Предшественником финансового кризиса 2008 г. был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 г. в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 г. переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрел мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырье, росте безработицы[21].
Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
· общей цикличностью экономического развития;
· перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
· высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
· перегревом фондового рынка.
Приведем описание этих событий из Википедии[22]. В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся ростом цен на сырьё. В 2008 г. цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 г. цены на нефть превысили 100 долларов США за баррель. 11 июля 2008 г. цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю 147,27 долларов США за баррель; после чего началось снижение – до 51 доллара США в ноябре того же года. Сократился спрос на автомобили: в августе 2008 г. продажи автомобилей в Европе сократились на 16 %, в США в сентябре продажи автомобилей снизились на 26 %, в Японии – на 5,3 %. Это привело к сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.
Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 г., т. е. ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20% падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на 5 триллионов долларов США. Американский финансист Джордж Сорос определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привел к тому, что лопнул более крупный пузырь».
Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х гг. производных финансовых инструментов, деривативов и стремление повысить доходность за счет увеличения рисков.
31 октября 2007 г. многие индексы мировых фондовых рынков достигли пика, после которого началось снижение: с того дня по 3 октября 2008 г., индекс S&P 500 упал на 30 %; индекс MSCI World, показывающий динамику на рынках развитых стран, упал на 32,3 %; индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets – на 40,5 %. Обвал фондового рынка в октябре 2008 г. стал рекордным для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии – за всю историю. В отличие от предшествующего обвала в 2000 – 2002 гг., который был вызван крахом на фондовом рынке технологических компаний и был ограничен рынками США, обвал 2007 – 2008 гг. затронул все страны и был обусловлен событиями за пределами фондового рынка – бумом, а затем крахом в кредитном и жилищном секторах, а позднее – и на сырьевых рынках.
В начале декабря 2008 г. Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 г. снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет. По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 г., промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 г., с начала ведения общеевропейской статистики.
Многие экономисты, в том числе и российские, считают, что глубина разворачивающегося финансово-экономического кризиса недооценивается в связи с игнорированием его фундаментальной причины – исчерпанности модели глобального развития[23]. Современному кризису соответствует модель экономики, сложившаяся в результате отмены золотого стандарта и перехода к отрицательной величине национального накопления в США, которые проводили постоянную массированную эмиссию денег, распространяющихся затем по остальному миру. В силу изобилия денег данная модель характеризовалась стабильно высоким и постоянно растущим спросом. Ряд экспертов полагает, что нынешний кризис является кризисом постиндустриальной модели и вызван в первую очередь американской пустой эмиссией.
На форуме в Давосе в январе 2009 г. также были высказаны мнения, что в остром кризисе находится неолиберальная модель экономики. Ей сопутствовало представление, что глобализация и мировая экономическая интеграция создают основу непрерывного роста экономического благосостояния. На практике это способствовало распространению американского экономического кризиса на весь мир.
Кроме того, это еще и кризис перепроизводства. Замедление темпов экономического роста развитых стран на рубеже двух столетий предопределило высвобождение огромных объемов капитала из сферы реальной экономики и их преимущественное использование на фондовом рынке, а впоследствии на рынке недвижимости. Отрыв финансового сектора от производственного огромен: согласно оценкам экспертов Института экономики РАН, на финансовые операции, связанные с материальным производством, приходится только 2–3 %, т. е. 97 % ликвидности обслуживают финансовый сектор.
Многие экономисты считают, что выход мировой экономики из сегодняшнего кризиса будет в любом случае сопряжен с ее втягиванием в длительную полосу тяжелой депрессии[24].
Тем не менее, есть страны, которые в меньшей степени пострадали от мирового финансового кризиса. Рассмотрим их опыт на примере одного из наших соседей – Республики Польша. В отличие от других европейских стран кризис в Польше выражается только в экономическом замедлении. Она является единственной страной ЕС, которая в 2009 г. продемонстрировала экономический рост, который составил 1,2% ВВП.
Существует несколько причин того, что экономика этой страны оказалась в относительно благоприятном положении в период кризиса по сравнению с другими государствами Центральной Европы.
Во-первых, к ним относится наличие обширного внутреннего рынка. Население Польши составляет 38 млн человек, в то время как население остальных государств региона колеблется от 1,3 до 10 млн жителей. Это обстоятельство предопределяет относительную независимость Польши от иностранных рынков. В отличие, например, от Чехии и Словакии, где доля экспорта в ВВП доходила до 80%, в Польше – менее 40% ВВП. Стимулирование внутреннего потребления путем сокращения налогов и индексации пенсий и социальных выплат помогло реализовать это преимущество.
Во-вторых, к началу кризиса страна располагала устойчивой финансовой системой. Этому способствовали успешные меры по снижению инфляции и развитию денежного рынка, а также надежность банковской системы. Курс злотого постепенно повышался с 2000-го по июль 2008 г. с 4,71 до 2,02 злотого за один доллар США. Дорогая национальная валюта позволила Польше справиться с инфляцией, которая в конце 1990-х превышала 8–9%, а в 2003–2007 гг. снизилась до уровня в среднем 2,4% в год. Кроме того, в период кризиса это позволило значительно девальвировать злотый, благодаря чему польские товары стали более конкурентоспособными. Как следствие, в первой половине 2009 г. польский экспорт снизился на 22,5% по сравнению с первым полугодием 2008-го и составил 45,7 млрд евро, а импорт сократился более чем на 30% и составил 49,4 млрд евро. В результате отрицательное сальдо товарооборота уменьшилось с 11,5 млрд евро в первой половине 2008-го г. до 3,7 млрд, а также улучшился платежный баланс страны. В течение последних двадцати лет Польша провела пенсионную реформу, что привело к созданию пенсионных и инвестиционных фондов, а, следовательно, развитию денежного рынка.
Банковская система страны также оставалась относительно устойчивой. Несмотря на то, что иностранные инвесторы владеют большой долей в этом секторе экономики (более 71% капитала), на американских инвесторов приходится только 7% объема. По оценкам экспертов, польские банки значительно меньше чем их коллеги в других государствах, использовали рискованные методы финансирования и ведения банковской деятельности (в частности, на основе деривативов). Для проведения операций они использовали собственную ресурсную базу, сдерживали ипотечное кредитование.
В результате доля проблемных и сомнительных займов в польских банках выросла только с 4,6% (на 01.09.2008) до 6,9% (на 01.11.2009), при этом они остались прибыльными, а новые кредиты на сумму до 4 млн злотых и сроком от года до пяти лет в октябре 2009 г. выдавались по достаточно низкой начальной ставке, которая составляла 7% годовых (на 0,9 процентных пункта ниже, чем год назад). В дополнение польское правительство и Национальный банк Польши осуществили ряд мер, дополнительно поддержавших и усиливших финансовую систему государства. Были внесены изменения в бюджет, для получения дополнительных доходов увеличены акцизы на алкоголь и автомобили с большим объемом двигателя. Правительство также гарантирует банковские депозиты индивидуальных клиентов до 50 тысяч евро и кредиты на межбанковском рынке. Предусмотрена возможность оказания государственной помощи финансовым институтам в обмен на акции.
В-третьих, Польша после вступления в ЕС получает финансовую помощь на модернизацию инфраструктуры страны. В течение 2007 – 2013 гг. Польша сможет использовать в целом 67 млрд евро вспомогательных фондов ЕС, направленных преимущественно на инвестиции.
Тем не менее, Польше не удалось избежать ряда негативных последствий кризиса. Среди них: высокая по сравнению со стандартами ЕС инфляция, достигающая 4% в год; рост безработицы, дефицита бюджета и совокупного государственного долга. Европейские эксперты прогнозируют, что безработица в Польше вырастет с 8,4% в 2009 г. до 9,9% в 2010 г. В следующем году, по их оценке, дефицит бюджета может вырасти до 7,5% ВВП. Что касается совокупного государственного долга, то по итогам 2009 г. он приблизился к 50% ВВП, a в 2010-м может вырасти до более 55% ВВП. Конституция Республики Польша запрещает проводить заимствования на сумму, превышающую 60% ВВП. Величина государственного долга свыше 55% ВВП, согласно польскому законодательству, означает замораживание уровня бюджетного дефицита и заработных плат для работников бюджетной сферы и приостановку индексации пенсий и социальных выплат, что негативно отразится на экономическом росте. Правительство Польши намерено решить проблему нехватки средств за счет приватизации, от которой планирует выручить 36,7 млрд злотых. В соответствии с рекомендациями Американской торговой палаты в Польше для повышения конкурентоспособности польской экономики необходимо ускорить приватизацию, усовершенствовать деятельность хозяйственных судов, улучшить состояние инфраструктуры и либерализовать трудовой кодекс, а также принять меры по популяризации страны за рубежом.
Таким образом, польский опыт подтверждает тезис о том, что единых рецептов по выходу из мирового финансового кризиса не существует. Меньше всего от него пострадали страны, менее вовлеченные в мировой финансовый рынок, обладающие емким внутренним рынком и устойчивой национальной финансовой системой. Дополнительные преимущества получили те из них, правительства которых сумели разработать пакет антикризисных мероприятий с учетом специфики национальной экономики.