Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики. В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно: традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; и социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.
Было бы неверным сводить суть политики только к борьбе за власть. Наиболее глубоко содержательное значение этой сути раскрывается в определении политики как науки и искусства государственного управления, как целенаправленной деятельности по организации совместной жизни людей в обществе, вне которой эта жизнь просто неосуществима. Следует иметь в виду, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом, к возникновению состояния напряженности, к нарушению равновесия социальных отношений, а нередко и к их кризису. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба, не приняла бы формы войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию предотвращения такого развития событий и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Не случайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
Во втором подходе можно сказать: «Куда ни кинь – везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин.
Вообще же, с функциональной точки зрения, роль политики в любом сообществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:
– выяснению смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
– согласованию и сбалансированности интересов всех ее членов, определению общих коллективных устремлений и целей;
– выработке приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
– распределению функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработке тех правил, по которым происходит это распределение;
– созданию общепринятого (общепонятного) всем языка – вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.
Как свидетельствует мировой опыт, эффективной политика может быть лишь тогда, когда власть имущие опираются не на классовое (корпоративное) насилие, а согласуют свои частные интересы с интересами всех других политических и социальных субъектов в результате частичных самоограничений (компромисса, консенсуса) и находят необходимый их баланс на принципах социальной справедливости. Отсюда нетрудно вывести критерии оценки политики – это то, как политика влияет на общее развитие людей и отдельного индивида, формирует гарантии соблюдения прав и свобод граждан, обеспечивает их защиту и достоинство, создает условия для свободы творчества и самореализации, роста благосостояния и т.д.
Важным в характеристике политики является ее динамизм. Если суммировать основные факторы, детерминирующие политику на каждом конкретно-историческом отрезке социальной эволюции того или иного общества, то их можно свести к четырем группам. Во-первых, это мировые условия, т.е. условия исторической эпохи, в которых разворачивается жизнь всего человечества; экономические, социальные и духовные. Во-вторых, идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя, уровень развития и, прежде всего, господствующий способ производства материальных и нематериальных благ. При этом немаловажное значение имеет мораль и нравственность, национальный менталитет, в т.ч. политическая культура и политические традиции. В-третьих, содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный конкретный период, определяемых в основном динамикой развития производительных сил, необходимость соответствующих изменений во все элементы надстройки. В-четвертых, конкретное состояние политической сферы страны, которая обладает известной самостоятельностью по отношению к другим областям общественной жизни.
Политические явления и процессы имеют свою объективную логику, свои правила игры. В политике всегда складывается конкретная политическая ситуация, определяющая расстановку политических сил и тактические задачи, методы и средства политических действия, формы взаимоотношений между их субъектами (факторами) и т.д. Этими субъектами политики выступают: государство и его органы, церковь, средства массовой информации, политические партии и союзы, массовые общественные организации и движения, группы давления, нации и народности, классы и социальные слои, социально-демографические общности, трудовые и учебно-воспитательные общности, семьи и малые группы, личность.
Следует особо подчеркнуть, что политика – это всегда взаимодействие сторон. Всякая монополия на власть как центральное звено политики, по существу, уничтожает ее в этом качестве. В политике в зависимости от характера взаимодействия сторон различают два основных типа этого взаимодействия: отношения сотрудничества и отношения борьбы. Политическое сотрудничество представляет собой конструктивное взаимодействие (совместную деятельность) политических сил, преследующих полностью или частично совпадающие цели. Политическая борьба – это конфликтное взаимодействие (обоюдное противоборство) политических сил, преследующих противоположные или расходящиеся цели. Эти два типа политических отношений редко существуют в «чистом виде» и чаще всего переплетаются друг с другом.
«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе – сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.
Поскольку в политике выражаются самые глубокие, долгосрочные, коренные интересы людей, классов, социальных слоев и групп и т.д., а сами эти интересы в качестве генетической исходной имеют экономические отношения, чрезвычайно важным является выяснение вопроса о соотношении между политикой и экономикой, между властью политической и властью экономической. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает на «крутых поворотах истории» – в период глубокой ломки общественных отношений, социальных структур, представлений, ценностей. Именно такой переходный период переживает сегодня наше общество. Идет острейшая политическая борьба между сторонниками полностью этатизированной (огосударствленной) экономики, и теми, кто выступает за ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, вплоть до полного изгнания государства из этой сферы.
Политика неразрывно связана с идеологией, и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой - функцию идеологической легитимации, т.е. оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая – в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят характер «шоковой терапии» и т.д.
Власть как вторая, исходная, базовая категория политической науки, подобно категории политики, также употребляется в самых различных смыслах и значениях. Прежде всего, это всегда какое-либо отношение, а не вещь, которой обладают. Она возникает в ходе отношения, а не до него, например, в отношениях человека с человеком, человека с группой и т.д. Власть – не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого. Классическая формула власти с этой точки зрения гласит: «А имеет власть над Б в той мере, в какой А может заставить Б делать то, чего бы Б, без этого воздействия А, никогда не стал бы делать». Следовательно, власть – это чья-либо способность, а затем уже и возможность управлять другими людьми. Но откуда же берется эта способность? Почему у одного субъекта она есть, а у другого нет? Здравый смысл подсказывает: для того, чтобы обладать властью, человек должен держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для другого человека или группы людей, и, тем самым, создавать их зависимость от него, заставляя их действовать согласно его желаниям. Стало быть, основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях. С этой точки зрения, власть дает все: и грубая сила или угроза ее применения, и богатство, и авторитет, и знания, и даже альтруизм и личное обаяние. Ибо человек как высшее творение природы, не только нуждается в «хлебе насущном», т.е. в удовлетворении своих потребностей в жилье, пище, одежде, и т.д. В равной мере он озабочен своей безопасностью, как физической, так и социальной, стремиться к тому, чтобы его уважали, любили, чтобы он смог самореализоваться и состояться как личность.
Каждый из источников порождает определенный вид власти, а именно:
• авторитет – власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
• сила – «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления нет;
• богатство – стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
• знание – власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
• харизма – вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
• престиж – отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.
Следует обратить внимание на некоторые универсальные свойства власти, а именно:
• всеобщность, т. е. функционирование во всех сферах общественных отношений;
• инклюзивность, т.е. способность проникать во все виды человеческой деятельности;
• способность объединять людей, общественные группы, равно как и противопоставлять их друг другу.
Говоря иначе, власть, подобно политике, представляет собой феномен всеобщей зависимости между индивидами, социальными группами, институтами и т.д., и в этом качестве пронизывает всю общественную и частную жизнь и проявляется во всех ее сферах и структурах. Она – составной элемент всего человеческого существования, необъемлемое слагаемое (в известных пределах детерминанта) всего процесса производства и воспроизводства общества. С этой точки зрения власть – необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка.
С функциональной точки зрения, формы проявления власти исключительно разнообразны: это и принуждение, принятие решений, руководство, контроль и управление, соперничество и сотрудничество и т.д.
Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т.е. политическая и государственная власть. Эти два понятия не тождественны друг другу. Первое объемнее второго и включает не только деятельность государственного аппарата, но и деятельность политических партий, групп давления и т.д. Государственная власть – это своеобразное ядро политической власти, ибо только государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан. При этом оно опирается на силу государственных органов принуждения.
Политическая и государственная власть относятся к разряду институциональной, т.е. оформленной в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, а также в иерархии правящих сил и лиц (лидеров, работников управления и т.д.). Различают три функциональных уровня институциональной власти:
Макровласть – система высших инстанций власти (правительство, его центральные учреждения, парламент и др.);
Мезовласть – власть среднего или промежуточного уровня, образуемого бюрократией разных рангов, вплоть до местных властей;
Микроуровень – непосредственное политическое общение людей, малых групп и др., а также самоуправление.
В зависимости от способов и механизмов приобретения государственной власти выделяют:
– традиционалистскую власть, т. е. наследственную, персонифицированную, действующую обычно в условиях монархии;
– плебисцитарную власть, выбранную, деперсонифицированную, действующую обычно в условиях демократической (президентской или парламентской) республики;
– харизматическую власть, т. е. экстраординарную, вождистскую, обычно осуществляемую в условиях авторитарных режимов.
В зависимости от уровня концентрации властных полномочий в рамках асимметричного отношения сторон выделяют следующую типологию власти:
Любая власть нуждается в легитимности. Легитимность – это законность, правомерность, правомочность власти. Основными критериями здесь выступают согласие с этой властью и доверие к ней со стороны народных масс. Легитимен всякий строй, отвечающий народному консенсусу. На практике это выражается через соответствие происхождения и действий властей требованиям демократии.
Одной из исходных категорий анализа политико-властных отношений является категория политических интересов. В основе всей жизнедеятельности общества лежат интересы. И любая власть, равно как и политика, реализуются исключительно через интересы. Поэтому не случайно очень часто говорят о том, что в политике нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. Постоянными являются только интересы как внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политические интересы, во-первых, находятся в области политики и связаны прямо или косвенно с механизмом и способом осуществления политической власти в обществе; во-вторых, зреют в материальных отношениях, в экономическом базисе общества, но при этом играют активную роль по отношению к нему; в-третьих, обладают относительной самостоятельностью: совокупный государственный интерес может не совпадать с политическими интересами личности, социальной группы, этноса и т.д.; в-четвертых, являются исходным фактором обоснования политики, основной научного управления и руководства социальными процессами; в-пятых, всегда имеют национальную окраску, поскольку нации являются субъектами политики, а национальные отношения – элемент отношений политических; в-шестых, имеют своеобразную модель функционирования, включающую стадию институционализации в определенных политических структурах и иерархиях.