Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 2. Архитектура этрусков.




Искусство Древнего Рима. Периодизация. Общие проблемы.

Искусство древнего Рима включено в общий вопрос об искусстве Античности. И не только потому, что Рим традиционный наследник древнегреческой традиции. Неслучайно Эней – сын греческой богини Афродиты, а также выходец с греческой территории – Трои. Но еще и потому, что она сохраняет общие для Античности особенности: антропоморфизм и антропоцентризм. Римляне наследуют ордерную систему, письменность, мифологию, философию у греков. Взаимодействие Греции и Италии имеет долгую историю. Дело не ограничивается завоеванием Греции в середине 2 века. 1) на территории Апеннинского полуострова – находились колонии Magna Graecae; 2) в середине 2 века до н.э. завоевание Римом Греции 3) середина 2 н.э. – полюс сдвигается в сторону Греции, процесс вызван глубокими противоречиями в самом Риме (упадок) и расцвет римских колоний: греческий становится вторым языком элиты. Марк Аврелий пишет свои размышления именно на греческом языке.

Нельзя говорить о том, что римское искусство полностью заимствует греческий образцы, не имея ничего своего. Это уже неверно, потому что анализ римских памятников указывает не только на греческое влияние, но и на влияние италийских культур в т.ч. культуры этрусков, не говоря уже о том, что мы можем прочитывать откровенные заимствования несвойственных для римского искусства форм – яркий пример мавзолей Гая Цестия около порта Сан Паоло (пирамида).

Влияния:

- Греция

- италики

Колпинский отмечает относительное запаздывание римской художественной культуры по сравнению с гражданским развитием. то, что вид города не соответствовал внешнеполитическому величию и мощи республики скажем уже в 3-2 веках.

 

8-4 вв. – искусство италиков, населявших территорию Апеннин. В 6 веке – свержение этрусских царей и установление аристократической республики.

Рим постепенно становится городом и могущественным государственным образованием.

4 век – 31-27 гг. до н.э. – Эпоха римской республики. Сложение римского искусства и государства до середины 3 в. Процесс ассимиляции. Войны с Пиром и Карфагеном. Прямые художественные контакты. Основной источник влияния – искусство эллинизма.

27 гг. – 313 г. – Эпоха Империи. 1-2 вв. – Рим самая крупная держава, объединяющая все Средиземноморье + Северная Африка. Именно в это время расцвет искусства (исторический рельеф, портрет; виллы, термы, форумы) конец 2 века – 3 век – экономический кризис. Социальные конфликты, переосмысление. Поворот на новый этап развития культуры. Сосуществование старых и новых тенденций. Культурное влияние провинций. Восточная часть – более активно влияет. Эпоха Домината: 80е гг. 3в.-476 гг. от dominus et deus – обращение к императору. Рабовладельческая диктатура. Сенат не влияет. Культ империи и императора. Это влияет на искусство и архитектуру. Новые принципы художественной образности, которые заимствуются на востоке.

Специфика:

1) ориентировалась на идеалы римского гражданства: политика, война, земледелие, право, историография. Патриотизм – превыше всего.

2) художественное начало строится на римском религиозном сознании (конкретность абстрактного понятия)

3) архитектура – ведущий вид искусства. Определяет место скульптуры и живописи.

4) тематическая обусловленность – четко определяет место искусства в жизни. Тема определяется заказчиком.

5) Особое место занимает градостроительство, берется за точку отсчета.

 

Билет 2. Архитектура этрусков.

Периодизация этрусского искусства.

* 8 век - начало 7-го века - период формирования городов и культуры на месте культуры Вилла Нова. Могут соперничать с Грецией и частично с Финикией. Обилие археологического материала свидетельствует о развитии ремесла.

* 7-6/нач 5 - наивысший расцвет этрусской цивилизации. Географический, социальный, экономический и культурный расцвет. Искусство архаики. Формируются особенности их архитектуры. Храм имеет много общего с греческим, но собственное понимание архитектоники. Регулярная система планировки по гипподамовой системе. Расцвет живописи гробниц, монументальной и камерной скульпуры.

* 4 век - упадок и падение этрусских городов. 509 г - изгнание этруских царей, становление Римской Республики. Этруски подвергуются влиянию других итал. племен. Войны с самнитами (спустились с гор и выгнали этрусков с Южных территорий. Этруски теряют гегемонию в Тирренском море. Тиррены - самнозвание этрусков. 474 - битва у г. Кун флот этр. терпит поражение от греков. Сильное давление с Севера: галлы вторгаются в долину

реки По. Галльское влияние с севера и самнитское с юга сжимает территорию Этрурии до изначальных земель. Между 280-41гг до н э вся территория Этрурия переходит к Риму.

Этруски теряют политическую независимость, и в таком состоянии пробудут ещё 3 века до эпохи Августов. Август окончательно нивелирует важность традиций этрусков. Однако память об этрусках была, но как живая

традиция она перестала существовать.

Особенности архитектуры этрусков. Очень плохая сохранность памятников, в основном - фундаменты.

Главный источник по этрускам: Витрувий, 10 книг по архитектуре. Трактат был написан практикующим архитектором, не имевшим глубокого теор. материала. Ещё одна проблема - техники и материалов. Примитивные материалы и техника. Плетеные стены, заштукатуренные. Земли этрурии были богаты лесами, и дерево - главный материал для строительства.

Интерколумнии были очень широкие (колонны и антаблементы деревянные). Этруски широко обращались и к камню из-за проблемы укрепления городов. Регулярная кладка. Использование ложных, клинчатых арок, но не столь осмысленно, как римляне.

Культура бронзового века 2 тыс. Террамары: 2скатная крыша

Железный век, культура Вилла Нова. Нерегулярный план. Каменный фунтамент, стены скорее всего из плетняка, но используются балки и центральный столб. Сложное представление о доме,

развитая культура. Погребение: трупосожжение, модели домов и все необходимые вещи в сосуде кладутся в могилу.

Этруски. План дома тяготеет к овалу, стены уже имеют декорацию. Понимание архитектуры было декоративное. Конструктивное решение крыши, выделяется конек крыши. Вход в хижину располагается на короткой торцовой стороне.

Ясность планировочной структуры, фасадность. Использование культуры Вилла Нова в строительной практике.

Урночка 8-7 в: смена плана на четкий прямоугольник, выделение оси. Более рациональное начало, но не меняют главных принципов декоративного понимания дома.

Фалисская урна. Поиск более регулярного и продуманного решения при верности традициям.

Рельеф имперского храма, "Храм Весты". Меняя материал, сохраняют воспоминание об изначальных плетеных стенах. Круглое здание. Идея центрического, круглого храма, подобного мирозданию, восходит к этрускам.

Храм этрусков. С т.з. этрусков каждый город должен иметь 3 улицы и 3 храма. Археология это не подтверждает, но проблема организации города и храмов действительно стояла перед этрусками.

Первый этрусский храм. Появляется в конце 8 в, но более-менее сохранившиеся памятники с 6 века.

Храм в Бассинии, нач. 6-го века. Греческий опыт при разительном отличии понимания арх форм.Сакральный участок обнесен стеной, на сакральном участке располагается храм.

Прямоугольная площадь сакрального участка. Храм примыкает к концу участка, перед собой имеет открытое пространство. Принцип оси, фасадная ориентация. Не имеет ордерной декорации, но восходит к крито-микенским прототипам.

Идеальная модель этрусского храма на основе арх материала и текста Витрувия:

1 Храмы имели подчеркнуто высокий подиум.

2 На этот подиум лестница всегда идет только с одной стороны, ограничена стенами

3 Храм имеет очень глубокиий тенистый пространный пронаос. Пропорционирование не похоже на ранние греческие образцы, тяготение к квадрату. Здесь пронаос и целла соотносятся почти 1:1.

4 Широко расставлены колонны тосканского образца, другая ритмика, другое ощущение пространства. Художественное решение, связанное с покрытием дерева стуком и раскраски. Более примитивная раскраска, чем у греков. Сохранение фронтона, но он распластан. Фронтон выделен, но нет пластического оформления тимпана, чистая декорация. Конек кровли обильно украшен скульптурой, много акратерий. Храм мог быть одно и 3-х целловый (З целлы – 3 божества: Тин, Уни и Менрва), но центр. целла выделяется по объему.

Храм Юпитера Капитолийского, реконструкция. 509 год. Трехцелловый. На месте храма жило божество Термин, поэтому в крыше была сделана специальная дырка. Храм несколько раз горел, но его всегда восстанавливали в соответствии с первоначальный планом. Менялись только материалы.

Храмовая архитектура использует по-своему греческую ордерную систему как основную систему мышления арх орм, тектоники, декорации. но рисунок, пропорции, масштаб у этрусков были более свободны и живописны.

Градостроительство. специальные книги при организации городов: о всем утройстве, необходимых обрядов и проч.

Место для города выбирали долго, тщательно, по наличию воды, наличию и отсутствию болот и проч. Совершались обряды, жертвоприношения и гадания, ориентация по сторонам света. Стремление создать регулярную планировку. Разные по назначению и типологии дома, следование рельефу местности.

6 век, Некрополь Крочефисо дель Буффо, город Марцаботта. полностью соответствует греческому принципу. Ни одна из структур города

не выделяется.

Новый город - Спина, в старом устье реки По. Регулярная планировка, но вместо улиц - каналы. Некоторые улицы выделяются по ширине, ключевые улицы и магистрали, более дифференцированное представление.

Жилая архитектура этрусков. Погребальные сооружения по образцу жилого дома. Типология едина для всего средиземноморья. Компактность.

Г. Ветулония: тип "таберна". 3 стенки и открытый выход на улицу. Отвечает тому образу жизни (сейчас представлена в виде кофеен, витрин). Переходит в наследие Рима. Жилища наиболее простых граждан или постройки для социальной жизни города (забегаловки).

2 тип: большой прямоугольник с выдеенным выходом, мегарон. 3 тип: простые прямоугольники.

г. Вейи: Выделение оси, фасадная ориентация. Подход обусловлен общественной, публичной жизнью, ориентация на улицу, жизнь вне дома. Характер понимания внутреннего пространства: спальня хозяина – в самом последнем помещении от входа. 2 типа перекрытия: 2скатная кровля и плоские

кесонированные перекрытия. Кесонирование - облегчение конструкции, усиление и оформление внутреннего пространства. Развитие идеи динамики внутреннего пространства. Кесоны будут важны в риме с бетоном.

Интерьер. Уже этрусские мастера мыслили в неких ордерных формах в декоре. Тектоническое понимание стены. Появляется более сложная сюжетная декорация, но тоже присутствует разделение зон, структура, вписывание. Декоративно выделяются перекрытия, конек кровли. Шахматнообразный узор воспроизводит тент.

Организация фасада. Использовались как дверные проемы с гориз. перекр., так и арочные. Дверь всегда располагалась на оси дома, на которую нанизывалось остальное пространство. Дверь может иметь трапецевидную форму. Ещё трапец. форма обыгрывается декоративными способами.

Погребальные сооружения.

3 типа: наиболее распространен тумулус (насыпной холм, внутри – гробница, В 7 веке туда начинают помещать саркофаги. Тумулус обрамлялся крепидой – кольцеобразная каменная стена с профилированным карнизом (гробница Флабелли)), скальный тип и камерные гробницы (Круглая камера, перекрытая ложным сводом или псевдокуполом). Разные типы гробниц продиктованы разными этапами развития и географией их расселения. Однако разные типы встречаются в одних и тех же условиях.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 712 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.