Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 3. Политика и власть




Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики. В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно: традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; и социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

Было бы неверным сводить суть политики только к борьбе за власть. Наиболее глубоко содержательное значение этой сути раскрывается в определении политики как науки и искусства государственного управления, как целенаправленной деятельности по организации совместной жизни людей в обществе, вне которой эта жизнь просто неосуществима. Следует иметь в виду, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом, к возникновению состояния напряженности, к нарушению равновесия социальных отношений, а нередко и к их кризису. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба, не приняла бы формы войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию предотвращения такого развития событий и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Не случайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».

Во втором подходе можно сказать: «Куда ни кинь – везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин.

Вообще же, с функциональной точки зрения, роль политики в любом сообществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:

– выяснению смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

– согласованию и сбалансированности интересов всех ее членов, определению общих коллективных устремлений и целей;

– выработке приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

– распределению функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработке тех правил, по которым происходит это распределение;

– созданию общепринятого (общепонятного) всем языка – вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективной политика может быть лишь тогда, когда власть имущие опираются не на классовое (корпоративное) насилие, а согласуют свои частные интересы с интересами всех других политических и социальных субъектов в результате частичных самоограничений (компромисса, консенсуса) и находят необходимый их баланс на принципах социальной справедливости. Отсюда нетрудно вывести критерии оценки политики – это то, как политика влияет на общее развитие людей и отдельного индивида, формирует гарантии соблюдения прав и свобод граждан, обеспечивает их защиту и достоинство, создает условия для свободы творчества и самореализации, роста благосостояния и т.д.

Важным в характеристике политики является ее динамизм. Если суммировать основные факторы, детерминирующие политику на каждом конкретно-историческом отрезке социальной эволюции того или иного общества, то их можно свести к четырем группам. Во-первых, это мировые условия, т.е. условия исторической эпохи, в которых разворачивается жизнь всего человечества; экономические, социальные и духовные. Во-вторых, идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя, уровень развития и, прежде всего, господствующий способ производства материальных и нематериальных благ. При этом немаловажное значение имеет мораль и нравственность, национальный менталитет, в т.ч. политическая культура и политические традиции. В-третьих, содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный конкретный период, определяемых в основном динамикой развития производительных сил, необходимость соответствующих изменений во все элементы надстройки. В-четвертых, конкретное состояние политической сферы страны, которая обладает известной самостоятельностью по отношению к другим областям общественной жизни.

Политические явления и процессы имеют свою объективную логику, свои правила игры. В политике всегда складывается конкретная политическая ситуация, определяющая расстановку политических сил и тактические задачи, методы и средства политических действия, формы взаимоотношений между их субъектами (факторами) и т.д. Этими субъектами политики выступают: государство и его органы, церковь, средства массовой информации, политические партии и союзы, массовые общественные организации и движения, группы давления, нации и народности, классы и социальные слои, социально-демографические общности, трудовые и учебно-воспитательные общности, семьи и малые группы, личность.

Следует особо подчеркнуть, что политика – это всегда взаимодействие сторон. Всякая монополия на власть как центральное звено политики, по существу, уничтожает ее в этом качестве. В политике в зависимости от характера взаимодействия сторон различают два основных типа этого взаимодействия: отношения сотрудничества и отношения борьбы. Политическое сотрудничество представляет собой конструктивное взаимодействие (совместную деятельность) политических сил, преследующих полностью или частично совпадающие цели. Политическая борьба – это конфликтное взаимодействие (обоюдное противоборство) политических сил, преследующих противоположные или расходящиеся цели. Эти два типа политических отношений редко существуют в «чистом виде» и чаще всего переплетаются друг с другом.

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе – сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Поскольку в политике выражаются самые глубокие, долгосрочные, коренные интересы людей, классов, социальных слоев и групп и т.д., а сами эти интересы в качестве генетической исходной имеют экономические отношения, чрезвычайно важным является выяснение вопроса о соотношении между политикой и экономикой, между властью политической и властью экономической. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает на «крутых поворотах истории» – в период глубокой ломки общественных отношений, социальных структур, представлений, ценностей. Именно такой переходный период переживает сегодня наше общество. Идет острейшая политическая борьба между сторонниками полностью этатизированной (огосударствленной) экономики, и теми, кто выступает за ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, вплоть до полного изгнания государства из этой сферы.

Политика неразрывно связана с идеологией, и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой - функцию идеологической легитимации, т.е. оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая – в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят характер «шоковой терапии» и т.д.

Власть как вторая, исходная, базовая категория политической науки, подобно категории политики, также употребляется в самых различных смыслах и значениях. Прежде всего, это всегда какое-либо отношение, а не вещь, которой обладают. Она возникает в ходе отношения, а не до него, например, в отношениях человека с человеком, человека с группой и т.д. Власть – не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение, т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого. Классическая формула власти с этой точки зрения гласит: «А имеет власть над Б в той мере, в какой А может заставить Б делать то, чего бы Б, без этого воздействия А, никогда не стал бы делать». Следовательно, власть – это чья-либо способность, а затем уже и возможность управлять другими людьми. Но откуда же берется эта способность? Почему у одного субъекта она есть, а у другого нет? Здравый смысл подсказывает: для того, чтобы обладать властью, человек должен держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для другого человека или группы людей, и, тем самым, создавать их зависимость от него, заставляя их действовать согласно его желаниям. Стало быть, основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях. С этой точки зрения, власть дает все: и грубая сила или угроза ее применения, и богатство, и авторитет, и знания, и даже альтруизм и личное обаяние. Ибо человек как высшее творение природы, не только нуждается в «хлебе насущном», т.е. в удовлетворении своих потребностей в жилье, пище, одежде, и т.д. В равной мере он озабочен своей безопасностью, как физической, так и социальной, стремиться к тому, чтобы его уважали, любили, чтобы он смог самореализоваться и состояться как личность.

Каждый из источников порождает определенный вид власти, а именно:

• авторитет – власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;

• сила – «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления нет;

• богатство – стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;

• знание – власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;

• харизма – вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;

• престиж – отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Следует обратить внимание на некоторые универсальные свойства власти, а именно:

• всеобщность, т. е. функционирование во всех сферах общественных отношений;

• инклюзивность, т.е. способность проникать во все виды человеческой деятельности;

• способность объединять людей, общественные группы, равно как и противопоставлять их друг другу.

Говоря иначе, власть, подобно политике, представляет собой феномен всеобщей зависимости между индивидами, социальными группами, институтами и т.д., и в этом качестве пронизывает всю общественную и частную жизнь и проявляется во всех ее сферах и структурах. Она – составной элемент всего человеческого существования, необъемлемое слагаемое (в известных пределах детерминанта) всего процесса производства и воспроизводства общества. С этой точки зрения власть – необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка.

С функциональной точки зрения, формы проявления власти исключительно разнообразны: это и принуждение, принятие решений, руководство, контроль и управление, соперничество и сотрудничество и т.д.

Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т.е. политическая и государственная власть. Эти два понятия не тождественны друг другу. Первое объемнее второго и включает не только деятельность государственного аппарата, но и деятельность политических партий, групп давления и т.д. Государственная власть – это своеобразное ядро политической власти, ибо только государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан. При этом оно опирается на силу государственных органов принуждения.

Политическая и государственная власть относятся к разряду институциональной, т.е. оформленной в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, а также в иерархии правящих сил и лиц (лидеров, работников управления и т.д.). Различают три функциональных уровня институциональной власти:

Макровласть – система высших инстанций власти (правительство, его центральные учреждения, парламент и др.);

Мезовласть – власть среднего или промежуточного уровня, образуемого бюрократией разных рангов, вплоть до местных властей;

Микроуровень – непосредственное политическое общение людей, малых групп и др., а также самоуправление.

В зависимости от способов и механизмов приобретения государственной власти выделяют:

– традиционалистскую власть, т. е. наследственную, персонифицированную, действующую обычно в условиях монархии;

– плебисцитарную власть, выбранную, деперсонифицированную, действующую обычно в условиях демократической (президентской или парламентской) республики;

– харизматическую власть, т. е. экстраординарную, вождистскую, обычно осуществляемую в условиях авторитарных режимов.

В зависимости от уровня концентрации властных полномочий в рамках асимметричного отношения сторон выделяют следующую типологию власти:

Любая власть нуждается в легитимности. Легитимность – это законность, правомерность, правомочность власти. Основными критериями здесь выступают согласие с этой властью и доверие к ней со стороны народных масс. Легитимен всякий строй, отвечающий народному консенсусу. На практике это выражается через соответствие происхождения и действий властей требованиям демократии.

Одной из исходных категорий анализа политико-властных отношений является категория политических интересов. В основе всей жизнедеятельности общества лежат интересы. И любая власть, равно как и политика, реализуются исключительно через интересы. Поэтому не случайно очень часто говорят о том, что в политике нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. Постоянными являются только интересы как внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политические интересы, во-первых, находятся в области политики и связаны прямо или косвенно с механизмом и способом осуществления политической власти в обществе; во-вторых, зреют в материальных отношениях, в экономическом базисе общества, но при этом играют активную роль по отношению к нему; в-третьих, обладают относительной самостоятельностью: совокупный государственный интерес может не совпадать с политическими интересами личности, социальной группы, этноса и т.д.; в-четвертых, являются исходным фактором обоснования политики, основной научного управления и руководства социальными процессами; в-пятых, всегда имеют национальную окраску, поскольку нации являются субъектами политики, а национальные отношения – элемент отношений политических; в-шестых, имеют своеобразную модель функционирования, включающую стадию институционализации в определенных политических структурах и иерархиях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1326 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.