Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Общество как социокультурная система. 1.Общество: понятие и структура.




1.Общество: понятие и структура.

2.Типологии общества.

3.Развитие общества.

1. Понятие «общество» давно и прочно вошло в научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, сразу убеждаемся, что та­ких определений может быть множество. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к обще­му), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, общест­во есть часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской литературе общество определяется как динамическая, развивающая­ся система. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, состоящее из частей, совокупность этих частей. Таким образом, каждая система включает взаимо­действующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсис­тем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Подсистемами являются, прежде всего, сферы общественной жизни. Среди них выде­лим экономическую (отношения в процессе материального производства), социальную (взаимодействия классов социальных слоев и групп), политическую (деятельность го­сударственных организаций, политических партий), духовную (развитие и взаимодей­ствие форм общественного сознания: науки, искусства, образования и др.). Многооб­разные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отноше­ния, складывающиеся в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную сферу жизни общества. Итак, общество - самая сложная система, в которой каждый индивид представляет собой отдельную систему. Нас окружают всякие сис­темные образования.

Эмиль Дюркгейм системообразующим компонентом считает социальный факт. Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. «Внутренняя социальная среда» состоит из двух элементов. Первый включает все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство. Второй - это люди как коллективная сила, человече­ская среда. И основная задача социологии, по убеждению Дюркгейма, - объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы. В социальной среде в рамках всего общества Дюркгейм выделял и особые, более узкие среды - семья, общественно-профессиональные группы и т.д. Э. Дюркгейм приходит выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явле­ния от социальной среды.

Карл Маркс считал системообразующим элементом общества социальное отноше­ние, как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе жизнедеятельности. Выдвинутые марксизмом положения - о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию, о решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой - представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объек­тивно и непреложно.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодейст­вия через призму ценностей. Он считал, что социальный исследователь, в отличие от естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные инте­ресы. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нор­мы поведения людей, их цели. Общее социологическое определение общества звучит так: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися фор­мами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самопроизводством и самодоста­точностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня куль­туры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную нацио­нальную (социально-культурную) идентичность».

2. Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Обще­ства различаются по многим факторам. Типология облегчает изучение обществ. Сего­дня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен и др.) деление общества на:

• традиционное (или доиндустриальное);

• индустриальное;

• постиндустриальное.

Традиционное - в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяй­ственные, примитивные, консервативные, несвободные общества. Это общество часто контролируется верхушкой.

Индустриальные - это общество, имеющее производственную основу, для него харак­терны: гибкость социальных структур, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это общество динамично развивается, здесь высокий уровень жизни. Ма­териальное состояние большинства стран мира индустриально на разных стадиях.

Постиндустриальные - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значе­ния новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения. Этим, конечно, не исчерпываются многообразий классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по по­литическим критериям на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как проме­жуточные между первым и вторым). Типизация обществ может быть проведена и по многим другим признакам: в связи с господствующей в обществе религией говорится христианском и т.д., а в связи с наиболее распространенным языком общения - англоя­зычном, русскоязычном, франкоязычном и других обществах.

Открытое и закрытое общество - понятия, введенные К. Поппером в его работе «От­крытое общество и его враги» (1942). Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, - противопоставляется закрытому - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, неизменность законов функционирования, тоталитарность, примат общества над индивидом, личная безответственность.

Информационное общество - концепция, полагающая главным фактором общест­венного развития производство и использование научно-технической и другой инфор­мации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четверто­го», информационного сектора экономики. Революционизирующее действие информа­ционной технологи приводит к тому, что в информационном обществе классы заменя­ются социально недифференцированными «информационными сообществами».

3. Эволюционизм социальный в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Формирование социального эволюционизма как социологического течения в узком смысле связано с развитием в 19 в. антропологии и этнологии. Позитивистский эволю­ционизм был убежден в единообразии законов природы в физическом и моральном ми­рах и, следовательно, в применимости универсальных принципов развития во всех нау­ках. Спенсер сосредоточился на поисках сходств, всеобщих структурных закономерно­стях в неорганической, биологической и социальной эволюциях. Философия Спенсера конечно не претендовала на универсальность; он вовсе не ожидал, то чтобы физики об­суждали законы природы на ее языке, а не на языке математики, а биологи использова­ли структуру ее планов эволюции для построения принципов таксономии или описаний живых сообществ. Но социологические науки сразу же стали претендовать на эволю­ционизм, как на метод в социологии, пользуясь его широко заявленной всеобщностью.

Теории циклического развития - собирательное обозначение для распространенных в истории общественной мысли представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими новыми циклами возрождения и упадка. В конце 19 - начале 20 вв. появля­ется ряд современных концепций циклического развития, направленных против идеи со­циального прогресса. Это локальные культуры (Шпенглер), региональные несовместимы друг с другом цивилизации (Тойнби), суперсистемы (Сорокин). Освальд Шпенглер развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов». Умирая, органическая культу­ра перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой господствует го­лый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. В пределах общего цикла эволюции культур выделяются два главных этапа: этап восхожде­ния культуры (собственно «культура») и этап ее нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, вто­рой - «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органиче­ской жизни и культуры и ее распад.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Выход из противоречия и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории».

В 20 веке на место эволюционистского понимания социального развития пришли теории функционализма и «социологии изменений» (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине 20 века в структурном функ­ционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эти тенденции получили дальнейшее развитие.

Талкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Парсонс обратил­ся к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном разви­тии обществ. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Пе­реход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совер­шается с отделением правовой системы от религиозной, формированием администра­тивной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.