Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Последние крестовые походы




 

Войны между христианами и мусульманами продолжа­лись на протяжении многих веков и после роспуска ордена Храма. В XIV веке египетских мамлюков в качестве лидеров исламского мира сменили оттоманские турки. Свое назва­ние они получили от эмира турок-сельджуков по имени Ос­ман, чьи владения первоначально находились в Никее, неда­леко от Антиохйи. В XIV веке турки под его предводитель­ством покорили всю Малую Азию, а затем, обогнув Кон­стантинополь, пересекли Дарданеллы и через Македонию и Болгарию дошли до Дуная. В 1389 году они нанесли жесто­кое поражение православным сербам.

После этого основной задачей христиан стало не осво­бождение Иерусалима, а снятие блокады Константинополя. В 1396 году большой экспедиционный корпус под командо­ванием венгерского короля Сигизмунда и французского гра­фа Жана Неверского был разбит турками под городом Нико-полис на Дунае. В 1444 году армия крестоносцев, собранная по инициативе папы Евгения IV, потерпела поражение в битве под Варной. А девять лет спустя Константинополь оконча­тельно перешел под власть турок-оттоманов.

Эта катастрофа отозвалась во всем христианском мире так же тяжело, как и падение Иерусалима двумя веками ра­нее.

Францисканский монах Джованни Капистрано, послан­ный папой Николаем V призвать венгров к новому крестово­му походу, сумел собрать сильную армию, которая отбила нападение превосходящих сил турок, осадивших Белград. Однако этот успех оказался лишь временным — в 1521 году Белград пал, а венгры потерпели новое тяжелое поражение под Мохачем в 1526 году.

Одновременно турки уверенно расширяли исламские вла­дения в Средиземноморье. В 1522 году рыцари-госпиталье­ры лишились своих владений на Родосе, а с Кипра латиняне были изгнаны в 1571 году. Однако в том же году победа объ­единенного христианского флота при Лспанто позволила Ве­неции занять остров Крит и удерживать его вплоть до 1669 года. Единственным местом, где у европейцев до XVII века наблюдались успехи, была Испания: между 1482 и 1492 года­ми Реконкиста завершилась взятием Гранады, последнего мусульманского владения на Пиренейском полуострове.

Начиная с XIV века первоначальный идеализм ранних крестовых походов сменился холодным расчетом христиан­ских правителей, с одной стороны, и нескрываемым циниз­мом их подданных — с другой. Эразм Роттердамский в XVI веке решительно развенчал саму идею крестовых походов, а вскоре последовавшая Реформация полностью отвергла ис­купительное значение крестоносных экспедиций, как и пра­во папы римского налагать епитимью и отпускать грехи. С этого момента главный удар по исламу наносили те страны и народы, чьим интересам он реально угрожал, — например, венецианцы в Средиземноморье и австрийская династия Габс­бургов в Восточной Европе.

Своей высшей точки мусульманская экспансия — нача­лась с пророка Мухаммеда, основавшего ислам в седьмом веке, — достигла в 1683 году, когда турецкая армия подошла к воротам Вены, столицы «Священной Римской империи», которой в то время правил Леопольд Австрийский. Соседние немецкие государства и поляки под предводительством Яна Собеского собрали ополчение, которое в 1684 году сняло осаду Вены. Для противодействия натиску турок была создана Свя­щенная лига во главе с папой римским, а в XVIII веке осво­бождение православных христиан от турецкого засилья воз­главила Россия.

В 1686 году была освобождена венгерская Буда, а в 1688 году — Белград. По мирному договору, подписанному в 1699 году в Карловцах, большая часть Центральной Европы и часть Греции вновь перешли под власть христиан. Сербы же, со­хранившие на протяжении пятивекового турецкого ига вер­ность православию, получили независимость лишь по Бер­линскому трактату 1878 года. В результате Балканских войн 1912 и 1913 годов владения Оттоманской империи (совре­менная Турция) на европейском континенте сократились до узкой полоски суши в районе бывшей Фракии.

В XIX и XX веках в Северной Африке возникли испан­ские, французские и итальянские колонии, а Британия забра­ла в свои руки Египет и Судан. Однако эти завоевания были инспирированы не религиозными, а сугубо политэкономи-ческими интересами. Сама идея единого христианского мира утратила свое значение. Когда генерал Алленби в 1917 году изгнал турок из Газы и занял Иерусалим, он понимал, какую важную историческую миссию ему довелось выполнить. Из министерства обороны Великобритании ему отправили сроч­ную телеграмму: «Настоятельно рекомендуем перед въездом в город сойти с лошади. Когда-то германский император шел через эти ворота босиком и сказал: «До меня здесь прошел более великий человек». Поэтому контраст будет бросаться в глаза». Забавно, что «более великим человеком», по мнению военных чиновников, был вовсе не Иисус Христос, въехав­ший в Иерусалим на осле, а тесть пророка Мухаммеда халиф Омар. Тем не менее генерал спешился и вошел в Святой град «на своих двоих».

После 1917 года Заморье находилось под совместным протекторатом Британии и Франции, которая до 1941 года контролировала Сирию. В 1947 году британцы ушли из Па­лестины, а проживавшие там евреи в следующем году про­возгласили свое независимое государство. Иерусалим управ­лялся главой Иорданского Хашимитского Королевства вплоть до июня 1967 года, когда в ходе шестидневной войны его захватил Израиль. Окончательный статус Иерусалима до сих пор не утвержден. Церковь Святого Гроба Господня, несмотря на относительно небольшие размеры, поделена между пред­ставителями шести христианских конфессий, что периоди­чески вызывает конфликты.

 

Какую же роль в последних крестовых походах играли духовно-рыцарские ордена? После падения Акры тевтон­ские рыцари покинули Святую землю и целиком сосредо­точились на борьбе с язычниками в Литве и Пруссии. В 1229 году они перенесли свою штаб-квартиру из Венеции в Мариенбург, к югу от Данцига (современный Гданьск), а после слияния в XIII веке с небольшим орденом меченос­цев, который издавна базировался в Ливонии, установили полный контроль над всем восточнобалтийским побере­жьем, вплоть до Финского залива. Нередко подвергаясь критике со стороны папы римского за стремление порабо­тить язычников, нежели обратить захваченных пленников в христианство, они настойчиво заселяли захваченные прус­ские земли выходцами из Германии, одновременно извле­кая огромные прибыли от торговли в рамках Ганзейской лиги (союза городов). Теперь, когда Святая земля оказа­лась недоступной для западноевропейских рыцарей, они с удовольствием участвовали в сезонных кампаниях Тевтон­ского ордена — так называемых «путешествиях» — против язычников-литовцев, пытаясь проявить свои рыцарские до­стоинства. Так, Генри Болингброк немало «попутешество­вал» по Прибалтике, перед тем как захватил английский трон под именем Генриха IV.

В 1386 году Ягайло, великий князь Литовский, решил принять католичество вместе со своими подданными и же­нился на польской наследной принцессе Ядвиге. Ауже в 1410 году армия объединенного польско-литовского государства наголову разбила тевтонских рыцарей в Грюнвальдской бит­ве — погибло более четырехсот рыцарей и сам Великий ма­гистр. После этого начался быстрый закат ордена — он пол­ностью утратил власть как над немцами-мирянами, колони­зовавшими Пруссию, так и над соседним Польским коро­левством. В 1525 году последний Великий магистр тевтонов, Альберт фон Бранденбург-Ансбах перешел в протестантство и распустил орден, превратив его территорию в светское го­сударство. Из пятидесяти пяти оставшихся в Пруссии рыца­рей лишь несколько человек остались верны уставу несуще­ствующего ордена. Большинство же обзавелись женами и вли­лись в ряды местной знати, образовав сословие прусского юнкерства. В 1561 году последний управляющий ливонской ветвью тевтонского рыцарства, следуя духу времени, «пере­квалифицировался» в герцога Курляндского. Оставшиеся члены ордена еще долгое время находились в католической Германии, пока их окончательно не изгнал оттуда Наполеон в 1809 году. Орден был возрожден в качестве почетной ду­ховной корпорации в Австрийской империи в 1834 году.

 

На Пиренейском полуострове духовно-рыцарские ор­дена продолжали войну с маврами, но уже подчиняясь непосредственно местным монархам. В Кастилии ордена Сантьяго, Алькантары и Калатравы отвоевывали и защи­щали земли от нападения мусульман. Орден Алькантары к тому же охранял границу с Португалией в районе Эстремадуры. Все испанские ордена участвовали в знаменитой битве у реки Сальдо в 1340 году, в результате которой ис­панцы заняли стратегически важную крепость Альгасир. За последующие полтора столетия Реконкиста ограничи­валась периодическими рейдами по территории последних владений мавров в Гранаде. И наконец в 1492 году объеди­ненные испанские силы окончательно вытеснили мусуль­ман с Пиренейского полуострова.

После этого испанские рыцарские ордена еще долгое вре­мя сохраняли свое влияние и богатство. Госпитальеры явля­лись самыми крупными землевладельцами в Арагоне, а в Кастилии ордену Алькантары принадлежала половина всех земель в провинции Эстремадура. Постепенно руководство орденов все больше втягивалось в местные политические интриги. Короли и знать упорно старались протолкнуть на магистерские должности своих сыновей — законных и неза­конных. В период между 1487 и 1499 годами все кастильские ордена перешли под королевский контроль, а орден Монтесы был присоединен к арагонской короне в 1587 году.

В Португалии орден тамплиеров, с папского разрешения, целиком перешел во вновь созданный королем Дионисием орден Христа. Здесь рыцари также находились под контро­лем португальских монархов, которые могли назначать на должность магистра своих сыновей или придворных фавори­тов. Принц Генрих Мореплаватель, сын Жуана I, взошед­ший на трон в 1418 году, воспользовался богатствами ордена для организации многочисленных морских экспедиций, в том числе вдоль побережья Африки до мыса Доброй Надежды и далее — до Индии и Китая. В XVI веке полный контроль над орденами перешел к королям, а поскольку в новых папских указах заметно смягчались требования к умеренности во всем, целомудрию и послушанию рыцарей-монахов, то членство в ордене стало просто делом чести и престижа.

Единственным орденом, который по-прежнему активно участвовал в священной войне против мусульман, оставались госпитальеры. В период магистерства Фулько де Вилларе и процесса над тамплиерами они хранили молчание — отчасти из страха навлечь на себя гнев Филиппа Красивого, а отчас­ти из-за надежды поживиться наследством храмовников. Как же им удалось выжить? Если Гильом Ногаре и вправду про­исходил из семьи катаров, то, вероятно, он питал к госпита­льерам симпатию как к защитникам еретиков во время Аль­бигойского крестового похода. Тем более что мало кто ве­рил, будто святотатство, ересь и содомия — грехи, присущие исключительно ордену тамплиеров и не свойственные дру­гим монашеским братствам. Однако в отличие от тамплие­ров у госпитальеров на службе состояло немало квалифици­рованных адвокатов, а их резиденция на Родосе находилась вне досягаемости властей. Кроме того, их готовность взять на себя роль лидеров в крестоносной экспедиции отвечала интересам как короля Филиппа IV, так и папы Климента V.

Несмотря на постоянные размолвки между тамплиерами и иоаннитами, отсутствуют свидетельства, что госпитальеры злорадствовали, наблюдая расправу над рыцарями-храмов- никами. Различия между орденами всегда были незначитель­ны, и орден Госпиталя относился к храмовникам с уважени­ем. То, что они унаследовали часть собственности тамплие­ров, заметно укрепило их престиж, и не столько из-за солид­ной стоимости этого наследства, сколько потому, что им предстояло продолжить благородное дело своих коллег. Вку­пе с их прежними владениями новые земельные приобрете­ния — несмотря на «урезания», сделанные жадными руками Филиппа Красивого и других европейских монархов, — за­метно подняли общественный вес ордена, однако, как и пред­сказывал Жак де Моле, отсутствие конкуренции привело его к постепенному упадку и саморазрушению. В 1343 году папа Климент VI сетовал, что, «по единодушному мнению духо­венства и мирян», госпитальеры ничего не делают для реаль­ной защиты христианской веры, и даже предложил создать новый орден, передав ему часть их собственности.

В 1522 году базу госпитальеров на острове Родос захвати­ли турки-оттоманы, и взамен император Карл V в 1530 году предложил им переселиться на Мальту. В 1565 году их сто­лицу, город Валлетту, снова осадили турки, но в результате героической обороны под руководством Великого магистра Жана де Паризо Ла Валлетта госпитальерам удалось удер­жать крепость, потеряв убитыми двести пятьдесят рыцарей из полуторатысячного гарнизона, и после пятимесячной осады турки отступили. А шесть лет спустя корабли госпитальеров приняли участие в битве у мыса Лепанто, где оттоманский флот был разгромлен.

В XVII веке госпитальеры, к тому времени более изве­стные как мальтийские рыцари, создали мощный флот, ко­торый успешно отбивал атаки мусульман с моря и совер­шал прибыльные набеги на принадлежавшие туркам севе­роафриканские порты. Гребцами на галерах, как правило, были рабы, а капитанами — молодые аристократы из стран, где имелись орденские владения; впоследствии эти капи­таны — после выхода на пенсию — становились управляю­щими многочисленных европейских командорств. Член­ство в ордене служило удобной синекурой для выходцев из дворянских семей, обеспечивая им безбедное существова­ние. Жизнь в мальтийской столице Валлетте, по словам историка Родерика Кавальеро, была весьма однообразной: «Скука — именно таким словом можно охарактеризовать жизнь на острове. Общая атмосфера, царившая среди го­родской верхушки, характеризовалась бездушной чопор­ностью наряду с мелочной и суетливой заботой о дисцип­лине и соблюдением субординации».

В конце XVIII века разложение ордена госпитальеров достигло критической точки, и ранее неприступная крепость была взята Наполеоном Бонапартом практически без сопро­тивления, за один день. Из трехсот двадцати двух рыцарей, составлявших городской гарнизон, пятьдесят были слишком стары, чтобы взять в руки оружие. Как впоследствии про­комментировал Наполеон, «хотя номинально крепость обла­дала всем необходимым для защиты, но моральный дух пол­ностью отсутствовал». К тому времени, когда французский император потерпел окончательное поражение под Ватерлоо, Мальта была оккупирована британцами, которые вовсе не собирались возвращать остров оставшимся там госпиталье­рам. После отставки Великого магистра Фердинанда ди Гом-пеша, не сумевшего защитить свои владения, на место Вели­кого магистра рыцари святого Иоанна неожиданно избрали российского императора Павла I, надеясь на его покрови­тельство, — тот, по словам Джонатана Райли-Смита, «не был ни католиком, ни целибатом, ни членом братства, а был про­сто сумасшедшим».

За этим последовал период, который специалисты назва­ли «самым печальным двадцатилетием за всю историю орде­на, которое было заполнено мелкими эгоистичными склока­ми, что приводило к постоянным скандалам». Однако позд­нее, уже в XIX веке, орден вернулся к той благотворитель­ной миссии, ради которой когда-то и создавался, — бескорыстной помощи больным, бедным и немощным. В таком виде он дожил до наших дней.

Сегодня мальтийские рыцари были бы просто вынуж­дены отказаться от своих военных функций, поскольку католическая церковь официально отринула идею крестовых походов: на втором Ватиканском соборе было открыто за­явлено об уважении к еретикам и неверным. Подобное за­явление весьма бы озадачило святого Бернарда Клерво-ского. Тем не менее нельзя однозначно сказать, что офи­циальный призыв к религиозной терпимости окончатель­но положил конец вражде христиан с мусульманами. Да, мечети теперь высятся в самом центре Европы, бывшем серд­це католицизма — Париже, Лондоне и даже в Риме. Одна­ко у мусульман инициатива европейцев не нашла поддер­жки — отправление христианских обрядов остается под запретом в Аравии, сердце ислама. Во многих странах, на­пример, в Иране, Афганистане и Пакистане, вся жизнь до сих пор строится соответственно жестким правилам исла­ма. Вооруженные конфликты между христианами и мусуль­манами не прекращаются в Африке, на Балканах, в Индо­незии и на Филиппинах. Только за последние годы ислам­ские фундаменталисты убили немало христианских мис­сионеров в Пакистане, коптских монахов — в Египте и католического епископа — в Алжире.

Конфликт не затихает и на Святой земле — между па­лестинцами, большую часть которых составляют мусуль­мане, и израильтянами, проповедующими преимущественно иудаизм. После долгих колебаний Ватикан решил признать государство Израиль и, хотя продолжает настаивать на пе­редаче Иерусалима под международный протекторат, уже не поднимает вопрос о возвращении Святого града като­лической церкви, что являлось главной целью римских пап на протяжении многих столетий. Но церковь с тревогой продолжает наблюдать за непрекращающимся исходом из Святой земли местных христиан, понимающих, что у них нет будущего в той самой стране, где когда-то зародилось христианство. Если эти тенденции продолжатся и в XXI веке, то единственными христианами, которые смогут со­вершать службы и молиться в церкви Гроба Господня в Иерусалиме, останутся паломники-туристы, прибывающие туда на авиалайнерах.

 

Список Великих магистров ордена Храма и время их прав­ления:

 

1. Гуго де Псин (1119-1136)

2. Робер де Краон (1137-1149)

3. Эврарде Бар (1149-1152)

4. Бернард дс Тремеле (1152—1153)

5. Андре де Монбар (1153—1156)

6. Бертран де Бланфор (1156—1169)

7. Филипп Наблусский (1169—1171)

8. Одон де Сент-Аман (1171-1179)

9. Арно де Турружский (1180—1184)

10. Жерар де Ридфор (1185-1179)

11. Робер де Сабле (1191-1193)

12. Жильбер Эраль (1194-1200)

13. Филипп де Плессье (1201 — 1209)

14. Гильом Шартрский (1209-1219)

15. Пьер де Монтегю (1219-1232)

16. Арман Перигорский (1232—1244)

17. Ричард де Бур (1244—1247)

18. Гильом де Соннак (1247—1250)

19. Рено де Вишьс (1250—1256)

20. Тома Берар (1256-1273)

21. Гильом де Боже (1273-1291)

22. Тибо Годен (1291-1293)

23. Жак де Моле (1293-1314)

 


* Святой Грааль (по легендарной этимологии — «истинная кровь») — священный сосуд, символизирующий высшие духовные ценности. Счи­тается, что это чаша с кровью распятого Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский. Согласно средневековым преданиям, исцеляет от любых болезней и даже воскрешает мертвых. — Примеч. пер.

* Автор неточен. Давид купил гумно у Орны Иевусеянина для «устроения жертвенника Господу» (2 Цар. 24:21). «И построил Соло­мон храм и кончил его» (3 Цар. 6:14). — Примеч. ред.

* Автор неточен. Во-первых, Павел родился в семье иудея в Тарсе Киликийском (Деяния, 22:3). Родители дали ему имя Савл, но посколь­ку он был римским гражданином, то носил еще одно имя — Павел. Во-вторых, Павел не видел Христа, он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?» Павел спросил: «Кто ты, Господи?» — и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (9:4—5). Люди, сопровождавшие Пав­ла, оцепенели, «слыша голос, а никого не видя». — Примеч. ред.

* Медиоланский (Миланский) эдикт о свободном исповедании "христианства издал по договоренности с Константином его соправи­тель Лициний. — Примеч. ред.

* Автор неточен: кочевой народ гунны сложился из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов в Приуралье. — Примеч. ред.

* Целибат (от лат. саеlebs — неженатый) — обязательное безбра­чие католического духовенства, окончательно установленное папой Григорием VII в XI в. — Примеч. пер.

* Монофизитство — богословская концепция, признающая в Иисусе Христе одну Божественную природу, а не две — Божествен­ную и человеческую. — Примеч. пер.

[*] Кааба по-арабски означает «куб», поскольку сам храм имеет кубическую форму. — Примеч. пер.

* Позднее добавление к христианскому символу веры. Согласно изначально утвержденному символу веры (IV в.), Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына. Православная цер­ковь не приняла это добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви. — Примеч. пер.

* * От английского temple, что означает «храм». — Примеч. пер.

* То же, что феод — в Западной Европе в Средние века наслед-енное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на определенных условиях. — Примеч. пер.

* Орифламма (от лат. aurea flamma — золотой пламень) первоначально была хоругвью, или знаменем, аббатства Сен-Дени. Ее красное полотнище было покрыто золотыми языками пламени. — Примеч.пер.

* Анабаптисты (от греч. anabaptizo — вновь крещу) — перекре­щенцы, члены христианской секты в период Реформации в XVI в., выступавшие за крещение в сознательном возрасте и отрицавшие церковную иерархию, иконы и большинство христианских таинств. Про­поведовали равенство не только религиозное, но и гражданское. — Примеч. пер.

* Сенешаль являлся вторым по старшинству сановником ордена Храма, своего рода «начальник штаба». — Примеч. пер.

* По одной из версий, именно за взятие Мессины Ричард полу­чил прозвище Львиное Сердце. — Примеч. пер.

* От katharos (греч.) — чистый. — Примеч. пер.

* Раrfait (фр.) — совершенный, законченный. — Примеч. пер.

** Сredere (лат.) — верить. — Примеч. пер.

* Утешение (лат.).

* Томас Беккет (11187—1170) — архиепископ Кентерберийский, убит из-за острых разногласий по вопросам церковно-политического устройства. — Примеч. пер.

* Слово «франкмасон» в переводе с французского означает «воль­ный каменщик». — Примеч. пер.

** Деизм (от лат. dеus — бог) — религиозно-философская докт­рина, распространившаяся в XVII—XVIII вв., признающая Бога как мировой разум, но отвергающая его участие в жизни природы и об­щества. — Примеч. пер.

*** Сторонник английского короля Якова II Стюарта (1633—1701), пытавшегося восстановить абсолютизм и опиравшегося па католи­ческую церковь. — Примеч. пер.

* Религиозно-философское учение, сторонники которого при­знавали духовно непознаваемое первоначало, противостоящее мате­рии — источнику «зла». — Примеч. пер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.