Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии в деле усовершенствования общественного строя. Конт убежден, что его «позитивная» политика есть тот единственный выход из социального кризиса, в котором давно находится и Франция и вся Европа, так как отправной пункт его системы «позитивной» политики — «определение тенденции цивилизации, чтобы с ней согласовывать политическую деятельность и сделать благодаря этому, по возможности, спокойными и непродолжительными неизбежные кризисы, которые человеческий род вынужден претерпеть в своих последовательных переходах через различные стадии цивилизации»1.
Конт полагает, что социальные проблемы носят не столько политический, сколько моральный характер. В связи с этим социальные преобразования общества мыслятся им как устранение его отдельных недостатков путем усовершенствования человеческих нравов и убеждений, путем развития социального чувства. Французский ученый убежден поэтому, что разного рода утопии возникают в результате того, что при решении социальных вопросов ошибочно обращаются к политическим средствам там, где на первом месте должны стоять нравственные средства.
Таким образом, система «позитивной» политики включает не только рассуждения о политике. Учение о нравственности тоже является составной частью политического учения Конта. Милль по этому поводу замечает, что «Конт — человек, пропитанный нравственностью. Всякий вопрос для него есть вопрос нравственности, и для него нет другого мотива, кроме мотива нравственного»2.
В качестве примера, иллюстрирующего указанный подход в решении острых вопросов социальной жизни, можно привести рассуждения Конта о пролетариате и его месте в социальной структуре. Будучи современником и свидетелем бурных политических событий во Франции первой половины XIX в., Конт не мог не заметить, что в рядах пролетариата было ярко выражено стремление ко «всеобщему уничтожению классовых различий». Рассматривая
1 Конт О. Система позитивной политики. С. 121.
2 Милль Дж.Ст. О. Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 119.
социология франции 69
эклзнь современного ему рабочего, Конт подчеркивает, что плата, которую тот получает за свой труд, является минимальной и достаточной только для того, чтобы поддерживать существование. Основатель позитивизма относит это явление к социальной несправедливости. Но тут же отмечает, что заработная плата рабочего есть следствие рыночной конкуренции, с которой капиталист вынужден считаться, т.е. в конечном счете, низкая заработная плата — это, в некотором роде, практическая необходимость, Конт даже находит оправдание этой «практической необходимости», которое, по его мнению, состоит в том, что до настоящего времени общество не может предложить ничего лучшего.
Так как результаты труда используются в большей степени другими людьми, то можно заключить, продолжает Конт, что в целом рабочий трудится не столько для себя, сколько для других. Милль, будучи одним из интерпретаторов политического учения Конта, полагает, что Конт хочет сказать только то, что на «труд в пользу других мы должны смотреть как на благо само по себе, что мы должны желать этого труда ради него самого, а не в виду вознаграждения; что истинное вознаграждение за услугу, оказанную обществу, заключается в благодарности общества»1.
Конт выдвигает идею о моральном превосходстве пролетариев над другими слоями общества. Он считает, что возможность морального превосходства рабочих коренится в самих материальных условиях их существования, способствующих якобы развитию социального чувства. «Превосходство пролетариев над другими слоями общества, — пишет он, — еще более очевидно в обладании социальным чувством. В этом отношении они обыкновенно стоят даже выше истинных философов, слишком отвлеченные стремления которых значительно выигрывают от повседневного соприкосновения с врожденными благородными порывами народа»2.
Несмотря на то что пролетариат в силу отсутствия специальной подготовки не способен сам систематизировать нравственные принципы, полагает Конт, это не мешает ему в значительно лучшей степени, чем другим слоям общества, понять и принять истинную суть этих принципов. И связано это с тем, что помимо «естественных склонностей ума и сердца» коллективные потребности пролетариата по необходимости заставляют его поддерживать
1 Милль Дж.Ст. О. Конт и позитивизм. С. 119.
2 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. Вып.
«•С 87.
История социологии
главные нравственные правила, которые обыкновенно выгодны для него1.
Несмотря на моральное превосходство пролетариев, которое отмечает Конт, последний не может поставить их во главе политической власти, так как главный принцип его «позитивной» политики состоит в том, что политическая власть должна находиться в руках людей, осуществляющих руководство промышленностью. Именно у капиталистов находятся капиталы и материальные средства производства, значит, и власть, правда политического характера, должна принадлежать им. В связи с этим Конт критикует коммунизм за то, что тот «игнорирует естественную организацию современной промышленности, откуда он хочет устранить необходимых руководителей»2.
По мнению Конта, политическая, или светская власть должна включать банкиров, достаточно богатых торговцев, крупных промышленников и землевладельцев. Но естественно, что не все представители класса собственников могут составить светскую власть, а только некоторые из них. В противном случае будет трудно договориться всем между собой при решении отдельных вопросов. Конт словно предвосхищает монополистический капитализм, когда заявляет, что для того, чтобы представители светской власти приходили к единому мнению, материальное богатство, в том числе и владение земельной собственностью, должно быть сосредоточено в возможно меньшем количестве рук.
Заслуживают внимания рассуждения Конта о дальнейшей судьбе мелких собственников, которых он называет не иначе как «паразитным растением». Конт не находит места среднему классу в будущем обществе, построить которое на принципах «позитивной» философии и социологии он собирается. «Лучшие» из мелких собственников, по мнению основателя позитивизма, должны влиться в класс капиталистов, а остальные — увеличить численность класса пролетариев. Причем «лучшие» из среды мелких собственников — это те, кто сумеет выстоять в ожесточенной конкурентной борьбе на капиталистическом рынке. Таким образом, «общество будет состоять только из богатых и бедных, и на обязанности богачей будет лежать обеспечение возможно лучшей участи для бедных»3.
1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма.
Вып. 4. С. 10.
2 Там же. С. 25.
ъМилльДж.Ст. О. Конт и позитивизм. С. 140.
социология франции 71
Раскрывая вопрос о преемственности светской власти, Конт не признает избирательный принцип, выступая за право наследства. К тому же наряду с политической властью, считает французский теоретик, должны передаваться и сами капиталы. Единственная оговорка, которую Конт делает при рассмотрении вопроса о наследственности, состоит в том, что он допускает возможность передачи наследства не только родственникам, но и любому лицу в зависимости от желания владельца капитала.
Рассуждая о светской или политической власти, Конт высказывает уверенность в том, что ее представители смогут стать лишь «необходимыми хранителями капиталов», если они возьмут на вооружение философско-социологические принципы позитивизма. В каждом, кто проникнется им, сформируется и разовьется чувство альтруизма. Представители светской власти не являются в этом отношении исключением. Поэтому прежде всего Конт «делает ставку» на чувство альтруизма, которое должно руководить представителями светской власти в их политической деятельности.
Значительное место на пути духовного перерождения капиталистов Конт отводит общественному мнению. В данном вопросе в наибольшей степени находят выражение его демократические настроения. «Благотворное влияние общественного мнения, — пишет Конт, — неизбежно станет важнейшей опорой нравственности, — не только социальной, но даже частной и даже личной, — среди тех народов, у которых каждый человек должен будет жить на виду у всех, что позволит обществу действительно контролировать деятельность каждого»1.
Кроме надежды на альтруизм и общественное мнение, на которые Конт смотрит как на противоядие против возможных неэтических поступков со стороны светской власти, основатель позитивизма особенно уповает на духовную власть, существующую параллельно со светской. Роль духовной власти как противовеса политической или светской власти улавливали интерпретаторы рассматриваемой концепции еще в прошлом веке. Милль, например, пишет: «Необходимость духовной власти, отдельной и независимой от светского правительства, составляет существенный принцип политического плана Конта: и хорошо еще, что это случилось так, потому что духовная власть является единственным
1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. Вып. 4. С. 11.
72 История социологии
противовесом, который он допускает и предлагает против абсолютного господства гражданских вождей»1.
Под духовной властью Конт понимает представительство философов-позитивистов. В сферу деятельности духовной власти должно входить решение нравственных, воспитательных, одним словом, духовных вопросов. Соответственно функции светской власти таковы, что проблемы духовной жизни общества ей неподвластны. Так же как светская власть не состоит из всех представителей крупных владельцев собственности, так и духовная власть не включает в свой состав всех философов-позитивистов. Причем Конт подчеркивает, что те, из числа последних, которые призваны руководить нравственным развитием человечества, должны иметь соответствующую подготовку, которая сводится прежде всего к получению позитивистского образования.
Деление Конта власти на светскую и духовную вытекает кроме всего прочего из его идеи о том, что одно и то же лицо не может в достаточной степени продуктивно заниматься одновременно решением практических и теоретических задач. Если представитель светской власти, рассуждает Конт, вынужден заниматься проблемами практического свойства, то это неизбежно приводит к узкой специализации. Характер же деятельности философа-позитивиста таков, что он требует цельного подхода, который обеспечивает теоретическая деятельность.
Одну из задач духовной власти Конт видит в том, чтобы устранить отрицательную сторону такого явления, каким является разделение труда, под которым он понимает специализацию, существовавшую в современном ему мире. Рассматривая вопрос о разделении труда, Конт видит в нем главную причину единого общественного существования; оно же ведет к усложнению общественного организма. Конт понимает, что в идеальном обществе разделение труда должно быть таковым, чтобы каждый член этого общества мог заниматься делом, которое бы наиболее соответствовало его возможностям или способностям. Он считает, что возникновение правительства как важнейшего элемента общественного устройства связано с необходимостью преодолеть отрицательные последствия разделения труда. Конт делает вывод, что полноценное функционирование общественного организма возможно лишь при наличии особой духовной власти на тех же правах, на которых является оправданным существование таких общественных институтов, как правительство и т.д.
1 МилльДж.Ст. О. Конт и позитивизм. С. 132—133.
социология франции 73
Итак, духовная власть есть главный элемент предлагаемого Контом нового общественного устройства. Но она состоит из одних философов-позитивистов. Предвидя некоторые сомнения в возможности небольшой кучки интеллектуалов удержаться у власти, Конт говорит о необходимости повести за собой большую часть народных масс. В этом он усматривает залог успеха деятельности самой духовной власти. Он предлагает рабочим оставить политическую власть за верхушкой промышленников и ограничиться участием в моральной власти.
В этой связи интересно отметить, что Конт все же советует на некоторое время допустить рабочих к временному политическому господству. Время это определяется «переходным периодом» к окончательному позитивному состоянию общества. Конт видит в таком «переходном периоде» реальную возможность сгладить социальные противоречия между «производителями» и «предпринимателями». Причем Конт подчеркивает, что нахождение пролетариев некоторое время во главе политической власти не должно отрицательно сказаться на них. Наоборот, считает он, пролетарии поймут, что «истинное счастье нисколько не зависит от богатства и власти, а обусловливается, главным образом, удовлетворением интеллектуальных, моральных и социальных потребностей, которое для них более доступно, чем для правящих классов»1. Задача же капиталистов в этот «переходный период» будет состоять в том, чтобы нравственно «переродиться». Если же средства убеждения не помогут, то в таком случае предлагается прибегнуть к порицанию, но опять-таки морального свойства.
Таким образом, «с переходным периодом» у Конта связаны большие надежды, потому что в течение этого периода рабочие будут находиться у политической власти, после чего добровольно откажутся от нее, а «нормальные» представители этой власти будут иметь возможность сделаться достойными занять ее. И тогда наконец появится реальная возможность установления в обществе социальной гармонии, стремление к которой составляет главный пафос всех его социологических устремлений.
1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. Вып. V. С. 184. Эта мысль постоянно встречается у Конта в его рассуждениях о Рабочем классе. «Бороться за улучшение своих материальных условий, — пишет он в «Духе позитивной философии», — совершенно бессмысленно, так как действительное счастье совместимо со всякими условиями существования, лишь бы они были честно выполнены и разумно приняты» (Конт О. Дух позитивной Философии. С. 65).
74 История социологии
Заключение.