Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История общественно-политической мысли в России.




1. Просветительские и либеральные идеи в России. Дворянский и буржуазный либерализм

Развитие промышленности, ремесел и торговли, ускоренное реформами Петра 1, привело к заметному росту сословия промышленников и купцов, складывавшихся в буржуазию. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т.Т. Посошков (1665-1726). Посошков - сторонник тотальной государственной регламентации производства, труда, многих сторон быта для увеличения общественного богатства. В целях обеспечения "общего блага" Посошков предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством. Дворяне должны состоять на военной или гражданской службе, им должно запретить владеть фабриками и заводами. Духовенство тоже должно воздерживаться от промышленной деятельности. Только купечество должно заниматься торгово-промышленной деятельностью, в том числе вести внешнюю торговлю. Крестьян он предлагает считать принадлежащими государю, а не помещикам, предлагает также разграничить крестьянскую и помещичью землю. Все беды страны Посошков видит в несовершенстве законодательства, права, судопроизводства и управления.

Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь М.М. Щербатов (1733-1790).

В своих работах он ссылается на идеи западных просветителей, но стремится доказать "химеричность равенства состояний", о котором пишут "новые философы". Он не допускает равенства даже среди дворянства.

Вершиной прогрессивной политической мысли России второй половины XVIII века стали воззрения Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Он подвергает резкой критике крепостное право и самодержавие, доказывает, что крепостное право противоречит естественному праву и общественному договору. Самодержавие, по его мнению, есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Он верит в революцию, но при этом замечает: "Я зрю через целое столетие!" Для него революция означала глубокое переустройство общества и государства в интересах народа.

В первой половине XIX века в России Важнейшими представителями идеологии либерализма в этот период были Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский.

Н.С. Мордвинов (1754-1845) - выступал за свободу предпринимательской деятельности, доказывал преимущества вольнонаемного труда, утверждая мысль о том, что право собственности может распространяться только на вещи, а "человек не может быть собственностью человека". Однако все это сочеталось с отменой крепостного права лишь в будущем.

Проекты конституционных преобразований М.М. Сперанского (1772-1839) носили более широкий либеральный характер. Под его руководством было подготовлено полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а также свод законов России в 15 томах.

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Декабристы сочувствовали народу и поставили своей задачей освободить его от крепостного гнета, но стремились осуществить революционный переворот без участия самого народа. Эта ограниченность сказалась и на программах их преобразований. В политической идеологии декабристов различаются два течения: умеренное и радикальное.

Наиболее видным представителем умеренного направления был Н.М. Муравьев (1795-1843) - создатель конституции декабристов. Он был решительным противником крепостного права. Вместо сословного строя в конституции Муравьева вводилось равенство всех перед законом. Царское самодержавие именовалось "произволом одного человека", беззаконием. Но в то же время Муравьев выступает за конституционную монархию, считает, что император - это "верховный чиновник правительства", обязанный отчитываться перед Народным вече - высшим представительным органом - о состоянии страны.

Идеологом радикального направления был П.И. Пестель (1793-1826). Как и Н. Муравьев, Пестель провозглашал:

- частную собственность священной и неприкосновенной, намерен был передать крестьянам половину помещичьих, удельных и иных земель.

- полная ликвидация царизма;

- структура органов власти строилась по принципу разделения властей, но со многими новшествами.

 

2. Правовые и политические взгляды революционных демократов

Вторая половина XIX века характерна развитием революционного демократизма.

А.И. Герцен (1812-1870) Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией "русского социализма". Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.

В.Г. Белинский (1811-1848). Главная заслуга Белинского в разработке общественно-политических проблем состояла в критике современной для него действительности. Переход к социализму, который Белинский называл "идеей идей", "бытием бытия", "альфой и омегой веры и знания", он связывал прежде всего с народной революцией.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Основным выводом, который сделал Н. Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.

 

3. Драма становления российского парламентаризма

Революция 1905 года, заставившая царя издать Манифест 17 октября и пойти на принятие Конституции 1906 года, значительно расширили возможности буржуазно-демократических преобразований, развития парламентаризма, рождая и новые политические воззрения. Они касались, в первую очередь, путей развития России - эволюционного и революционного, государственного строительства - диктатуры и конституционализма, идей социалистического общества.

Под воздействием этих идей в XX веке Россия трижды предпринимала попытку установления парламентского строя, но ни одну из них нельзя однозначно оценить как успешную.

Становление парламентаризма в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) в форме работы четырех Государственных дум подрывалось его отрицанием как сверху, так и снизу. Сверху: Николай II, Г. Распутин, правые (прежде, всего Совет объединенного дворянства) принципиально были против существования Государственной Думы, выступали за возврат к абсолютизму. В народных массах (кроме 1906-1907 годов - времени "конституционных иллюзий") Дума не пользовалась авторитетом, т.к. была не способна решать их насущных задач. Уже в 1905 году массами была создана новая форма народовластия в форме Советов.

В 1917 году после февральской революции определились две модели демократизации страны. Либералы, возглавляемые кадетами, умеренные социалисты-меньшевики и эсеры ориентировались на западную модель буржуазной демократии и парламентаризма. Однако они упустили исторический шанс ее установления, промедлив с созывом Учредительного собрания. Будь оно созвано в мае-июне 1917 года (оно состоялось только 5 января 1918 года, уже после Октябрьской революции) - кто знает, может быть, и исторический выбор российского народа мог быть бы другим.

В.И.Ленин, большевики после революции отвергли буржуазную демократию и парламентаризм, считая их низшей формой демократизма по сравнению с возродившимися в 1917 году Советами. Развернувшееся в стране массовое советское движение стало реальностью политической власти, окончательно закрепленное в Конституции 1936 года.

Однако Советы, созданные как форма народовластия творчеством трудящихся, не сумели реализовать заложенный в них могучий демократический потенциал вследствие сложившейся в стране однопартийности и установления единоличной власти И.В. Сталина. Была ли в этом объективная историческая необходимость - предмет исследования исторической науки. Следует только заметить, что как у российских, так и зарубежных историков здесь нет однозначного ответа. Тем не менее ясно, что в 60-80-х годах господствующая в обществе командно-административная система управления народным хозяйством, отсутствие гласности, плюрализма мнений, функционирование лишь одной партии стали тормозом общественного развития, фактором подрыва авторитетна социалистических идей в сознании широких народных масс.

Во второй половине 80-х годов политические реформы М.С. Горбачева (а не реформы Б.Н. Ельцина, как утверждают ряд политологов постсоветского времени) сделали первые шаги к гласности, демократизации общества и возрождению парламентаризма (в третий раз), которые в конечном счете его и погубили: восторжествовала точка зрения Б.Н. Ельцина, что России нужна не парламентская, а президентская республика. Конституция РФ 1993 годы наделила Президента практически неограниченными полномочиями. Основной упор был сделан на усиление исполнительной власти с ее мощным чиновничье-бюрократическим аппаратом, а не представительной власти, действительно выражающей суверенную волю народа, что ведет к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года означал легитимизацию президентской неограниченной формы правления.

Был свергнут контроль выборных представителей трудящихся за системой управления (комитеты народного контроля, рабочий контроль на предприятиях и т.д.). Практически оказалась разрушенной связь между высшими и местными представительными органами. Принцип разделения властей, закрепленный Конституцией 1993 года, оказался абстрактной декларацией.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 939 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.