Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Обыденное религиозное сознание




Картина религиозной жизни в эпоху Возрождения была бы неполной, если бы мы ограничились только сферами теоретического и художественного сознания. Кроме них существовали еще и сфера обыденного, повседневного сознания и, наконец, сфера реально-практических взаимоотношений с церковью и духовенством.

Как справедливо отмечает Л. М. Баткин, для обыденной психологии горожанина были характерны не безверие и не равнодушие к религии, а некий компромисс между верой и повседневными материальными хлопотами[288].

Особенно ярко он проявлялся в городской торгово-денежной среде. В связи с этим в литературе XIV в. часто фигурирует один из крупнейших дельцов купец Датини из Прато, хорошо знакомый по его собственным письмам различным адресатам. В начале и в конце каждого из них он не забывает упомянуть имя божье, то же делается и в деловых бумагах-контрактах. Датини старается не заниматься делами в воскресенье, исправно и щедро подает милостыню. В число обязательных мероприятий он, например, включает паломничество к реликвиям Фьезоле и Ареццо. При этом он самым обстоятельным образом описывает бытовую сторону поездки, в том числе и количество припасов, которые он погрузил на двух лошадей и мула. Как отмечает Л. М. Баткин, «с Богом у Датини сложные отношения, он любит его как компаньона, побаивается и считается с ним в меру, полагаясь, в основном, на себя»[289]. Кроме того, будучи опытным и умелым дельцом, Датини хорошо понимал, что на пути к успеху только своих сил недостаточно, нужна помощь других людей, которую он ценил даже выше, чем помощь бога. Так, в одном из писем он подводил итог своим размышлениям на эту тему: «Человек — опасная штука, когда с ним имеешь дело, но все же в этом мире я больше уповаю на людей, чем на бога, и этот мир хорошо платит мне за этой» (2, 15)[290].

Наиболее точно отношение раннебуржуазной верхушки к религии выразил один из видных гуманистов Джованни Морелли. Он писал, что «...все проистекает от бога, но в соответствии с нашими достоинствами». И далее: «Я потому и говорю, что мудрые выгадывают, ибо они знают господа и действуют хорошо и лучше помогают себе: ведь господь желает, чтобы ты сам себе помог и трудами пришел к совершенству»[291].

В связи с этим становится вполне понятным, почему возрожденческое обыденное сознание энергично отвергало средневековый идеал отшельничества, полагая, что «отшельническая святость радует лишь себя самое, в то время как действенная святость обращена на многих»[292]. Лучшим путем к богу при этом считалась реальная жизненная практика, гражданская деятельность человека.

Характерно, что эту мысль зачастую высказывали и сами служители церкви. Так, святой Антонин[293] в письмах к флорентийской даме Адимари наставлял ее, что «нужно лишь ежедневно часть времени уделять молитве и чтению духовных книг», «отрываться от суетных своих дел и взглядывать на небо», «хоть иногда размышлять о духовных вещах и считать их своей целью». «Остальное следует предоставить святым угодникам, нам же, грешникам, довольно искры от алтарного огня [...] и тот, кто захвачен делами внешнего мира, тоже обретет Господа»[294].

Характерно при этом, что одними из достойнейших земных занятий признавались банковское дело и торговля. Так, в своей проповеди перед флорентийцами (1425 г.) св. Бернардин говорил: «Я покажу вам, что Святая Церковь не осуждает ни единым местом Писания купца, который честно занимается торговлей [...] делом, плодотворным для человеческой природы и универсального тварного блага».[295]. В равной степени знаменитый монах советовал не омертвлять деньги в виде сокровищ, а пускать их в оборот, в связи с чем, считал он, «банковское дело необходимо[296].

Мотив практицизма в обыденном религиозном сознании особенно чувствительно давал о себе знать в отношении рядовых людей эпохи Возрождения к святым, и даже к самой богоматери. Так, широко известен рассказ об одной флорентийке, которая в качестве вознаграждения поставила к образу Благовещения бочонок с воском. Это была благодарность за то, что приехавший супруг этой женщины не заметил, что бочонок вина, который при его отъезде был полон, теперь пуст. А выпил вино возлюбленный хозяйки дома, при этом, кстати, монах[297].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2286 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.