Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Case Study № 1 Древнейшие средства коммуникации по археологическим данным




Результаты археологических исследований позволили найти материальные подтверждения того, что в древнейшем человеческом обществе осуществлялась активная коммуникация путем информирования, пропаганды, убеждения.

Наиболее ярко коммуникационная функция проявлялась в деятельности зарождавшегося сословия жрецов. Прежде всего сам факт появления святилищ (мест размещения священных предметов и проведения религиозных ритуалов), а также их отделения от остального поселения рвом, валом или стеной позволяет утверждать, что жрецы стремились подчеркнуть свое особое положение, окружив себя ореолом таинственности в глазах соплеменников. В пещере Труа Фрэр на юге Франции обнаружено наскальное изображение колдуна, облаченного в звериную шкуру: такое облачение имело целью убедить членов племени, что «первопредок» (в данном случае — олень) продолжает обитать среди племени и служит посредником между своими потомками и миром духов.

Священные обряды и ритуалы были своеобразной пропагандой идей о миропорядке, жизни и смерти. Например, в захоронениях обнаруживаются предметы быта: пища и посуда, оружие и орудия труда, которые могли понадобиться умершему в загробном мире. Помимо чисто сакральной функции здесь можно увидеть и функцию демонстрационную: колдуны и шаманы, осуществлявшие подобные обряды, не только провожали покойного в последний путь, но и внушали живым представления о том, что ждет их после смерти. Сами поселения строились в соответствии с древнейшими моделями миропорядка и связывались с астрономическими представлениями. Таким образом, даже строя жилища, люди приобщались к пропагандируемому мировоззрению, «официальной идеологии».

Другое направление коммуникационного воздействия, также нашедшее подтверждение в археологических находках — это зачатки этнической (на уровне отдельных племен) самоидентификации. В поселениях древнейших людей находят черепа животных, украшенные особыми символами и орнаментами: отдельные кости на подставках и «пирамиды черепов». Существование подобных «памятников» позволяет предположить, что люди стремились подчеркнуть свое родство с тем или иным первопредком (медведем, лосем и т. д.) в общении с иноплеменниками. В противном случае им не было бы необходимости создавать подобные «монументы», поскольку члены племени прекрасно знали, кто является их общим прародителем.

Аналогичным образом древнейшие люди стремились отображать свои родовые и семейные отношения: археологи Горного Алтая с удивлением отмечают, что местные древнейшие захоронения представляют собой цепочки курганов, аналогичные более позднему генеалогическому древу: открывает цепочку самый ранний предок, захоронения мужа и жены находятся рядом, их детей — далее и пр. Как и в случае с этнической самоидентификацией, есть все основания полагать, что это способ сохранения и передачи информации не только внутри семейства или рода, но и для «внешней аудитории».

В древнейшем обществе представители различных ремесел считались по своему статусу близкими к священнослужителям. Сакральность их статуса подчеркивалась нанесением священных символов на орудия труда (например, на гончарных горнах, найденных на территории Украины, обнаруживаются магические знаки), а также наличием в их «мастерских» особых алтарей для жертвоприношений — несомненного символа принадлежности к жреческому сословию. Значимость представителей различных профессий отразилась и в том, что процесс той или иной работы изображался в наскальных рисунках так, в Прибайкалье и Монголии обнаружены изображения процесса пахоты как некоего священнодействия.

Расслоение общества на правящую верхушку (вожди, жрецы) и рядовых соплеменников привело к необходимости подчеркивать их статус даже при проводах в загробный мир. В гробницах наиболее высокопоставленных лиц обнаруживаются, например, захороненные вместе с ними лошади, которых нет в могилах рядовых членов племени. Подобные объекты, отличавшие представителей разных общественных слоев, так называемые социальные маркеры, широко использовались и в более поздних обществах.

Как видим, уже в самую древнюю эпоху, на заре человечества, существовала довольно разнообразная система способов сохранения и передачи информации, создания и пропаганды имиджа. Средства, использовавшиеся для этих целей, были преимущественно визуальные, что объясняется отсутствием языка и вербальной культуры, по крайней мере подтверждений их существования в древнейших человеческих коллективах до нас не дошло.

Литература к главе 1

  1. Алексеев В. П. Историческая антропология. — М.: Высшая школа, 1979.
  2. Васильев С. А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших обитателей Северной Америки // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  3. Вохменцев М. П. Энеолитические святилища Зауралья // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  4. Дашибалов Б. Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
  5. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Социальная структура населения Горного Алтая в скифскую эпоху // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
  6. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Лошадь в мировоззрении кочевых народов Южной Сибири // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тезисы. — СПб., 2005.
  7. Житенев В. С. Археозоологические критерии «ритуальных медвежьих комплексов» верхнего палеолита // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  8. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.
  9. История древнего мира: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1985.
  10. История зарубежного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
  11. Казанков А. А. Особенности адаптации охотников-собирателей в полупустынных зонах: эгалитаризм как эволюционная альтернатива // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
  12. Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской рунической письменности // Востоковедение. 1984. Вып. 9.
  13. Котов В. Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещерного медведя на Южном Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  14. Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Логос, 2004.
  15. Мэн Г. С. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1873.
  16. Павлинская Л. Р. Миф в погребальном ритуале народов Сибири // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тезисы. — СПб., 2005.
  17. Рулан Н. Юридическая антропология. — М.: Норма, 2000.
  18. Семенов Вл. А. Святилище — священная территория — мифологизированное пространство // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  19. Уасон П., Балдиа М. Религия, коммуникация и генезис сложной социальной организации в неолитической Европе // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
  20. Филиппов А. К. Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  21. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: Изд-во политической литературы, 1986.
  22. Цвек Е. В. Некоторые аспекты мировоззрения племен восточнотрипольской культуры // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  23. Цыбикдоржиев Д. В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.

Глава 2

Античный мир

Традиционно изучение истории Древнего мира начинается с истории восточных деспотий: Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Но история коммуникации на Востоке будет рассмотрена в отдельной главе (см. гл. 7). Поэтому предметом настоящей главы является социальная коммуникация в Древней Греции и Риме.

Главной отличительной чертой античного общества был гораздо более высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях, и это имело большое значение для развития коммуникации, способствовало достаточно четкому разграничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 548 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.