Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бедное братство — Христово воинство 26 страница




Разрозненные и противоречивые факты пытаются допол­нить собственными измышлениями. В своей книге, вышед­шей в 1977 году, «Тамплиеры. Рыцари в белых плащах» («Les Templiers. Сеs Grand Seigneurs aux Blancs Manteuaux») фран­цузский писатель Мишель Лами останавливается на судьбе одного из основателей ордена бедных рыцарей Иисуса Хри­ста — цистерцианского аббата, а впоследствии настоятеля монастыря в Клерво Стефана Хардинга, друга и покровителя Бернарда Клервоского. Автор напоминает нам, что отец Сте­фан настойчиво привлекал еврейских раввинов к переводу книг Ветхого Завета с иврита на латынь. «Что послужило при­чиной столь неожиданного интереса аббата к древнееврей­ским текстам?» — вопрошает Лами. По его мнению, с помо­щью древних текстов ему удалось установить, что сокровища сокрыты на Храмовой горе. Вот почему покровитель цистер­цианцев Гуго Шампанский отправился в Иерусалим, а затем побудил своего вассала Гуго де Пейна основать орден бед­ных рыцарей Иисуса Христа со штаб-квартирой именно на Храмовой горе. «Остается полагать, что в документах, кото­рые, вероятнее всего, прихватил в Палестину Гуго Шампан­ский (о них, несомненно, знал и Гуго де Пейн), напрямую указано место, которое впоследствии стало главной резиден­цией ордена Храма на Востоке».

Та же гипотеза присутствует и в произведениях британ­ских авторов — «Святая кровь и Святой Грааль» («Тhе Но1y Вlооd аnd the Holy Graal») Майкла Бейджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна (1982), а также «Голова Бога» («Тhе Неаd оf God») Кейта Лейдера (1998): в обеих книгах авторы объяс­няют малую численность ордена в первые годы его суще­ствования необходимостью сохранять в тайне интенсивные поиски сокровищ. Об этом было известно лишь горстке из­бранных. «Довольно незначительная активность тамплиеров в первые годы, — пишет Лейдер, — по-видимому, как-то связана с раскопками, проводившимися в храме Соломона или где-то поблизости от него, — операцией, о которой неполагалось знать никому, кроме нескольких наиболее знат­ных особ».

По мнению этих авторов, нет сомнений, что действи­тельно было найдено нечто экстраординарное. Сначала Ми­шель Лами высказывает весьма интригующие предположе­ния:

«...А что, если это был ковчег Завета? А может быть, ка­кие-то секреты из области архитектуры? Ключ к отгадке раз­личных чудес из жизни Христа и расшифровка его посла­ний? Грааль? А может, бумаги с указанием особых мест, где облегчается общение с небесами и преисподней?»

Но тут же автор решительно заявляет: вовсе нет. А нашли они ни больше ни меньше как забальзамированную голову Хри­ста.

Это та самая голова, которая известна в истории под име­нем Бафомет и которая, вероятно, использовалась тамплие­рами в их тайных обрядах. А если ее нашел не Гуго де Пейн на Храмовой горе, значит, она была доставлена в Европу Марией Магдалиной и затем, попав в руки катаров, спрятана в замке Монсегюр. Когда же замок приготовился капитули­ровать под натиском крестоносцев, три избранных парфата вывезли сокровища из крепости. «Но что у катаров счита­лось сокровищем? Да и сколько золота или серебра могли забрать три человека? Ясно, что это были не деньги... А не­что другое, что хранилось в Монсегюре до самого последне­го момента и без чего не могли обойтись во время важного ритуала, проведенного всего за день до сдачи замка, в день весеннего равноденствия», — другими словами, голова Хри­ста. И бежавшие из замка катары могли спрятать ее «в един­ственном во всей Франции месте, которое было вне досяга­емости короля, и при помощи организации, которая по сво­ему статусу и задачам обладала необходимой автономией, а кроме того, разделяла гностицизм* самих катаров, — то есть в ордене Храма».

Таким образом, когда в 1307 году Жерар де Вильер бежал из парижского Тампля, он захватил с собой и эту «святыню всех святынь». Тамплиерская эскадра, отплывшая из Ла-Ро-шели, разделилась на две части — половина направилась на юг, в Португалию, где храмовники были радушно приняты королем Дионисием, а другие устремились в Шотландию; их корабли бросили якорь в одном из ее портов. К югу от Эдин­бурга находится замок Росслин, в то время принадлежавший семье Сен-Клер, у которой были давние связи с тамплиера­ми. Часовня в этом замке являлась уменьшенной копией иерусалимского храма Соломона. Именно здесь, под одной из колонн, спасшиеся храмовники якобы и закопали «голову Бога».

Но сколь бы заманчиво и интригующе ни выглядели по­добные истории, они не выдерживают серьезного анализа, и это особенно очевидно, если обратить внимание на частое использование авторами таких неопределенных выражений: «ответ, казалось бы, лежит...»; «представляется весьма веро­ятным, что...»; «известно, что...»; «не могло ли это быть...»; «выглядит весьма правдоподобным, что...» и т.п. Как верно пишет Эндрю Синклер в книге «Открытие Грааля» («Тhе Discovery of the Graal»), «после проведения достаточно по­верхностного анализа подобные фантазии часто выдаются за научные гипотезы. Действительно ли голова Христа или чаша Грааля долго хранились на юге Франции? Был ли Иисус же­нат на Марии Магдалине и положил начало династии Меровингов? И всего на нескольких страничках сбивчивого тек­ста такие горе-историки превращают сомнительное предпо­ложение в установленный факт...» Еще более определенно выразился по этому поводу Питер Партнер: «Так называе­мый тамплиеризм... выдуман шарлатанами, чтобы дурачить простофиль».

 

Однако загадка ордена Храма, к счастью, интересует не только шарлатанов — она является предметом серьезного и вдумчивого изучения профессиональных историков. Фран­цузская революция 1789 года, до основания разрушившая сразу две организации, повинные в уничтожении ордена там­плиеров, — самодержавную королевскую власть и римско-католическую церковь, — позволила начать новые, более широкие исследования этой проблемы. Тот факт, что членов королевской фамилии поместили в тюремную камеру париж­ского Тампля, откуда потом и вывели на казнь, защитники тамплиеров считают символическим и воспринимают как месть за смерть Жака де Моле. В марте 1808 года, в день очередной годовщины гибели Великого магистра на костре, на этом месте, напротив собора Парижской Богоматери, была отслужена торжественная траурная месса. В том же году зна­менитая башня Тампля была снесена, поскольку стала мес­том паломничества роялистов, верных памяти казненного Людовика XVI.

За три года до этого, в 1805 году, в парижском театре «Комеди Франсез» была поставлена пьеса «Тамплиеры», на­писанная молодым адвокатом из Прованса Франсуа Ренуа­ром. В спектакле утверждалась невиновность братьев-рыца­рей. Он вызвал интерес Наполеона Бонапарта, который в рамках кампании по выбору главы французской полиции даже написал рецензию на спектакль. И когда в 1810 году в Па­риж доставили папские архивы из занятого французами Рима, Ренуару разрешили ознакомиться с документами, которые могли пролить новый свет на процесс над тамплиерами. В материалах дела, однако, не нашлось каких-либо убедитель­ных фактов, но в целом большинство аргументов было в пользу ордена. Не было обнаружено и никаких сведений, позволявших заподозрить тамплиеров в черной магии, кол­довстве или проповеди гностицизма.

Тем не менее позднее, уже в XIX веке, немецкий историк Ганс Пруц, скрупулезно изучив все документы, имевшие от­ношение к тамплиерам, доказал, что многие из них были заражены катарскими идеями и занимались колдовством. С другой стороны, американский специалист по истории инк­визиции Генри Чарлз Ли, опубликовавший свой труд через десять лет после Пруца, заключил, что тамплиеры были аб­солютно невиновны. Он пишет, что никаких конкретных

фактов сатанизма не существует, а все их «признания» выби­ты под пытками. Его выводы подтверждаются словами Пье­ра Булонского: «Полная беспомощность жертв, хотя бы раз обвиненных в ереси, независимо от высоты их положения не позволяла им выдержать жесткое давление папской инкви­зиции».

Сталинские процессы над «врагами народа» уже в 30-е годы XX века наглядно показали, что применение даже не самых жестоких средств воздействия, например лишение сна, заставляет человека оговаривать себя, своих друзей и близких. Костоломы Филиппа Красивого отличались та­кой же жестокостью, как и следователи НКВД или геста­по, а его ближайшие приспешники, Гильом Ногаре и Ги-льом де Плезан во лжи и клевете не уступали Геббельсу. Намеренное преувеличение или искажение реальных со­бытий способно заставить допрашиваемого — особенно такого, который неспособен увидеть разницу между без­обидным проступком и преступлением (из-за отсутствия необходимых знаний и опыта), — изменить оценку собы­тий. Так, почитание образов Христа или Иоанна Крести­теля можно намеренно ассоциировать с идолопоклонством; верёвку, обернутую вокруг пояса — традиционный обычай среди тамплиеров и привычный паломнический талисман, — объявить дьявольским орудием; а невинный поцелуй, ко­торый в человеческой жизни — как светской, так и духов­ной — просто завершает ряд привычных ритуалов обще­ния, вдруг однозначно связать с гомосексуальными отно­шениями.

 

Кстати, остановимся на проблеме гомосексуальных на­клонностей тамплиеров. Насколько она в действительности была актуальна? Для сравнения отметим, что в последние годы общественное мнение в отношении гомосексуализма в Европе и Америке изменилось — от категорического отри­цания до устойчивой толерантности. На этом фоне утверж­дение, будто среди тамплиеров не было геев, теперь пред­ставляется даже некоторой «гомофобией». Так, французский историк Жан Фавьер оправдывает подобные отношения между братьями «отсутствием женщин и влиянием Востока». С ним соглашается и его американский коллега Джозеф Стрейер, считающий, что гомосексуализм неизбежно сопутствует лю­бой чисто мужской организации, и приводит в качестве при­мера британские закрытые частные привилегированные сред­ние учебные заведения для мальчиков.

Но можно ли подходить с современной меркой к оценке этого греха среди братьев-рыцарей? Разумеется, наивно ду­мать, будто средневековое общество не имело представления об этом явлении: гомосексуализм был весьма распространен среди дворянской знати. Наверное, о Ричарде Львиное Серд­це—в силу его «заряженности» на женский пол — такое вряд ли скажешь, а вот беспорядочный образ жизни и нераз­борчивость Фридриха II подтверждаются многочисленными связями не только с девочками, но и с мальчиками. Его се­нешаля в Святой земле Ричарда Филангьери тоже обвиняли в любовной связи с бальи Акры Филиппом Могастелем — правда, стоит заметить, что сведения эти распространяли его недоброжелатели из семьи д'Ибелен.

То, что грех содомии среди братьев-тамплиеров дей­ствительно имел место, подтверждается упоминанием в Своде орденских правил о конкретном таком случае в па­раграфе «Подробности наказаний». Но надо подчеркнуть, что «само по себе действие было настолько оскорбитель­ным», что магистр и старшие рыцари Дома постановили не выносить этот проступок на капитул. О том, с каким неприятием относились к подобным прегрешениям сами братья, говорит и такой факт: под пыткой тамплиеры, и среди них Жак де Моле, сознались во всех предъявленных им — куда более тяжких — обвинениях, кроме содомии. Поэтому, если оставить в стороне присущие нам, людям XXI века, предубеждения, можно смело сказать, что содо­мию тамплиеры осуждали. И конечно, следует рассматри­вать все обвинения в ереси, идолопоклонстве и святотат­стве как недоказанные. Как недавно написал Малкольм Барбер в работе «Повторный суд над тамплиерами» («Тhе Тrial of the Templars Revisited»), «в целом все современные историки сходятся во мнении, что тамплиеры невиновны в тех преступлениях, за которые пострадали».

И все-таки как можно сформулировать приговор исто­рии рыцарям ордена Храма? Питер Партнер в своих «Убитых волшебниках» так страстно и умело защищает репутацию храмовников, пострадавших из-за подлинно сатанинских за­мыслов Филиппа Красивого и Климента V, а также «мисти­фикаторов и путаников» из масонских рядов, что в результа­те мы по-прежнему имеем довольно неясную картину. А меж­ду тем самой верной характеристикой средневековых тамп­лиеров, по его же словам, -можно назвать их заурядность: «Они являлись обычными людьми и не обладали какими-то сверхъ­естественными способностями». Падение же ордена произош­ло именно в результате «их посредственности и даже пассив­ности... когда большинство, включая их руководителей, в са­мый ответственный момент судебного расследования просто не знали, что сказать».

В некоторой степени подобный диагноз столь же нели­цеприятен, как и мнение масонов или того же Филиппа Кра­сивого. Так ли уж они были заурядны? Действительно, если сравнить типичного рыцаря-тамплиера, какого-нибудь гра­фа де О. из свиты Людовика IX, с мусульманским рыцарем вроде Усамы ибн-Мункыза, то по нынешним меркам сара­цин будет выглядеть более развитым человеком. Усама не только набожен и храбр — он умелый охотник, а кроме того, поэт. А вот граф де О., по описанию Жана де Жуанвиля, предпочитал не поэзию, а другие развлечения, попроще: «он брал небольшую баллисту и обстреливал из нее мою палатку камнями. Заметив, что мы обедаем, он направлял свою ма­шину на стол с едой и, прицелившись, разбивал вдребезги все тарелки и бокалы». А однажды шутки ради перебил у Жуанвиля всю домашнюю птицу — кстати, до сих пор это одна из любимых забав британских офицеров.

Насколько братья-тамплиеры отличались от рыцарей вро­де графа де О.? В какой степени религиозность возвышала их над светским рыцарством? И если в бою братья-рыцари отличались не меньшей смелостью, чем миряне, то и в неве­жестве они были равны. В сатирическом памфлете, который в XIII веке написал фламандский трубадур Жакмар Жиле, дается выразительный портрет храмовника, намного менее образованного, чем его коллега-госпитальер: он «не слиш­ком умелый оратор, его доводы просты и коряво изложены, поэтому он талдычит одно и то же — «мы защитники Святой Церкви», а еще пугает опасностью, которая грозит нам с Востока...» Не правда ли, этот образ имеет немалое сходство с образом простодушного Жака де Моле, какой сложился за много столетий?

Но недостаток утонченности вовсе не исключает достой­ного и надлежащего исполнения своего долга, в том числе церковного. Огромное уважение к тамплиерам со стороны архиепископа Кентерберийского Джона Пекхэма — он жил примерно в то же время, когда была написана упомянутая сатира, и отличался величайшей честностью, прямотой и ас­кетизмом в личной жизни — свидетельствует о высоких нрав­ственных правилах в ордене Храма.

Таким образом, окончательная оценка деятельности там­плиеров должна определяться анализом жизни всего католи­ческого христианства, особенно в период его длительных войн с исламом. В целом крестовые походы — как и инквизиция — в наши дни воспринимаются негативно. Дидро в статье, по­священной крестовым походам и помещенной в знамени­той «Энциклопедии», называет Святую Гробницу «куском скалы, не стоящим и капли человеческой крови». По его мнению, крестоносцами двигали обычная жадность, «глупость и фальшивое рвение». Шотландский философ Дэвид Юм считал, что они поставили «самый выразительный и гранди­озный памятник человеческому безрассудству, которое про­являлось во все времена и у всех наций».

Такую же оценку встречаем у многих авторов — от Эду­арда Гиббона и других историков до самого знаменитого ныне специалиста по крестовым походам сэра Стивена Рансаймена. Заканчивая свой монументальный труд, он выносит вердикт, что священная война католической церкви с мусуль­манами «была не более чем длительным актом нетерпимости во имя Бога, что является грехом против Святого Духа». Наи­более отвратительным фактом Рансаймен считал разграбле­ние латинянами Константинополя. Он пишет, что «больше­го преступления против человечности, чем во время 4-го Крестового похода, трудно вообразить». Однако его коллега Кристофер Тайерман не без иронии замечает, что эти строки были написаны всего через десять лет после окончания Вто­рой мировой войны... Но Рансаймен не одинок в своих оцен­ках. По мнению израильского историка Иешуа Провера, ко­ролевство Иерусалимское представляло собой один из пер­вых образцов европейской колонизации, а теолог Майкл Прайор считает крестовые походы ярким примером «ис­пользования Библии в качестве орудия агрессии».

И только совсем недавно среди историков укрепился иной подход к побудительным причинам крестовых походов, зас­тавивший их смягчить свои выводы. Как пишет Джонатан Райли-Смит, преподаватель истории церкви в Кембридж­ском университете, «недавно выявилась... очевидная слабость доводов в пользу исключительно материалистической моти­вации, и удалось прояснить многие факты, на которых стро­илась эта версия. Жаждущие приключений юные отпрыски благородных семей наконец ушли со сцены. И вряд ли кто-нибудь из историков теперь поверит в эту гипотезу».

Правда, открывшаяся в ходе недавних изысканий, состо­ит в том, что крестоносцы, отправляясь в поход, часто про­давали или закладывали свое имущество в надежде на ис­ключительно духовное вознаграждение — они просто хотели спасти свои души. В отличие от мусульманского джихада крестовый поход всегда был делом добровольным. Если для светских рыцарей главными побудительными мотивами при­нятия креста служили ожидаемые приключения, подвиги и возможная слава, то для членов духовно-рыцарских орденов аскетическая жизнь в братских казармах чаще всего закан­чивалась длительным пребыванием в плену или ранней — и часто мучительной — смертью.

С самого начала деятельности ордена Храма потери сре­ди рыцарей были очень Велики. Достаточно сказать, что ше­стеро из двадцати трех Великих магистров погибли в сраже­ниях или плену. Полагавшийся первоначально годичный ис­пытательный срок для кандидатов на вступление в орден практически не соблюдался — из-за постоянной потребнос­ти в рекрутах для службы на Востоке. Во время процесса над тамплиерами было названо число «двадцать тысяч» — при­мерно столько братьев умерли в Палестине. Одни погибли в боях, другие скончались в плену, предпочтя смерть приня­тию ислама. Джонатан Райли-Смит пишет:

«Чтобы понять, как они отваживались на такие страш­ные муки, надо вспомнить мученичество добровольцев, при­нимавших смерть во имя веры, и жестокие страдания самого Христа — как высший акт любви, на который только спосо­бен христианин. Этот мученический дар в виде собственной жизни как бесконечно возвышенный акт сразу оправдывает его в глазах Всевышнего».

Тут уместно вспомнить слова Иоанна Евангелиста из его Откровений: «...Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр., 7:14).

Разумеется, рыцари Храма тоже убивали людей; и тут мы снова сталкиваемся с принципиальным непониманием их мотивации противниками крестовых походов, И все из-за тех же антикатолических предубеждений, которые укоренились в эпоху Просвещения, а также потому, что многие начинают исторический анализ лишь с 1-го Крестового похода. Поче­му-то принято считать его первой волной, накатившейся из христианской Европы на исламский Восток. Однако необхо­димо помнить, что не христианство, а именно ислам с пер­вых лет своего возникновения стал насаждать новую веру с помощью меча. И даже если в определенных местах и в оп­ределенные времена христиане тоже насильно крестили по­коренные народы, то в первые три столетия христианскую веру во всей Римской империи принимали добровольно. Поэтому со времени первых набегов сарацин во главе с пророком Мухаммедом враждебность христиан к исламу была вызвана реальными жизненными обстоятельствами — необ­ходимостью защищать христианский мир и освобождать за­хваченные мусульманами земли, которые по праву принадле­жали христианам. Именно отсюда берет свое начало испан­ская Реконкиста, призыв Урбана II к европейским католикам помочь православным братьям-христианам после поражения византийцев в битве под Манцикертом, а также воззвание Умбера Романского в следующем веке. Этот доминиканский священник четко сформулировал идейно-политическую ос­нову крестовых походов: «...Агрессивный ислам распростра­нился по владениям христианских государей, а посему хрис­тианское воинство не только имеет право, но обязано оста­новить исламскую экспансию и вернуть земли, захваченные мусульманами». Идея, что человек, подвергшийся насилию, становится мучеником, сама по себе не нова, однако с конца VIII века именно этот постулат стал главным во всем запад­ном христианстве.

Почему же тогда при наличии немалого числа канонизи­рованных католической церковью госпитальеров нет ни од­ного святого среди тамплиеров? Отчасти это можно объяс­нить стремлением самих рыцарей оставаться в тени, но в большей степени тем, что сама церковь была одним из глав­ных инициаторов расформирования их ордена. Окончатель­ная ликвидация ордена и мученическая смерть многих его членов были делом рук не мусульман, а папской инквизи­ции, выполнявшей политический заказ «христианнейшего» короля Филиппа Красивого. Более чем двухвековая жизнь ордена Храма почти полностью совпадает с тем историче­ским периодом, когда папство провозгласило своей целью господство над миром. К чести ордена, надо сказать, что там­плиеры, имея многонациональный состав, никогда не уча­ствовали в папских баталиях за мировое господство с его глав­ными противниками — германскими императорами.

Но римские понтифики, охваченные вселенскими амби­циями, пропустили важный момент, когда на политическую арену вышли мощные национальные государства со своими интересами. Опасность со стороны того же Фридриха II Го-генштауфена была достаточно очевидна. Но кто мог предви­деть, что внук самого Людовика Святого направит свои уси­лия против Папской курии?! Человек, чье религиозное рве­ние подчас шло во вред его интересам как монарха! Бонифа­ций VIII, восседая в юбилейном 1300 году на троне императора Константина, открыто продемонстрировал грандиозность папских амбиций. А всего через несколько лет сменивший его Климент V (под давлением того же Филиппа) обличал Бонифация как бездарно растратившего «моральный и ду­ховный авторитет церковной власти, который его предше­ственники в Европе собирали на протяжении долгих веков — по крупицам, неустанно, энергично и с перспективой на бу­дущее».

Два столетия спустя английский король Генрих VIII ре­шительно взялся за ликвидацию монастырей — так до него во Франции Филипп IV расправился с тамплиерами. За ним тоже стояли политические интересы новых сословий, появив­шихся на общественной арене, но в отличие от французско­го коллеги Генрих не сумел подчинить папу своей воле, и тогда он отказался признавать авторитет Святого престола. Подобно деятелям эпохи Просвещения, английские либераль­ные историки усматривают в этом факте признаки становле­ния национального английского государства. В результате Реформации, охватившей Англию, Шотландию и континен­тальную Европу, единый христианский мир, который так долго и упорно пытались сохранить римские наследники свя­того Петра, был раздроблен на части. Французская револю­ция 1789 года нанесла еще более мощный удар по католиче­ской церкви и практически разрушила ее, в буквальном смыс­ле оставив после себя руины таких монастырей, как Цито и Молесмо, и превратив монастырь Клерво в тюрьму. То, что не удалось когда-то Гильому Ногаре, сумел исполнить На­полеон. Захватив в плен римского папу, он приволок его в Париж и заставил присутствовать на торжественной корона­ции в соборе Нотр-Дам, где предприимчивый корсиканец сам возложил себе на голову императорскую корону. Эта процедура положила символический конец власти викария Христа — он был вынужден подчиниться грубой силе.

Европейская история давно вышла за рамки христиан­ства и развивается по современным законам. А вот какая из чаш страданий, перенесенных человечеством, перетянет — Средние века, с их крестовыми походами, инквизицией и религиозными войнами, или времена более поздние, с кро­вопролитными войнами, ГУЛАГом и концентрационными лагерями, — пусть каждый решает сам.

 

 

Приложения





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.