГМУ», кандидат исторических наук М.Е. Абраменко

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебно-методический комплекс обеспечивает курс «Всеобщая история искусств», предназначенный для студентов 2 курса исторического факультета, обучающихся по специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)». Важность дисциплины сложно переоценить.

Искусство – это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни, это творческий процесс, бесценная сокровищница художественных ценностей. Представляя собой совершенно особую форму отражения человеческих свершений, в том числе великих революций и исторических перемен, искусство присутствует во всех культурах и эпохах. Изучение дисциплины «История искусств» призвано подготовить будущего специалиста к логическому и методологическому анализу развития искусства, открывает широкие возможности для изучения духовного наследия человечества, дает ориентир в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятие личности. Дисциплина «История искусств» позволяет раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира, создать атмосферу глубокого уважения к культуре народов, способствовать утверждению гуманизма в отношениях между людьми.

Основные цели преподавания дисциплины:

- последовательно проследить историю мирового искусства, охарактеризовав основные этапы его развития и творчество наиболее выдающихся его представителей;

- сформировать представление об искусстве, как о неотъемлемой части современной цивилизации, активно влияющей на развитие человечества в целом;

- на примере шедевров мирового искусства развить эмоционально-образное мышление студентов, способствовать формированию их как гармонически развитых, эстетически образованных личностей, способных к креативному мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

- познакомить студентов с основным понятийным аппаратом в области искусствоведения, дать представление о видах и жанрах искусства, их специфике;

- осветить особенности искусства на каждом этапе его развития в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; познакомить студентов с основными, наиболее характерными для эпохи памятниками искусства;

- изучить биографию и творчество выдающихся мастеров мирового искусства;

- научить студентов глубоко и всесторонне анализировать художественные произведения и грамотно оппонировать в дискуссиях на искусствоведческие темы;

- привить студентам интерес к работе с художественными произведениями в подлиннике.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- систему видов, форм и жанров искусства, принципы их развития;

- основные этапы в истории мирового искусства, их сущностные характеристики, закономерности стилевой эволюции;

- основные достижения в развитии мирового искусства, художественное наследие ведущих центров, их место и роль в контексте всеобщей истории искусства;

- общие закономерности процесса становления и развития искусства того или иного региона, механизм влияния на формирование его самобытности различных культурно-цивилизационных факторов, искусства соседних регионов;

 

Студент должен уметь:

- анализировать источники и литературу по всеобщей истории искусств;

- выстраивать последовательность развития мирового искусства, эволюцию видов, форм и жанров искусства;

- характеризовать художественную ситуацию в конкретном регионе в разные исторические периоды, определять уровень развития искусства региона, объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на формирование его специфики, соотносить региональную ситуацию с общемировой;

- проводить сравнительный анализ художественного развития различных регионов, объяснять причины, механизм и результаты процесса взаимовлияния искусства соседних регионов;

- анализировать процесс становления и развития индивидуальной манеры ведущих мастеров мирового искусства, определять их место и роль в контексте региональной и всеобщей истории искусств;

- проводить искусствоведческий анализ и первичную атрибуцию произведений искусства, определять их художественную ценность.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ I

 

ВВЕДЕНИЕ.

Искусство как специфическая форма человеческой деятельности. Предмет искусства. Цели и задачи. Происхождение искусств. Основные этапы истории искусства. Первобытность -Древность - Средневековье - Ренессанс - Новое время.

Искусство как отражение преображение действительности. Искусство как познание и оценка. Объективное и субъективное в произведении искусства. Художник и общество. Наукаи искусство. Взаимосвязь основных функций. Содержание и форма в искусстве.

Мировоззрение и художественное творчество. Стиль как художественная закономерность, его носители, элементы, категории и факторы. Виды пространственных искусств и их особенности. История искусства как процесс дифференциации по видам. Образование новых и отмирание устаревших форм художественного творчества. Архитектура. Специфика архитектурного образа.

Арсенал художественных средств. Основная тема. Особенности восприятия зодчества.

Функция, конструкция и форма в архитектуре. Их взаимоотношение и роль в создании художественного образа. Композиция в архитектуре. Фасад, его функции и принципы организации. Понятие об ордере. Архитектурный ансамбль. Градостроительство как синтетический вид архитектурного творчества.

Виды прикладного искусства. Своеобразие образа в прикладном искусстве. Скульптура и ее основные виды. Круглая скульптура и рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Материалы скульптуры. Статуя, торс, бюст, группа как разновидность круглой скульптуры. Движение в скульптуре. Проблемы использования цвета. Архитектура и скульптура. Живопись. Основные виды и их особенности. Техника живописи. Темпера, масляная живопись, акварель, фреска, мозаика и др.

Композиция в живописи. Пространственные построения. Понятие о перспективе. Цветовой строй картины. Цвет в природе и живопись. Предметный цвет, локальное пятно, тон. Колорит и его разновидности. Характеристика основных жанров в историческом развитии. Графика. Особенности графического искусства. Материалы и инструменты для рисования. Печатная графика. Выпуклая гравюра, глубокая печать, плоская гравюра. Виды графики по их назначению.

 

Искусство первобытного общества

Существующие теории о происхождении искусства и их критический анализ. Искусство первобытного общества: общая характеристика, периодизация. Искусство каменного века: палеолит, мезолит, неолит. Феномен первобытного реализма: образ человека и животного. «Палеолитические Венеры». Настенная живопись и ее эволюция. Смысл пещерной живописи. Скульптура. Жилища. Керамика. Плоскостной анимализм. Натуральное творчество. Генезис форм изображений зверя. Анималистические шедевры. Развитие женских образов и проблема их семантики. Эволюция изобразительного искусства. Искусство палеолита. Орнаментально-ритмические композиции и раннеориньякский рисунок. Геометрические символы. Мужские и женские знаки.

Эпоха мадлен. Искусство Альтамира и Ласко. Пещера как первобытный архитектурный комплекс, ее эмблематика и символика. Прикладное искусство. Искусство мезолита. Регионы, периодизация и сравнительный анализ.

Искусство неолита и энеолита. Регионы. Техническая революция. Общие черты эпохи бронзы и железа. Главнейшие культы. Тематико-образная концепция. Функции первобытного искусства. Человек и природа. Зооморфные и антропоморфные образы в развитии первобытного искусства. Искусство мезолита и неолита. Мегалитические сооружения: менгир, кромлех, дольмен. Стоухендж (Англия).

 

РАЗДЕЛ II

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2420 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.