Под политическими элитами обычно понимают небольшие группы людей, чье поло-жение в обществе дает им возможность принимать решения, влияющие на жизнь, разви-тие общества, или существенно влиять на процесс принятия таких решений. Если решения имеют общенациональное значение и от них зависит дальнейшая судьба народа, страны, то речь идет о национальных политических элитах. Если решения имеют общере-гиональное значение, то имеем дело с региональными элитами. Предполагается, что люди, образующие элиты, обладают качествами, знаниями, подготовкой и опытом, не обходи-мыми для квалифицированного управления обществом, принятия правильных и необходи-мых решений. Однако не всегда они в полной мере наделены этими достоинствами, хотя, как правило, имеют ряд качеств, необходимых для управленческой, организаторской работы.
Проблема политических элит - одна из центральных в политологии и политической социологии, по(386)скольку непосредственно связана с характером и качеством полити-ческой власти, с конкретным способом ее структурирования. Анализировать политичес-кие элиты - значит искать ответ на вопросы: кто является в данном обществе реальным субъектом государственного управления и руководства, в чьих руках сосредоточена вся полнота политической власти, кто прямо или косвенно определяет характер важнейших политических решений. Качество политической власти во многом определяется качеством политических элит и их взаимоотношениями. Поведение политических элит - один из важнейших факторов развития общества в том или ином направлении, успеха или пора-жения тех или иных реформ и начинаний. Исключительно важную роль элиты играют в период радикальных социальных трансформаций.
Одна из сложных проблем, с которой столкнулись бывшие советские республики - формирование нових полноценных политических элит. Отсутствие таковых является серьезным препятствием на пути создания собственной государственности, рыночных преобразований в экономике, развития демократических политических институтов.
Иногда понятие политической элиты отмежевывают от более широкого понятия "политический класс". Известный английский социолог Т. Боттомор считает, "что полити-ческий класс" общества образуют все те группы, которые осуществляют политическую власть или влияние и прямо вовлечены в борьбу за политическое лидерство. Политической (или правящей) элитой является только одна из этих групп, объединяющих тех, кто реально осуществляет политическую власть в данном обществе в данное время [См.: Bottomore Tom. Elites and society.- London and New York, 1993.- P.7]. Следовательно, по мнению Т. Боттомора, состав политической элиты относительно легко определить: она включает членов правительства и высшей администрации, военных руководителей и, в некоторых случаях, представителей политически влиятельных знатних (аристократи-ческих) семей и руководителей могущественных экономических предприятий.
Границы политического класса определить несколько сложнее. В него входит, конечно, политическая эли(387)та, но он также может включать и "контрэлиты", состоя-щие из лидеров политических партий, отстраненных от власти, руководство профсоюзов, организаций предпринимателей, интеллектуалов, активно участвующих в политике и т. д. "Политический класс, таким образом, состоит из групп, которые могут в определенной мере сотрудничать, конкурировать или конфликтовать друг с другом" [Там же].
Термин "политический класс", однако, не получил широкого признания в современ-ной научной литературе. Большинство авторов предпочитают говорить и писать о политических элитах (одной или нескольких, в зависимости от конкретного социально-политического контекста), объединяющих тех, кто прямо или косвенно влияет на ход дел в обществе. В рамках каждой из них и, прежде всего, правящей элиты, многие авторы различают "политиков" (высшее руководство, принимающее стратегические решения) и "функционеров" (высших чиновников), отношения между которыми являються сложными и неоднозначными. В определенных ситуациях и при определенных обстоятельствах "чиновники" играют не вспомогательную, а основную роль в подготовке и принятии важнейших решений и являются реальными носителями политической власти и политиче-
ского влияния.
Политическую элиту современного общества не следует отождествлять с многочис-ленной армией функционеров, образующих государственный аппарат, исполни-тельные органы местного самоуправления, аппарат и активистов политических партий, общест-венных движений и организаций. Эти люди не принимают фундаментальных политичес-ких решений и не являються самостоятельными субъектами власти - они лишь рабочий инструмент, которым пользуются элиты, проводя в жизнь свои собственные решения и планы.
Политическую элиту нельзя ограничивать и кругом людей, занимающих высшие командные, административные посты в государстве или других политических институтах и имеющих официальные полномочия принимать решения. Решения могут приниматься в другом месте и другими людьми и быть продиктованы тем, кто наделен правом легитимизации данного решения. Дело в том, что какая-то часть политической элиты может (388) находиться в "тени", но тем не менее активно влиять на государственную политику и обладать реальной властью. Определить поэтому границы политической элиты, ее реальный персональный состав - всегда сложная и трудная задача, как и эмпирическое исследование поведения элиты в целом. Нелегкое дело и теоретическая интерпретация феномена политической элиты. Политологи спорят по поводу того, какова конкретная композиция политической элиты, каковы ее функции в обществе, как их следует оценивать (положительно или отрицательно). Нет согласия по вопросу о количестве элит. Само существование политических элит не для всех политологов - бесспорный факт.
Специалисты часто расходятся во мнении о том, насколько замкнуты или открыты политические элиты, насколько консервативно или прогрессивно они настроены, каким образом они взаимодействуют с неэлитами. Но, в большинстве своем, они исходят из того, что политические элиты - особые социальные организмы, которых отличают:
а) максимальная концентрация власти (в рамках общества в целом или одного из его основных сегментов);
б) рекрутирование новых членов преимущественно из высших слоев общества, то есть узкая социальная база;
в) определенный уровень внутренней сплоченности и взаимосвязанности;
г) общность политических взглядов и убеждений;
д) общие интересы и стремления.
Таким образом, элита - не совокупность индивидов, действующих каждый самостоятельно. Это люди, близкие по происхождению, интенсивно взаимодействующие и (как правило) имеющие общие ценности, приверженности и цели. Специфика элиты удачно суммирована Дж. Мизелем формулой "трех С" – group consciousness (групповое сознание), coherence (сплоченность), conspirancy (общие стремления) [См.: Mizel J. The Myth of the Roiling class: Gaetano Mosca and the "Elite".- Ann Arbor: University of Michigan Press, 1962.- P.4]. Феномен политических элит вот уже на протяжении более ста лет привлекает внимание политологов и социологов, стремящихся осмыслить его природу, характер, социальную роль, конкретные формы и типы функционирования. (389)