Термин «методология» имеет греческое происхождение и в адаптированном к данному контексту этимологическом смысле дословно означает «учение о методах». Отсюда одним из наиболее распространенных в науке ещё с периода Нового времени толкований данного понятия, является его философское определение, какучения о научных методах познания. В прикладном смысле методология здесь ориентирована на изучение и разработку совокупности методов наиболее пригодных для проведения исследований в конкретных научных дисциплинах.
Однако, чтобы провести то или иное научное изыскание и получить при этом достоверные результаты, выбором одних только адекватных исследовательских методов ограничиваться нельзя. А потому в современном науковедении методологию рассматривают не только как учение о способах, но и как учение о принципах и логике построения научно-познавательной деятельности.
Из приведённых рассуждений и определений видно, что методология науки выступает как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей, как собственно методологические изыскания, так и изыскания в рамках отдельно взятых наук.
Что касается системы методологического знания, то в ней, обычно, выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание философского уровня методологиисоставляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. При этом следует отметить, что методологические функции выполняет практически вся система философского знания.
Общенаучная методологияпредставляет теоретические концепции и принципы, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Конкретно-научная методология включает в себя совокупность принципов и методов исследования, применяемых в той или иной отдельно взятой научной дисциплине.
К технологическому уровню методологии относят методики и исследовательские процедуры, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его математическую и статистическую обработку.
Постигая сущность методологии, необходимо помнить и иметь в виду, что все вышеназванные уровни логически взаимосвязаны и образуют сложную систему, где между ними существует определённое соподчинение. При этом философский уровень, в основании которого лежат законы и категории диалектики, дающие наиболее общие представления о закономерностях развития природы, общества и научного познания мира, выступает в качестве фундаментального методологического базиса в виде идей, подходов и принципов, на которых затем и выстраивается исследование.
Всё это в полной мере относится и к педагогике. Дело в том, что философский взгляд на проблему особо значим для педагогических исследований, поскольку педагогика как наука вышла из философии и продолжает развивать и обосновывать свои теории, используя её методологический фундамент. Роднит между собой и отличает от многих других эти науки также и то, что они, несмотря на многовековую историю, не имеют общепризнанных и однозначно толкуемых учений и знаний по всему спектру изучаемых ими вопросов. А потому и сегодня нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная, пусть даже самая древняя, философская или педагогическая точка зрения устарела и не имеет права на жизнь.
Однако здесь необходимо отметить, что философское и педагогическое рассмотрение проблемы имеют и свою особую специфику. Философы всегда стремятся к предельному описанию исследуемого вопроса, так как для них важна не столько та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому. Педагоги же в своих теоретических изысканиях изначально тоже стремились подняться до уровня философского осмысления проблемы, однако, в отличие от философов, всегда были вынуждены ограничивать полёт мысли рамками практической значимости проводимых научных изысканий. При этом значимость педагогической науки не падала, а, наоборот, возрастала, вызывая неподдельный интерес и у учёных, и у общественности.
Если вспомнить тех, кого мы традиционно называем «отцами научной педагогики», то Я.А. Коменский, как известно, не стремился создать новую науку, а пытался поднять педагогику до уровня философии. К.Д. Ушинский же постоянно подчёркивал, что педагогика есть наука философская. В этом ряду можно добавить и признанных философов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Штайнер и др.), чьи теории дали толчок появлению новых педагогических направлений, течений или моделей. Иными словами, как показывает история, качественные скачки в развитии педагогической науки и практики возможны лишь на основе мощного философско-методологического фундамента.
Всё вышеизложенное в данной главе позволяет рассматривать методологию педагогики, какучение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности в целях получения новых педагогических знаний и преобразования и совершенствования различных образовательных систем и процессов обучения и воспитания.