Ветрхеймер изложил принципы организации восприятия в своей природе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в которой воспринимаем кажущиеся движение – то есть как единое целое, а не как набор индивидуальных ощущений. Принципы организации восприятия, которые описаны в большинстве учебников по психологии, представляют, по существу, законы и правила, по которым мы организуем и классифицируем воспринимаемый нами мир.
Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и её возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Мы не должны учиться создавать образы, как это провозглашают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия высшего уровня действительно зависят от научения.
Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамическую систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далёкими друг от друга, не объединяются.
Далее перечислены несколько основных принципов организации восприятия:
1. Близость. Элементы, которыеблизки друг к другу в пространстве или во время, кажутся нам объединёнными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно. Так на рисунке вы увидете три пары вертикальных колонок, чем просто набор маленьких кружков.
Рис.1
оо оо оо
оо оо оо
оо оо оо
оо оо оо
оо оо оо
2. Непрерывность. В нашем восприятии существует тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. На рисунке (Рис.1)вы видете воспринимаемые колонки из маленьких кружков в направлении сверху в низ.
3. Сходство. Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. На рисунку круги и точки стремятся объединиться с себе подообными, и вы воспринимаете ряды кружков и ряды точек, а не колонок, составленные из разнородных элементов.
Рис. 2
¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡
¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡
¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡
4. Замыкание. В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. Фигуры, изображённые на рисунке вы воспринимаете как обычные квадраты, хотя на самом деле их контуры незамкнуты.
Рис. 3
[][][]
5. Простота. В любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; в гештальт- психологии это свойство получило название «перегнатная форма». Прегнатный гештальт должен быть симметричным, простым и неизменным и не может быть упрощен или каким-либо иным образом. Квадраты (Рис.3) на рисунке являются прегнатными гештальтами, так как отчётливо воспринимаются как завершенные и целостные фигуры.
6. Фигура-фон. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы объект (фигура) и задний (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения. На рисунке фигура и фон являются реверсивными изображениями; в зависимости от того, как устроено ваше восприятие, вы можете видеть либо два лица, либо вазу.