Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.




Характерные черты:

· постепенное освобождение знаний о политике от мифологии;

· возникновение классической философии и выделение основных направлений науки как части философии;

· формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления.

Древняя Греция. В истории возникновения и развития древнегреческих политико-правовых воззрений выделяют три периода. Ранний период (IX - VI вв. до н.э.) связан со временем становления древ­негреческой государственности: развитие политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формирование философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорийцы, Гераклит). Второй период (V - 1-я пол. IV в. до н.э.) -это время расцвета древнегреческой философии и политико-пра­вовой мысли, нашедших отражение в учениях Демокрита, Пла­тона, Аристотеля. Третий период (2-я пол. IV-II в. до н.э.) - пе­риод эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой го­сударственности (Эпикур, стоики, Полибий).

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных граждан. Свобода - фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики.

Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль.

Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство». Трактует идеальное государство как реализацию идеи государства, воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Трем началам че­ловеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) аналогичны в государстве тоже три сходных деятельности: совещательная, защитная и деловая, а им соответствуют и три сословия: правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы). В идеальном государстве вся жизнь организова­на на началах солидарности, общности, равенства и коллекти­визма. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Семьи для первых двух сословий не существует. Детей воспитывает государ­ство. Платон против крайностей богатства и бедности, за умерен­ность, средний достаток. Управлять государством должны луч­шие, мудрые люди. Аристократии он противопоставляет олигар­хию, демократию, тиранию как неидеальные формы правления.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Различает два вида справед­ливости в обществе: уравнивающую и распределяющую. Урав­нивающая справедливость основана на "арифметическом равен­стве": область гражданско-правовых сделок, возмещения ущер­ба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление об­щих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу гражданина. Государство Аристотель рассматривал как продукт естественного развития подобно семье или поселениям. Но госу­дарство — высшая форма общения, объемлющая собой все осталь­ные. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовеща­тельной и судебной власти. Государственная форма определяется числом властвующих: один, немного, большинство. Он различал правильные и неправильные формы государства: а) в правильных формах правители имеют в виду общую пользу - это монархия, аристократия и полития; б) в неправильных формах правители ориентированы на личное благо - это тирания, олигархия де­мократия. Лучшей формой Аристотель считал политию: прав­ление большинства в интересах большинства.

Древний Рим (IV в. до н.э. – II в.) Развивается римское частное и публичное право. Савелий, Юлиан, Гай создают юриспруденцию как самостоятельную науку. Юридически обосновывается концепция мирного государства и политики с принципом Цезаря: «разделяй и властвуй», который становится основой политики Древнего Рима и актуален до настоящего времени.

Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): «обязанности человека перед обществом и государством имеют приоритетные значения. Права свободного гражданина римского государства недопустимо оскорблять и ущемлять». Принцип демократии – верховенство закона, которому подчиняются и граждане, и государство. Цицерон впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского искусства и красноречия. До настоящего времени сохранились 50 речей Цицерона.

В эпоху Античности предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 681 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2319 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.