Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальная идентичность и национальное самосознание




 

Термин «идентичность» (от латинского identicus – тождественный, одинаковый) в последние годы прочно вошел в русскоязычную научную лексику и существенно потеснил более привычные отечественные термины «самоопределение», «самосознание», «самоощущение» и др. В западной науке это произошло еще в 70-е годы ХХ столетия.

Этническая идентичность – субъективная сторона этнической принадлежности, когда люди сами себя причисляют к какой-либо этнической общности, связывая некоторые черты собственной родословной с рядом объективных признаков этой общности[110].

В.А. Ядов отмечает, что социологическое рассмотрение проблемы идентичности связано с изучением социально-культурных детерминант формирования групповых солидарностей. Стщательно изучаются механизмы установления связей индивида с определенной общностью под воздействием надиндивидуальных социально-культурных требований[111].

В теории социальной идентичности Тернера идентичность – это знание человека о себе как о члене группы, люди стремятся к позитивной социальной идентичности, к тем знаниям о себе, которые позволят им думать о себе лучше, чем о людях из других групп. Обобщенный образ себя, своей группы и окружающего мира должен быть целостным и непротиворечивым.

Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности. Человек, рассмотренный в структуре философских категорий «общее – особенное – единичное», предстает как:

а) человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода;

б) определенная общность людей (расовая, национальная, классовая, конфессиональная, профессиональная, половая, возрастная и пр.) и проявления этой общности в конкретных людях;

в) отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования.

Эта трехуровневая структура представляет собой универсалию бытия и самосознания человека.

Понятие национальной идентичности отражает осознание двух встречных процессов: с одной стороны, индивидуализируется групповой порядок действий, а с другой – поддерживаются коллективно одобряемые правила поведения.

Два пути выхода из сложившейся ситуации – революционный и реформаторский – активно обсуждались на рубеже XIX – XX вв.

Исторический выбор произошел в пользу первого, победила линия на отказ от своей истории, традиций, от собственной тысячелетней идентичности. Это означало наступление кризиса национально-культурной идентичности, что признается одним из наиболее характерных явлений современности.

Разрешение идентификационного кризиса сможет произойти также в результате воссоздания связей индивида с прежним объектом тождества, возрождения прежней идентичности, в том числе государственной. В воспоминаниях А.А. Игнатьева[112], бывшего в то время русским военным атташе в Париже, достаточно ярко описывается, как большая часть русской диаспоры в Париже, состоявшей в значительной части из принадлежащих к разным партиям революционеров, стремилась вернуться в Россию для ее защиты после начала первой мировой войны. Отвергнутая ими ранее идентичность в отношении самодержавной России была восстановлена в условиях начавшейся войны и возникшей угрозы Отечеству.

В связи с этим пристальное внимание вызывают процессы децентрализации и детерриториализации в странах развитых демократий, характеризующихся передачей основных организационных функций публичным общественным институтам региональных и локальных уровней, ибо только на уровне территорий возможно сохранение собственной идентичности.

К сожалению, эти процессы не свободны от известной степени мифологизации культуры и истории новыми субъектами политического действия. Реальность этнических мифов такова, что история каждого народа представляется наиболее древней и богатой среди других, а ареал исторического расселения и влияния – выходящими далеко за пределы их нынешних границ.

Проблема идентичности россиян наиболее часто поднимается в публикациях в связи с тем, что при анализе происходящих в современной России процессов констатируется кризис идентичности как важнейшее следствие распада прежней государственности и источник психологического дискомфорта существенной части населения. Так, по мнению Е.Б. Светлицкой, важнейшим следствием распада СССР стал идентификационный кризис, переживаемый значительной частью населения России, особенно лицами, относящимися к старшим возрастным группам. Ухудшение положения в стране, изменение идеалов, неопределенность ситуации привели к тому, что многие потеряли нравственные, идеологические, материальные и жизненные ориентиры, остро почувствовали свою ненужность государству, маргинальность своего положения: перестав быть гражданами СССР, они не осознали того, что стали гражданами России[113]. С распадом СССР и образованием новых государств люди, пересматривая прежние представления о самих себе, сталкиваются с сосуществованием старых и новых идентичностей, в том числе национальных. Этот сложный процесс вызвал кризис самосознания и болезненные политические проекции, связанные с отрицанием старого режима и его политической и социокультурной системы.

В различные эпохи национальной жизни выступают на передний план определенные аспекты, отбирается то из прошлого, что соответствует ее, этой эпохи, духу. Многие ученые России кризис идентичности видят в возвращении к «русской идее».

Сложные проблемы возникают в мусульманском мире. В зонах расселения мусульман в разных странах мира исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности, то есть внедрение в среду мусульман самоидентификации не с тем или иным модернизирующимся секулярным государством, а с исламской уммой (глобальным сообществом верующих), которая на деле подменяется конкретным исламистским центром. Следует отметить, что ничто не наносит большего вреда исламу и мусульманам, чем современный исламский экстремизм. Экстремисты эксплуатируют религию в политических целях, сплошь и рядом нарушая её догматы.

Национальная идентичность является важнейшим средством легитимации и делигитимации политической власти в современном обществе. Вместе с тем идентификация с большой социальной (этнической) общностью – достаточно сильный катализатор массового поведения и поли­тического действия. Именно поэтому распространенность определенной групповой этнической идентификации может служить одним из факторов прогноза возможного массового политического действия.

Кризис национальной идентичности в России усиливается тем, что лишь 12% населения проживает в национальных республиках, обладающих статусом государственных образований. При этом из 21 республики только в 6 (Дагестан, Северная Осетия – Алания, Тува, Кабардино-Балкария, Чеченская республика, Чувашия) титульные этносы составляют большинство населения и большинство их представителей проживает в границах своих национальных образований. В остальных же республиках, автономных округах количественно доминируют главным образом русские, которые тем не менее по своему статусу превратились в нацменьшинство.

Тем не менее, у граждан России уже в 1990-е гг. появилось ощущение большей этнокультурной защищенности: была отменена обязательная фиксация национальности в паспортах, люди перестали скрывать или стыдиться своей этнической идентичности, начали свободно говорить между собой на родном языке.

Национальное самосознание обладает сложной структурой. Оно включает: сознание этнической общности и отношение к другим этносам; приверженность к этносам, языку, территории, демократической культуре; сознание социально-государственной общности; патриотизм, сознание общности в национально-освободительной борьбе. В любой из этих сфер самосознание отражает положение вещей: истинно или извращённо[114].

Проблема самосознания нации, национальности, этнической группы – это проблема национального духа, которая включает в себя обряды, обычаи, познание самого себя в перспективе и ретроспективе. Никто не хочет терять национальное лицо, каждый хочет его сохранить. Академик Ю.В. Бромлей рассматривает национальное самосознание как категорию, обозначающую весь комплекс представлений национальности о самом себе (в том числе и принадлежность к ней), её осознанных интересов, ценностных ориентации и установок по отношению к другим национальностям[115].

Для развитого национального самосознания характерна не просто способность общества вырабатывать мнение о себе самом, но и существование действенного механизма регулирования этого мнения, то есть критическое отношение к деятельности как общества в целом, так и отдельных его составляющих вплоть до конкретного человека.

Важное значение имеет выяснение соотношение терминов национальное и этническое самосознание. В социальной философии и этнологии этническое и национальное часто либо отождествлялись, либо противопоставлялись, и, соответственно, этническое и национальное самосознание рассматривалось как однозначные, или противостоящие понятия и феномены. Вместе с тем обнаруживалась тенденция интерпретировать этническое самосознание в качестве основы национального самосознания[116].

Этническое самосознание представляет чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и исхода при сравнении с другими этносами, важный признак этнической общности, являющейся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющееся в форме самоназвания, или этнонима. Этническое самосознания – это духовное отождествление человека со своим народом.

Национальное самосознание – более широкое социокультурное понятие. В него входят не только знания данного этноса о себе, но и знания, воспринятые от других, особенно родственных народов, полученные в результате длительного проживания совместно с ними на одной территории и других форм общения[117].

Национальное самосознание можно определить как совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих представления членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о своем месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Ю.В. Бромлей[118] выделяет такие элементы в его структуре, как национальная идентификация; представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого – автостереотипы; представления об общности исторического прошлого народа; о территориальной общности («родной земле»); о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом является осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям, ориентациям на них.

Такой же позиции придерживаются авторы монографии «Русские: этносоциологические очерки»[119]. Под национальным самосознанием они предлагают понимать не только идентификацию – отнесение человека себя к той или другой национальности, – но и его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т.е. образ «мы». Все эти представления эмоционально окрашены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания и т.п., способное стимулировать поступки людей.

Национальное самосознание – это осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечеловеческую цивилизацию. Это сознание своего естественно-исторического права на свободное, независимое существование.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3038 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.