Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бедное братство — Христово воинство 25 страница




Но даже открытие этого христианского форума вызвало общее разочарование. Дело в том, что папа пригласил на Собор епископов и принцев из всех христианских стран, включая четырех православных патриархов, но из 160 чело­век на приглашение откликнулось менее половины; осталь­ные под разными предлогами отказались, прислав своих на­блюдателей. Да и те епископы, которые все-таки прибыли во Вьенн, сделали это без особой охоты: город был переполнен, приличное жилье найти было непросто, тем более что уже заметно похолодало. Так, епископ Валенсийский жаловался в письме королю Якову II, что «страна эта безмерно холод­ная».

В первые шесть месяцев Собор не удостоил своим при­сутствием ни один из европейских монархов — хотя первым из трех обсуждаемых вопросов было освобождение Святой земли, что, казалось бы, не могло их не волновать. Второй вопрос — реформа церковного устройства — тоже являлся актуальным и неоднократно поднимался предшественника­ми Климента V, однако трудно было ожидать особой актив­ности в борьбе с коррупцией в церкви от римского перво­священника — ведь именно он недавно протащил четырех своих родственников в коллегию кардиналов и не упускал любой возможности поживиться за счет паствы. В высказы- ваниях делегатов Собора преобладал откровенный цинизм. Французский современник описываемых событий Жан Сен-Виктор вспоминает, как «многие шутили, что папа созвал этот Собор просто для того, чтобы вытрясти побольше день­жат».

И третий вопрос в расписании заседаний — обсуждение судьбы ордена Храма. Для Климента V было весьма важно, чтобы Собор поддержал ликвидацию ордена. Поэтому он так усиленно добивался от инквизиторских комиссий в различ­ных странах все новых и новых доказательств, настаивая на применении пыток в тех случаях, когда не удавалось добить­ся признаний обычным путем. Все это потребовало намного больше времени, чем предполагалось, из-за чего и пришлось задержать открытие церковного Собора на целый год. Когда же все доказательства были собраны и проанализированы самим папой и его советниками, то выяснилось, что они выглядят неубедительно. Фактически только во Франции удалось до&иться заслуживающих определенного доверия признаний; а вот доказательства еретических настроений сре­ди тамплиеров, добытые в других местах — особенно в Анг­лии, Арагоне и на Кипре, — не могли стать основой для серьезных обвинений.

Помимо подготовки аннотаций многочисленных отчетов следственных комиссий, папа Климент поручил двум карди­налам — Жаку Дюэзу, своему гасконскому приятелю, и Гильому Ла Мару, епископам Авиньона и Анжера — изложить свое мнение относительно того, как следует поступить с там­плиерами. Оба прелата сочли вину ордена доказанной, а по­сему он должен быть распущен, и не путем голосования на Соборе, а личным указом папы как главы церкви — данной ему властью. Они также отвергли право ордена защищаться и доводы тех, кто заявлял, что столь благородные христиане «не могут быть извергнуты из тела церкви без предваритель­ного обсуждения и полноправного правосудия». Позиция кардиналов отражала настроения Папской курии и окруже­ния французского короля. Поверенный короля Якова II, при­сутствовавший на Соборе, писал ему: «Исходя из того, что мы здесь слышали от кардиналов и священников, нельзя обвинить весь орден, поскольку имеются доказательства вины лишь некоторых его членов». Цистерцианский аббат Жак Теринэ сомневался, могут ли люди столь знатного рода и постоянно рисковавшие жизнью для защиты Святой земли быть еретиками. Он также обратил внимание на многочис­ленные неясности и расхождения в задокументированных показаниях. Английский клирик Вальтер Гисборо писал, что «большинство прелатов было на стороне тамплиеров, за ис­ключением представителей французского духовенства, кото­рые, судя по всему, просто боялись своего короля, затеявше­го весь этот скандал».

Климент оказался в трудном положении — формально он пригласил храмовников на Собор для защиты ордена, хотя в уме держал совсем иное. В конце октября случилось еще одно неожиданное и неприятное для верховного понтифика событие — на Собор явились семеро братьев, чтобы взять на себя защиту ордена. Кроме того, они утверждали, что в окре­стностях Вьенна скрываются от полутора до двух тысяч там­плиеров, которые готовы прийти им на помощь.

Папа приказал их арестовать и распорядился создать ко­миссию из пятидесяти человек, чтобы решить, имеют ли право тамплиеры на самостоятельную защиту; и если решение бу­дет положительным, то могут ли в роли защитников высту­пать только прибывшие сюда тамплиеры или же необходимо вызвать их братьев из других христианских государств? А если это окажется слишком трудным, может ли папа выбрать для этой цели одного из них? Подавляющим большинством го­лосов комиссия постановила: тамплиеры имеют право на та­кую защиту. Против, как обычно, выступили французские епископы, близкие к королю Филиппу, во главе с Жилем Эйсленом.

Однако это решение выглядело трудновыполнимым, по­скольку во Вьенне заметно ухудшились бытовые условия и истощились запасы еды, что вызвало резкое подорожание продуктов. В городе к тому же вспыхнули эпидемии, уже унесшие жизни нескольких святых отцов. В этих обстоятельствах упрямство комиссии вызвало откровенное недоволь­ство Климента V и буквально взбесило Филиппа Красивого. Чтобы повлиять на решение Собора, французский король применил тот самый прием, который уже помог ему четыре года назад, — он назначил на февраль 1312 года заседание Генеральных штатов, но не в Туре, а в Лионе, который рас­полагался в двадцати километрах выше Вьенна по реке.

Климент, по-прежнему опасавшийся возможной актив­ности Филиппа в деле покойного папы Бонифация VIII и уже отчаявшийся организовать новый крестовый поход, под­держивал постоянную переписку с королем. А 17 февраля папа принял от него представительную делегацию во главе с принцем Людовиком Наваррским. В нее входили графы Бу-лонский и Сен-Поль, а также его главные советники — Ан-герран де Мариньи, Гильом де Плезан и Гильом де Ногаре. Вместе с приближенными кардиналами они стали искать выход из создавшейся ситуации.

Но тут возникло новое обстоятельство — арагонский ко­роль Яков II соглашался распустить орден Храма в своем королевстве, но при этом настаивал, чтобы имущество тамп­лиеров было передано местному духовно-рыцарскому орде­ну Калатравы. Судьба конфискованной собственности стала камнем преткновения и в переговорах папы с французским монархом. Филипп Красивый, давно задумавший провести операцию по образцу Якова II, отправил папе послание: «Страстно переживая за чистоту и прочность христианской веры и с горечью сознавая, сколь много нанесенных Христу ран остается безнаказанными, с преданностью, смирением и любовью призываю Ваше Святейшество раздавить этот бо­гопротивный орден, а вместо него создать новое рыцарское братство и передать ему все имущество упомянутого ордена вместе с правами, почестями и обязанностями».

Отлично зная, что магистром нового ордена король Фи­липп хочет сделать одного из своих сыновей, Климент V про­явил в данном вопросе неожиданную твердость, настояв на том, чтобы орден Храма был распущен — но без формально­го осуждения, — а вся его собственность была передана госпитальерам. Не добившись желаемого в полном объеме, ко­роль предложил компромиссное решение, пообещав согла­ситься с любым папским решением, но оставляя за собой «собственные права, а также права наших священников, ба­ронов, дворян и других королевских подданных».

Климент еще некоторое время колебался, пока 20 марта Филипп Красивый не дал ясно понять своих намерений, вне­запно появившись на Вьеннском соборе в сопровождении двух братьев, трех сыновей и многочисленной вооруженной свиты. Два дня спустя папа провел тайное заседание конси­стории, на котором уговорил ранее созданную по делу тамп­лиеров комиссию пересмотреть свое решение. Понимая, что игра проиграна — возможно, их подкупили или запугали французы, — большинство прелатов проголосовало за пол­ную ликвидацию ордена. Это решение один из его против­ников, епископ Валенсии, назвал «противоправным и неспра­ведливым».

3 апреля Собор собрался на одну из последних сессий в храме Святого Маврикия, чтобы выслушать проповедь папы Климента V, зачитавшего из Библии пятый стих первого псал­ма: «Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных». При этом верховный понтифик воссе­дал на троне, а по бокам от него — и чуть ниже — заняли места король Филипп IV и принц Наваррский. По оконча­нии проповеди и перед началом слушаний глашатай объявил, что под угрозой отлучения никому на данной сессии не по­зволено говорить без разрешения папы римского.

Далее Климент V зачитал новую буллу — «Vox in excelso», подведя таким образом черту под историей ордена бедных ры­царей Храма. Булла специально была составлена так, чтобы избежать прямых обвинений в адрес братства как такового: ор­ден был распущен, но без формального приговора, а лишь со­гласно папскому декрету, «учитывая дурную репутацию тамп­лиеров, имеющиеся против них подозрения и обвинения; учи­тывая таинственные способы и обряды приема в сей орден, дурное и антихристианское поведение многих из его членов; особо учитывая, что берется с них клятва не раскрывать ничего из церемонии допуска и никогда не выходить из ордена; учи­тывая, что позорные слухи не прекратятся, доколе орден суще­ствует; учитывая, сверх того, какой опасности подвергаются вера и души людские, равно как и омерзительные злодеяния чрез­вычайно многих членов ордена...»

 

Как о доказанном сообщалось и о «многих ужасных ве­щах», которые позволяли себе «братья из этого ордена... впав­шие в тяжкий грех вероотступничества против самого Гос­пода нашего Иисуса Христа, поклонявшиеся мерзким идо­лищам и предававшиеся непотребному содомитскому греху...»

Авторы этого текста явно хотели оправдаться в собствен­ных глазах, напомнив, что «римская церковь в своей исто­рии распускала другие прославленные ордена и за гораздо меньшие проступки по сравнению с перечисленными...» В документе звучал даже мотив примирения: дескать, жесткое решение далось, папе «не без горечи и боли в сердце». Одна­ко на этот раз от Собора не требовалось ни согласиться, ни отвергнуть папское постановление — предлагалось лишь при­нять к сведению, что «орден упразднен окончательно и на­вечно. С одобрения совета святых отцов, мы налагаем этот бессрочный запрет и категорически предупреждаем: ежели кто в будущем осмелится вступить в вышеуказанный орден, или надеть на себя его облачение, или выдавать себя за там­плиера, то будет сурово наказан. И ежели кто поступит воп­реки этому указу, будет тут же отлучен от церкви в силу са­мого факта».

 

В следующей булле, «Аd providam», обнародованной 2 мая того же года, собственность тамплиеров передавалась ордену святого Иоанна, т.е. госпитальерам, которые «постоянно рис­куют своими жизнями в заморских странах». Исключения были сделаны лишь для владений тамплиеров в Арагоне, Кастилии, Португалии и на Мальорке — их принадлежность предполагалось решить позднее.

В оценке произошедшего все три монарха — Эдуард II Английский, Яков II Арагонский и главный зачинщик Филипп IV Французский — в принципе согласились с папой Климентом V, поскольку многое из имущества распущенно­го ордена перешло в их руки или в руки их вассалам. Эдуард II уже успел сдать в аренду некоторые поместья тамплиеров, предупредив госпитальеров, чтобы те не ссылались на пап­ский указ и «не суетились». Однако тяжбы между госпиталь­ерами и папскими легатами, с одной стороны, и английским королем — с другой, тянулись вплоть до 1336 года. Лондон­ский Тампль был впоследствии передан коллегии адвокатов — это здание сохранилось до нынешних дней.

 

Арагонский король Яков II давно понял, что безопас­ность королевства во многом зависит от того, перейдут ли к нему владения ордена Храма: упорное сопротивление, ока­занное тамплиерами в 1308 году при попытке ареста, отчет­ливо продемонстрировало опасность существования этой хорошо вооруженной автономии, которая практически не подчинялась королю. Но и Испании удалось разрешить все проблемы лишь несколько лет спустя. Был создан новый рыцарский орден святой Марии Монтесской, базировавшийся недалеко от Валенсии и подчинявшийся магистру ордена Калатравы, а также местному цистерцианскому аббатству. Остальные владения храмовников на территории Арагона были переданы госпитальерам, но предварительно их коман­дор принес феодальную присягу арагонскому монарху. Сами тамплиеры, которые уже покаялись и были прощены, либо продолжали жить в прежних орденских поместьях, либо пе­ребрались в другие монастыри, где получали пенсию из спе­циального орденского фонда. Роспуск ордена не означал, что с них снимался ранее данный обет.

Однако, как и в Йоркшире, тамплиеры в Испании с боль­шим трудом переходили от прежней жизни, полной опасно­стей и приключений, к рутинному монашескому существо­ванию. Некоторые просто сбегали из монастырей, снимали рясы и начинали мирскую жизнь. Разочаровавшись в про­шлом и устав от жесткой орденской дисциплины, многие занялись свободной торговлей и завели семьи. Порой выплачиваемые братьям пенсии были настолько солидными, что они могли позволить себе праздную жизнь. Так, бывший там­плиер Беренгар де Бельви даже купил себе любовницу; дру­гого рыцаря обвинили в изнасиловании, но — что примеча­тельно — не было зафиксировано ни одного случая содомии.

Жалобы, сыпавшиеся со всех сторон новому папе Иоан­ну XXII, который сменил умершего в 1313 году Климента V, вынудили его попытаться вернуть бывших тамплиеров к ре­лигиозной жизни. В письме архиепископу Таррагонскому папа просил проследить, чтобы те «не участвовали в светских во­енных конфликтах» и не носили роскошной мирской одеж­ды. Он также повелел, чтобы в одном монастыре находилось одновременно не более двух бывших храмовников, а «ежели они отказываются вести затворническую жизнь, то их надо решительно лишать пенсионных выплат». Однако известно лишь несколько случаев, когда подобные санкции применя­
лись.

А вот португальскому королю Дионисию в 1319 году было позволено создать новый духовно-рыцарский орден — орден Христа; ему передали все бывшие владения тамплиеров; их великолепная резиденция в Томаре в традиционной форме ротонды сохранилась до наших дней. Санчо Мальоркский — его владения располагались на Балеарских островах, у вос­точного побережья Испании, — добившись компромисса с Папской курией, передал собственность тамплиеров ордену Госпиталя в обмен на выплату ежегодной ренты. Что касает­ся Кастилии, там некоторые орденские замки присвоил себе король, а другие достались его баронам или местному ры­царскому ордену Калатравы. Отказ кастильского монарха передать владения тамплиеров ордену святого Иоанна в 1366 году даже побудил Папскую курию подать запоздалый про­тест. Сходную картину можно было видеть в Италии, Герма­нии и Богемии, где местные правители быстро завладели львиной долей собственности тамплиеров, а госпитальеры получили остатки. Тамплиерам долго удавалось удерживать замок Хидельшайм, но все же их убрали и оттуда. Ордену доминиканцев, составлявшему основу папской инквизиции, были переданы дома и владения тамплиеров в Вене, Страс­бурге, Эсслингене и Вормсе. В Неаполитанском королевстве и Провансе тамошнему королю Карлу II понадобилось пять лет, чтобы разобраться с недвижимостью ордена Храма. И только на Кипре передача его владений прошла быстро и без проблем — во многом благодаря прифронтовому положению этого острова.

Во Франции братья короля и его новый министр Ангерран де Мариньи настойчиво, но безуспешно пытались убедить Фи­липпа Красивого, что уступка папе Клименту орденской соб­ственности является неплохой ценой за его согласие на окон­чательный роспуск рыцарского братства тамплиеров. Однако король попытался сделать ответный выпад — он написал папе, что согласен на передачу конфискованной собственности иоан-нитам, но при условии, что Климент V реформирует этот ор­ден, а также компенсирует понесенные королевской казной расходы по охране и управлению конфискованным имуществом. По примеру своего зятя Эдуарда II Английского, он оговорил «собственные права, а также права священников, баронов, дво­рян и других королевских подданных». Согласно его фактиче­скому ультиматуму, госпитальеры должны были через свое пред­ставительство в Венеции перечислить в королевскую казну в Париже двести тысяч турских ливров, покрыв тем самым поте­ри Франции от упущенной казны тамплиеров, которая ранее хранилась в парижском Тампле. Но даже после этой финансо­вой операции передача конфискованной собственности не за­вершилась, и госпитальеры были вынуждены выплатить еще шестьдесят тысяч ливров, чтобы компенсировать расходы, ко­торые французская корона якобы понесла в ходе ареста тамп­лиеров и судебного расследования. Но оказалось, что и это не все: в 1316 году потребовался последний взнос, на этот раз «всего» пятьдесят тысяч ливров; его иоанниты выплатили с большим трудом.

 

Однако это был не единственный «приварок» француз­ского короля, полученный в результате «правильно органи­зованного» Вьеннского собора. В апреле 1312 года, через две недели после официального роспуска ордена Храма, папа Климент удовлетворил наконец свои амбиции, бывшие глав­ной пружиной его уклончивой и лицемерной политики, осу­ществляемой с момента избрания на римский трон. Высту­пая перед высшими иерархами католической церкви в том же соборе Святого Маврикия, он провозгласил новый крес­товый поход, заключив свою речь словами: «Желание пра­ведника должно быть исполнено». Предполагалось органи­зовать не «профессиональную экспедицию», как многие со­ветовали, а «общенародное мероприятие», единственным энтузиастом которого как раз и был великий магистр тамп­лиеров Жак де Моле, теперь закованный в цепи и брошен­ный в темницу. Возглавить поход должен был Филипп Кра­сивый, а для оплаты предстоящих расходов ему было пору­чено в течение последующих шести лет взимать десятую часть всех церковных доходов в королевстве.

На следующий год в Париже в чрезвычайно торжественной обстановке Филипп IV принял крест, который ему вручил пап­ский нунций (дипломатический представитель). Вслед за мо­нархом крест приняли его сыновья, а также английский король Эдуард и многие знатные вельможи обоих королевств. Таким образом, несмотря на все разногласия, внук Людовика Святого и римский папа родом из Гаскони наконец объединили свои усилия ради освобождения Святой земли от неверных. Каза­лось, две мощные струи — праведного благочестия и благород­ного рыцарства — слились в единый, неостановимый поток; в ознаменование столь важного события вся столица была рас­цвечена флагами, а воздух наполнился звуками музыки и весе­лья, которое продолжалось более недели.

Оставалось уладить только пустяк — совсем недалеко от радостных парижан в темнице томились высшие руководи­тели распущенного ордена тамплиеров, ожидая решения своей участи. Бывший Великий магистр Жак де Моле упорно не соглашался дать откровенные показания никому, кроме папы римского. Наверное, ему казалось, что, встретившись лицом к лицу с главой католической церкви, он сумеет отстоять не только личную честь, но и достоинство своего ордена.

Но их встреча так и не состоялась. В конце декабря 1313 года Климент V назначил комиссию из трех кардина­лов, поручив ей решить судьбу руководителей ордена там­плиеров. 13 марта эти трое уполномоченных созвали кон­силиум, пригласив докторов теологии и знатоков церков­ного права, присутствовал также Филипп де Мариньи, ар­хиепископ Сансский. Перед комиссией предстали Жак де Моле, Гуго де Перо, Жоффруа де Гонвиль и Жоффруа де Шарне. Им зачитали решение: «Поскольку эти четверо, все без исключения, публично и открыто признали пре­ступления, в коих они обвинялись, и подтверждают сии показания... они приговариваются к пожизненному тюрем­ному заключению».

Двое из обвиняемых, Гуго де Перо и Жоффруа де Гон­виль, выслушали этот приговор, не выразив протеста. А вот Жаку де Моле, проведшему семь лет в заключении и по­мнившему обещание папы, этот вердикт показался вопиюще несправедливым. Ему, семидесятилетнему старику, не было смысла смиренно принимать такую изуверскую «награду». Выходит, папа его просто предал, и оставалось обратиться за справедливостью к Всевышнему. И в тот момент, когда кар­диналы решили, что дело тамплиеров благополучно завер­шено, Жак де Моле и командор Нормандии Жоффруа де Шарне обернулись к толпе и громко объявили, что отказы­ваются от прежних показаний и клянутся, что ни они сами, ни их орден не виновны ни в одном из вменяемых им пре­ступлений.

Такой поворот событий поставил исполнительных кар­диналов в тупик — их заранее продуманный сценарий окон­чился конфузом. Двух отказчиков королевский маршал быс­тро увел в камеру. Но слухи о произошедшем разлетелись по всей Франции. И как только они достигли Филиппа IV, тот собрал королевский совет, который и решил предать этих нераскаявшихся еретиков очистительному огню. И в тот же день «в час вечерни» Жака де Моле и Жоффруа де Шарне перевезли на небольшой островок Камышовый посреди Сены, где их должны были предать сожжению.

Как позднее написали очевидцы, Жак де Моле обратил­ся с последним словом к папе Клименту и королю Филиппу — он призвал их, прежде чем завершится этот год, явиться на суд Божий. Перед тем как его привязали к столбу, Великий магистр попросил у охранников разрешения сложить ладони и помолиться. Еще он повторил, что орден Храма невиновен и что он просит Бога отомстить за его смерть и смерть брать­ев. Как отмечали летописцы, «смерть они приняли с легкой душой», а у всех присутствовавших «их отречение от ложных показаний и презрение к смерти вызвало восхищенное удив­ление». Двух стариков привязали к столбу и подожгли. Позд­нее, под покровом темноты, братья из соседнего монастыря августинцев вместе с другими набожными людьми пришли на пепелище и бережно собрали обугленные останки мерт­вых тамплиеров, словно это были святые мощи.

 

Как и предсказывали скептики на Вьеннском соборе, за­планированный Климентом V крестовый поход так и не со­стоялся. Папа скончался 20 апреля 1314 года, через месяц после казни Жака де Моле. После смерти понтифика в его спальне обнаружили два небольших томика, написанных на разговорной латыни (так называемом романском языке), в кожаном переплете и со стальными застежками... с изложе­нием Устава ордена тамплиеров. Вскоре этот мир покинул и Филипп Красивый — произошло это 29 ноября того же года в результате несчастного случая на охоте. Огромная сумма денег, собранных на крестовый поход, либо бесследно ис­чезла в сундуках французского казначейства, либо была при­своена. Согласно завещанию, Климент V оставил триста ты­сяч флоринов своему племяннику Бертрану де Го, виконту Ломанскому, — в обмен на его обязательство стать кресто­носцем, которое тот, естественно, так и не исполнил. Как метко заметил один неизвестный хронист той эпохи, «папа всю жизнь собирал деньги, а его кузен, маркиз, их спокойно транжирит; и король, и все, кто когда-то принял крест, так и остались дома. А сарацины живут себе там в ус не дуя, и сдается мне, что спать они могут спокойно».

 

Эпилог

 

 

Приговор истории

 

Какой же вердикт вынесла история тамплиерам? Со вре­мени суда над орденом Храма общественное мнение не оп­ределилось в ответе на вопрос, действительно ли они совер­шали те преступления, в которых обвинялись. Данте Алигьери считал их невинными жертвами алчного короля Филип­па IV, а вот Раймунд Луллий, поэт из Мальорки, мистик, миссионер и теоретик крестовых походов, поначалу сомне­вался, но потом все же пришел к выводу, что выдвинутые против храмовников обвинения вполне обоснованны. Одна­ко тот и другой слишком фанатично отстаивали свою пози­цию: Данте вообще изгнали из Флоренции сторонники Кар­ла Анжуйского, а Луллий всю жизнь носился с идеей Фи­липпа Красивого о слиянии двух главных духовно-рыцар­ских орденов.

В последующие века объективное представление об этом процессе так и не сложилось из-за влияния разнообразных политических обстоятельств и интересов: приспешники рим­ских пап и французских королей категорически не желали признавать, что предшественники их владык совершили ве­личайшую несправедливость, в то время как демократы и конституционалисты стремились изобразить тамплиеров как абсолютно невинных жертв тирании. Так, в начале XVI века Анри Корнелий Агриппа в своем трактате «Философия ок­культизма» («Dе оссulta philosophia») приравнял храмовни­ков к колдунам, а живший в том же столетии французский мыслитель Жан Боден считал их, подобно евреям, маргинализированным меньшинством, которое подверглось нападе­нию коварного монарха.

В XVII—XVIII веках беззаконное осуждение тамплиеров, лишенных права на защиту, протестанты и просто скептики постоянно использовали в борьбе с католической церковью. Англиканский священник Томас Фуллер писал, что «причи­ной истребления тамплиеров отчасти была присущая им по­рочность, а отчасти — накопленные ими богатства»; а Эду­ард Гиббон в «Истории заката и падения Римской империи» отмечает присущие «бедным воинам Христа» высокомерие, стяжательство и дурной нрав. Именно такими изобразил хра­мовников и Вальтер Скотт.

Но в эпоху Просвещения в XVII веке возникло и иное отношение к тамплиерам — их стали воспринимать не как ортодоксальных католиков или, наоборот, вероотступников-еретиков, а скорее как проповедников древних оккультных религий, предвосхитивших появление Христа. Казалось бы, столь рационалистическое учение, гордившееся борьбой со всевозможными суевериями и опиравшееся на здравый смысл, должно было сорвать паутину мистики с истории ордена Храма. Тем не менее, как заметил Питер Партнер в книге «Убитые волшебники» («Тhе Мurdered Magicians»), «деятели эпохи Просвещения и не пытались спокойно разобраться в доводах как сторонников, так и противников тамплиеров. Трансформация отношения к ордену, произошедшая в XVIII веке, показывает, сколь далеки были просветители от строго научного подхода к проблеме. Когда трезвые и холодные умы XVIII столетия, заглянув в самую глубину истории католи­ческой церкви — она всегда являлась главной мишенью их рационализма и объектом разоблачения, — обнаружили там храмовников, то неожиданно поддались дикой фантазии, превратив рыцарей-монахов в каких-то волхвов-чернокниж­ников и присоединившись к официальным церковным исто­риографам. И эти взгляды оказались столь живучи, что до наших дней в любой работе о тамплиерах встречаются цве­тистые обрывки давних историй или по крайней мере ощу­щается привкус предубеждений, сложившихся в XVIII веке».

Главными проповедниками подобного «тамшшеризма», превратившими храмовников из исторических персонажей в мифических героев, стали франкмасоны*, члены тайных братств, основанных на прочной взаимной поддержке, чей размытый деизм** сразу вызвал резко враждебное отноше­ние католической церкви. Однако масоны были далеко не первыми, кто создал художественные образы тамплиеров: еще до ликвидации ордена рыцари фигурировали в романсах и эпических балладах часто как «защитники любовников», уте­шавшие их, когда страсть оказывалась безответной, или спо­собствуя взаимному счастью. Тамплиеры привлекали внима­ние современных им летолисцев и поэтов намного сильнее, чем госпитальеры и тевтоны. Рыцари Грааля из драматиче­ской поэмы Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Раrzival») названы тамплиерами, однако вряд ли автор про­изведения имел хоть какое-то представление об ордене Хра­ма. В те времена в Германии было еще очень мало орденских владений и большинство тамплиеров являлись французами.

Масонские гипотезы мало отличались от того же «Парцифаля». Эндрю Рэмси, шотландский якобит*** (выслан в 1730-е годы во Францию, являлся канцлером Великой фран­цузской ложи), утверждал, что первыми масонами были ка­менщики, трудившиеся в латинских государствах на Ближ­нем Востоке в эпоху крестовых походов. Дескать, там они овладели тайными ритуалами и специальными знаниями, унаследованными от мудрецов древности. По поводу тамп­лиеров Рэмси ничего особенного не говорил, но это могло быть вызвано его нежеланием раздражать своего покровите­ля, французского короля. А вот в соседней Германии другой беженец, Джордж Фридрих Джонсон, распространял мифы, в которых тамплиеры, «невежественные и фанатичные вои­ны-монахи, представали просвещенными и мудрыми рыца­рями, которые во время пребывания на Востоке приобщи­лись к самым древним тайнам познания и высоко поднялись над примитивными средневековыми верованиями».

 

По мнению немецких масонов, Великие магистры ордена Храма овладели тайными знаниями и отыскали бесценные реликвии, принадлежавшие древнееврейской секте ессеев. В ночь перед казнью Жак де Моле послал графа Бежо в под­земный склеп парижской часовни тамплиеров — забрать хранившиеся там сокровища, включая драгоценный семи-свечник, в свое время привезенный императором Титом, ко­рону Иерусалимского королевства и плащаницу. Известно, что на судебных слушаниях по делу тамплиеров сержант Жан де Шалон под присягой засвидетельствовал, что Жерар де Вильер, командор Франции, предупрежденный доброхотами о готовящемся аресте, бежал из королевства, прихватив всю казну тамплиеров. Ее погрузили на восемнадцать судов. Если это и в самом деле так, то куда же подевадись сокровища? Джордж Фридрих Джонсон утверждал, что они попали к од­ному из членов ордена Храма в Шотландии, конкретно ука­зав на остров Мулл.

Спекуляции на эту тему не прекратились и в XVIII веке, но, пожалуй, никогда не появлялось столько домыслов о пропавших сокровищах, как в наши дни. По меткому выра­жению Малкольма Барбера, самого компетентного англий­ского специалиста, изучавшего деятельность тамплиеров, «возникла своего рода небольшая индустрия, за счет которой питаются ученые, историки искусства, журналисты, издате­ли и телевизионщики». В эзотерических теориях и утвержде­ниях франкмасонов немало фантастического: тамплиеры объявлены защитниками священной чаши Грааля — подра­зумевается кубок, из которого Христос пил на Тайной вече­ре; королевский род Меровингов, по их мнению, ведет нача­ло от любовной связи Христа с Марией Магдалиной; а самой главной реликвией тамплиеров объявлена Туринская плаща­ница.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2339 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.