Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретическое религиозное сознание




Наиболее ярко особенности ренессансного философствования проявились в подходах философов Возрождения к осмыслению религиозной проблематики.

До недавнего времени в литературе, посвященной культуре Возрождения, существовали две прямо противоположные точки зрения относительно взглядов ренессансных философов и гуманистов вообще на религию. Одна из них, господствующая и восходящая к Я. Буркхардту, заключалась в том, что философы Возрождения и гуманисты вообще изображались людьми безразличными к христианству или даже враждебными ему. С другой точки зрения, Ренессанс, напротив, рассматривался как эпоха торжества религиозности, принявшей, однако, в сравнении со средневековьем более виртуозные, утонченные и личностно окрашенные формы, нежели в период средневековья. Однако, с точки зрения современной науки, ни одна из этих крайних точек зрения не имеет под собой достаточных оснований. Ситуация с отношением к религии в эпоху Ренессанса была намного сложнее.

Как справедливо отмечает Л. М. Баткин, «в первой половине XV в. гуманисты равнодушны не к Богу, а, как правило, к богословию, к религиозной метафизике [...] Ранним гуманистам казалось важным отстоять свое (выделено мною Л. К.) понимание благочестия, деятельно светское, «гражданственное», [...] с другой стороны, в XV в., начиная с Николая Кузанского и Гемиста Плифоно умножаются поиски просвященной и универсальной (подчеркнуто Л. К.) религии, в которой христианство [...] было бы способно — допустить существование рядом с собой и в себе язычества древних и эллинистической оккультной мудрости, отчасти даже иудаизма и ислама»[272].

Итак, поиски универсальной, т. е. всеобщей, религии — вот что явилось доминантой ренессансного религиозного сознания в его теоретической форме, представленной в возрожденческой философии.

Всеобщая, универсальная, религия есть, как полагали философы Возрождения, одновременно и естественная религия. И, наоборот, естественность религии есть основа ее универсальности, всеобщности, приемлемости для всего человеческого рода.

Каковы же основные принципы всеобщей, естественной, религии?

Идеи, положенные в основу решения проблемы бога, мира и человека наиболее полно представлены в неоплатонизме и особенно у основателя Платоновской Академии М. Фичино. Схематически их можно представить следующим образом.

М. Фичино строит космос, под которым понимается «складность», «украшенность», «упорядоченность» вселенной, исходя из двух понятий — бог и материал. Бог — это «самое единое, предел и мера всех вещей, в котором нет смешанности и множественности. Это первопричина и цельность бытия, его бездонность, его абсолютность».

«Бог», — согласно Фичино, — есть начало, ибо все исходит от него, Бог есть конец, ибо к нему все возвращается». «Бог обретается во всем и все обретается в нем»[273].

Материя, по Фичино, чистая количественность, тоже по-своему предел всех вещей, только низший и пассивный. «Простая материя» бессильна без бога, ее бытие скорее походит на небытие. «Но и божественное начало нуждается в материи, дабы явить свою полноту и совершенство в творении»[274].

«Бог внедряется в материю через порожденные им промежуточные инстанции, среди которых особую роль играет человек, поскольку он есть живое, реальное единство косной материи (тела) и творимого духа»[275]. Бог «берет эту материю нагой» и «одевает качествами и формами». «Бог и телесное — крайности в природе, наиболее разнящиеся между собой». Потому-то их интимная слиянность порождает сущее. При этом «божественное совершенство присутствует в любой вещи одинаково», «божественный центр — в каждом месте, т. е. добродетель Божья, присущая природным вещам, находится во всякой мельчайшей частице вселенной»[276].

Итак, самое общее представление о боге дается философами Возрождения на базе двуединой идеи противостояния и единения (неслиянности и нераздельности) материи и духа, где бог предстает как универсальный дух.

В соответствии с этим базовой идеей универсальной религии является понимание бога как разума. А поскольку разум по своей природе везде одинаков, а человеческий разум является лишь отражением божественного, то, следовательно, во всех религиях есть содержание, соответствующее божественному разуму. Это и есть основа для их единения, которому не должно воспрепятствовать все специфическое, исторически обусловленное, чт. е. в любой религии[277].

Другая важнейшая идея теоретического религиозного сознания эпохи Возрождения — это понимание бога как творчества, которое, как полагали мыслители Возрождения, есть одно из важнейших проявлений совершенства бога. Всякое понятие совершенства (perfectio) с необходимостью включает в себя и деяние (operatio, actio)[278]. «Это желание множить благость собственной природы», это жажда самоотдачи в наивысшей степени присуща Богу, который один действует вполне и только из себя[279]. И именно способность и потребность действовать «из себя», делиться своим совершенством, т. е. творить, делает человека богоподобным, причем это подобие тем выше, чем выше накал творческого деяния.

Однако бог и способный уподобиться ему человек творит не только по законам разума, но и по законам любви. Отсюда другая важнейшая идея возрожденческого религиозного сознания — бог как любовь. Она есть та движущая сила, с помощью которой бог изливает свою сущность в мир и которая устремляет к нему его творения. Именно любовь, согласно М. Фичино, есть другое название того духовного круговращения, которое совершается от бога к миру и от мира к богу[280]. Без любви невозможно существование мира, поскольку любовь лежит в основе его единства, она, «скрепляя хаос, предшествует миру, пробуждает спящее, озаряет темное, формирует бесформенное, совершенствует несовершенное»[281]. Будучи выражением сущности бога, любовь, как и творчество, является для человека одним из важнейших путей к богу, способов уподобления ему. «Меня любовь преображает в бога из низшей вещи» — это слова Джордано Бруно[282].

Сила любви, как ее трактуют возрожденцы, еще и в том, что она открывает человеку красоту мира и бога. Так, по Фичино, красота и есть не что иное, как «победа божественного разума над материей»[283], бог есть самое полное выражение красоты, «Бог красивей всех»[284].

Согласно Марсимо Фичино, «блеск и красота лица Божия в ангеле, душе и материальном мире должны быть названы всеобщей красотой, а всеобщее устремление к этой красоте должно быть названо любовью»[285].

Итак, разум, творчество, любовь, красота — идеи, выражающие сущность бога, как его понимали возрожденческие мыслители. В то же время эти понятия есть не что иное, как выражение принципов универсальной, всеобщей религии. Свое дополнение и завершение они находят в принципе удовольствия, провозглашение которого явилось, быть может, наиболее ярким выражением разрыва со средневековой теологией. Наслаждение соединяет красоту и любовь в некоем круге, в котором и благодаря которому происходит и соединение творца и его творения, т. е. человека. При этом возрожденцы настойчиво доказывали равноценность духовного и телесного удовольствий, возводя тем самым принцип удовольствия в ранг космического, на основе которого примиряются душа и тело, небо и земля.

Обращает на себя внимание, что принципы естественной религии: разум, творчество, любовь, красота, наслаждениев своей совокупности есть не что иное, как предельно выразительный портрет человека эпохи Возрождения. При этом речь, конечно же, идет об идеале человека, а не о его реальных воплощениях. А поскольку реальность изобиловала примерами отнюдь не благостного свойства, в сфере теоретического сознания существовал и другой образ человека и соответственно образ бога. Так, пьетро Помпонацци сетовал, что «добродетели крайне редки», «повсюду изобилует зло» и человек — «злое животное». «Мир — игра богов, подобная игре в мяч у людей, а Бог — безумный архитектор, который «великими трудами и заботами соорудил некий прекрасный дворец и тотчас же, едва завершив, разрушил свое творение»[286].

Таким образом, можно отметить, что теоретическое религиозное сознание в эпоху Возрождения существовало в двух основных вариантах.

Первый из них — теория естественной, всеобщей, универсальной, религии, в рамках которого бог трактовался как разум, творчество, любовь, красота, наслаждение. Наиболее полно этот вариант представлен у неоплатониста Марсилио Фичино.

Другой вариант, который условно можно назвать «скептическим», наиболее выразительно представлен неоаристотелистом Пьетро Помпонацци. Здесь существование бога не отвергалось на том основании, что движение небесных тел и царящий в нем порядок свидетельствуют о существовании некоей надмирной силы, т. е. бога, однако степень его участия в земных делах оценивалась весьма скептически.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 249 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.