Влияние состояния умов граждан на политическую жизнь было замечено еще в древности. Термин «политическая культу-
ра» был впервые использован в XVIII в. немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744—1803).
В политической науке понятие «политическая культура» закрепилось благодаря американскому ученому Г. Алмонду, который, исследуя взаимосвязь между структурами и процессами в политической системе, выделил два ее уровня: институциональный (характеризующий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). Это позволило ему определить политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику политической системы и являющийся проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики. Иными словами, политическая культура, по Алмонду, — это совокупность политических ориентации в отношении компонентов политической системы. В качестве объектов политических ориентации граждан выступают правительство, режим и политическое сообщество.
• Правительство включает должностных лиц, работа которых связана с принятием решений, касающихся всего общества.
• Режим представляет собой правила политической игры, которые определяют характер политических ролей, условия легитимности власти, а также ожидания граждан в отношении политики.
• Политическое сообщество как объект политических ориентации определяет склонность индивида отождествлять себя с определенной политической системой, которая сродни чувству национальной идентичности.
Политическая культура является сложным социально-политическим феноменом. Кроме того, политическая культура любого, даже самого консервативного общества претерпевает со временем неизбежные, порой радикальные, качественные изменения. В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия».
В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентации: когнитивые (познавательные), аффективные (эмоциональные) и оценочные.
• Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассудочный характер. Это истинные или ложные сведения о политических лидерах, событиях и явлениях.
• Эмоциональные (аффективные) — это чувства, привязанности в отношении политических объектов.
• Оценочные ориентации — это суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах.
Функциями политической культуры являются:
1. Идентификация. Обеспечивает реализацию потребности человека в отождествлении себя с определенной социальной группой, общностью.
2. Ориентация — направление политической активности человека в соответствии с его пониманием своих интересов и возможностей в политике.
3. Адаптация — приспособление к требованиям социально-экономических условий.
4. Социализация — формирование в человеке гражданских качеств.
5. Интеграция — объединение граждан вокруг фундаментальных ценностей общества.
6. Коммуникация — обеспечение эффективного общения субъектов политики.
Национальные черты политической культуры обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (лат. тепа — ум, образ мыслей, душевный склад) - мышление, образ мыслей, душевный склад. Это специфические черты общественного сознания и комплекс образцов социального действия, регулирующих поведение народа, складывающиеся под действием традиций, внешней природной среды обитания человека, социальных структур и др. факторов.
55. Пропорциональная избирательная система: ее варианты, преимущества и недостатки. Значение смешанной избирательной системы.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.
Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.
В ряде стран применяется иной вариант - система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются ме-жду кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.
Достоинства и недостатки. О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.
Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.
Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.
Смешанные системы. Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной.
Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.
На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности получать мелким партиям места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.