Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—тереотипы, по€вившиес€ одновременно с исламом.




ѕо€вление ислама было мощным религиозно-историческим вызовом христианству. Ќа прот€жении VII-VII столетий нова€ религи€ трансформировала общественный строй и культуру многих стран от —еверной »ндии до јтлантики, расколола единство средиземноморского мира и сместила осевую линию христианства на —евер. јрабы-мусульмане про€вили огромную энергию не только в сфере военно-политической экспансии. ¬ научно-техническом и культурном отношении они тоже демонстрировали €вное преимущество. ¬се это сбивало с толку, ставило в €вное замешательство весь христианский мир. ѕостепенно чувство страха перед варварами-завоевател€ми сменилось вполне естественным любопытством.

ѕолитика мусульманских правителей на завоеванных территори€х в начальный период ислама отличалась известной гибкостью и предусмотрительностью. «авоеватели использовали дл€ управлени€ покоренными государствами местную бюрократию. ќсновным €зыком мусульманской администрации при дворе ќмей€дских халифов в ƒамаске был греческий, а не арабский. ’ристиане, как, впрочем, и евреи-иудеи, считались подданными правител€ и в соответствии с шариатом пользовались определенными юридическими правами. ≈стественно, противоречи€ и разногласи€ в отношени€х между мусульманами и христианами существовали и порой про€вл€лись в довольно острых формах, о чем свидетельствует восстание коптов в ≈гипте (829-830 гг.).

¬ VII-IX веках ислам про€вил весьма показательную способность к заимствовани€м из чуждой дл€ него культуры, в частности, из эллинистической учености и образовани€. ’алиф аль-ћамун, правивший в 813-833 гг., основал специальную академию дл€ перевода научных трудов по философии и медицине с греческого €зыка на арабский. ¬ числе нескольких религиозных сочинений была переведена и Ѕибли€.  онцепци€ законных прав немусульманского населени€ стала интегральной частью мусульманского права.

ќсобое место в измышлени€х об агрессивности и аморальности ислама занимает тема о Ђнасильственномї распространении ислама в период противосто€ни€ ’алифата с ¬изантийской империей. јвторы тенденциозных статей пытаютс€ объ€снить феномен стремительного распространени€ новой религии именно этим обсто€тельством. ќднако подобные утверждени€ не обоснованы и не имеют никакого научно-исторического обосновани€. ƒл€ того, чтобы убедитьс€ в этом, достаточно обратитьс€, помимо исторических документов мусульманских историков средневековь€, к научно-исследовательским трудам российских и европейских исследователей.

 ак известно, после подписани€ мирного договора с €зычниками в ’удайбие пророк ћухаммад отправил послани€ правител€м нескольких монархий с призывом прин€ть ислам. ƒва таких послани€ были отправлены императору »раклию и иранскому шаху ’осрову. ѕервый прин€л послание с усмешкой, а второй разорвал его. ќба правител€ были возмущены тем, что пророк осмелилс€ послать им, - самым могущественным государ€м, - такие дерзкие послани€. — другой стороны, усиление арабов им было крайне невыгодно.

ѕоводом дл€ первого вооруженного столкновени€ между ¬изантией и ’алифатом стало убийство √ассанидским правителем Ўурахбилом посла ћухаммада (629 г.). √ассанидское государство же было вассалом ¬изантии. Ёта неравна€ битва кончилась гибелью многих сподвижников пророка и отступлением мусульманского отр€да. “аким образом, именно вероломство византийских подданных положило начало войне ’алифата с ¬изантией, первой битвой между которыми стало сражение при ћуте и говорить об агрессии мусульман против ¬изантийской империи нельз€. –азв€занна€ ¬изантией война окончилась ее сокрушительным поражением и потерей империей южного —редиземноморь€. ћножество факторов предопределили успех мусульман и его нельз€ объ€снить только военно-тактическими причинами. Ќичем до того не про€вившие себ€ в истории арабы повели неравные войны одновременно с двум€ мировыми державами (с »раном и ¬изантией) и добились успеха над обоими, несмотр€ на то, что их военные отр€ды значительно уступали последним и в вооружении, и в численности.

Ќо существовала еще одна причина стремительных побед ’алифата Ц это поддержка местным христианским населением мусульманских войск против византийской администрации.

¬се необоснованные утверждени€ о €кобы имевших место зверствах и разрушени€х при вз€тии христианских городов мусульманами абсолютно необоснованны и противоречат данным исторической науки. ярким примером этому €вл€ютс€ об€зательства, данные халифом ќмаром иерусалимскому патриарху —офронию, при вступлении войск ’алифата в »ерусалим. ќн дал гарантию неприкосновенности им самим, их состо€ни€м, их церквам и их крепост€м, их больным и здоровым и всей их общине. ѕодобные об€зательства брали на себ€ все мусульманские военноначальники при вступлении в христианские города. ¬ их основе лежит договор пророка ћухаммада с христианами Ќаджрана. «а христианами признавалось право на существование в качестве инорелигиозных общин при условии выплаты ими нар€ду с об€зательной дл€ всех подданных поземельной податью харадж специального подушного налога джизь€. »менно благодар€ этому мусульмане всегда относились терпимо к иуде€м и христианам. ¬ целом отношение мусульман к Ђпокровительствуемымї (люди ѕисани€ Ц јхль аль- итаб Ц христиане и иудеи) было терпимым, если не вмешивались внешнеполитические и военные факторы. Ќаиболее благопри€тным было положение иудеев, за которыми не сто€ла никака€ внешн€€ сила. ƒаже во врем€ войн с крестоносцами мусульмане были настроены к христианам менее враждебно, чем крестоносцы к мусульманам. ѕоложение христиан и иудеев в странах ислама было значительно более благопри€тным, чем положение иноверцев в странах средневековой ≈вропы. „асто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей. ¬ дальнейшем, с политическим и теологическим упрощением ислама, основна€ масса ближневосточных христиан перешла в мусульманство, оставшиес€ же верными своей религии в основном арабизировались.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 447 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

603 - | 562 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.