За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, каждая из которые имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.
Многообразные воспитательные системы различаются временным существованием, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы [9].
Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и популярность этих школ неуклонно растет. Их главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром, то есть автор системы выступал за свободное воспитание. Главный принцип, который является основой данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая в свою очередь обязательно предусматривает ответственность. Школа выступает как социальный организм нового типа. Так, в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.
Основными средствами обучения могут быть яркие, живые слова, ритмы, природные материалы, игры, творческой деятельности. Основная опора делается на индивидуальные особенности детей, их душевных переживания, которые выступают стимулом для развития и осознания своего «Я». Делается ориентация на развитие у детей способности изучать природу, воспринимать культуру и искусство. Одно из главных условий – обучение происходит без отметок в форме свободного общения [6].
Воспитательная система школ глобального образования. Эти модели были разработаны Р.Хенви и М.Боткиным, которые дополняют друг друга. Они рассматривают мир как единое целое, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.
Роберт Хенви сформулировал такое определение, глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, осознание непрерывности мировых процессов, возможностей выбора.
По мнению М. Боткина, суть глобального образования состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, который обеспечивается инновационным подходом. В этом подходе выделяется два аспекта: предвосхищение и сопричастность. Предвосхищение - это способность преодолевать новые ситуации, предвидеть будущее и оценивать последствия своих действий или бездействий. Сопричастность – стремление к сотрудничеству, взаимопониманию.
Глобальное образование возможно только при существовании учебной программы и учебных планов, которые должны быть различны и обязаны дополнять друг друга.
Воспитательная система "справедливое сообщество". Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960 г. Концепция была представлена Л.Кольбергам и основана на следующей идеи: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление происходит постепенно. Справедливые сообщества - небольшие объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы, в которой ученик и учитель имеет равное право голоса для решения всех поставленных задач. Основная идея данной системы - улучшение морального климата школы, которое возможно при соблюдении ряда условий: равное участие администрации, учителей, учащихся в создании правил и норм поведения; определение форм поощрения и наказания и т.д. Все это позволяет сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества [10].
Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование, подготовка, подведение итогов.
Гуманистическая воспитательная система. Воспитательнаясистема школы № 825 г. Москвы, ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи коллективного творчества, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий. Ее основными особенностями выступают:
1) организационное строение, включающее педагогический совет (администрация, учителя, представители от старшеклассников) и большой совет (директор, педагоги, представители от каждого класса, начиная с шестого);
2) стиль взаимоотношений, основанный на заинтересованном обсуждении детских проблем, отсутствии грубости, резкого тона и т. д.;
3) ключевые общешкольные дела - традиционные мероприятия с творческим подходом;
4)различные внеклассные собрания с выездом за город [9].
Воспитательная система школы диалога культур. В основе - переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Результатом воспитания должна быть базовая культура личности – нравственная, духовная, умственная, экологическая, физическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на коммуникации, общении. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения [7].
Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Интенсивное внимание в таких школах направлено не только на содержательную, психолого-педагогическую сторону, но и на организационную.
Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия, а все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей. Основой существования таких школ является четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности, взаимосвязь этих целей; наличие квалифицированных кадров; создание отношений доброжелательности; предоставление детям свободы выбора видов деятельности и др [6].
Таким образом, в современных воспитательных системах можно увидеть, что в их основе лежат различные философские, социальные, психологические, педагогические теории и идеи, но их связывает общность суждений о ребенке, целостность взглядов на его личность. Сама воспитательная система может быть создана как отдельно, так и в рамках любой школы образовательного учреждения. Воспитательная система носит характер добровольности и может не охватывать всех педагогов и учащихся, так как это открытые системы, которые зависят от материальной и духовной среды. Воспитательная система создается и совершенствуется в целях личностного развития учащихся, а не просто для функционирования. И существует она только благодаря совместным усилиям педагогов, детей и их родителей.