Живопись связана с живописью Древней Греции. Памятников античной живописи уцелело совсем немного. Остались росписи Помпей, Геркйлагума, Стабии. Эти фреси дают представление о живописи, существовавшей до 79г.д.н.э.
Стены многих комнат уже в эпохй республики покрывались росписями декоративного характера, часто бессюжетными, повторявшими цвет мраморных плит. Порой изображалтсь колонны, пилястры, арки и другие архитектурные элементы. иногда в центре стены писалась картина на мифологические темы, изображались сценки из жизни, портреты, фатастические и реальные пейзажи, цветы, птицы и звери.
Римская живопись памятников-монумент. живопись дек.монум. жив.- с интерьером
Есть некая стр-ра. копировали разновременные памятники, представл. собой картинные галереи.
1ПОСЛЕДОВ.Иллюзионизм 2) дек-ция, еаложенная на стену
3) аппликация
4) жив. дек-ция подчинена арх.
60-7-, 1 в.
2 памятники, сюжеты-Тесей-освободитель героизация образа в 1 росписи.
факты, детализация в 2 росписи.
Триумф. картины с.4в-3в.
рассказ о присоедин. землях.
картина восприним. кА кдействие
3в.д.н.э.
было 3 регистра
город, заключения мира.сражение. в центре мирн. договор- сабинян и римлян.
79г.д.н.э.
1 Помпеянский стиль(200-100-80)
явные греч. источники. подражание реальной дек-циииз мраморных плит. Наиболее раниие росписи повторяющие облицовку мраморными плитами. Поверхность таких квадров закрашена ровным тоном, но иногда бывают воспроизведены сложные прихотливые узоры прожилок, как в плитках мрамора.(такое же украшение и в эллинизме).только гориз. членение. – у греков(тектоника).вертик.составл. доминатна - у римлян. особенностью первого стиля можно считать то, что квадры выступают рельефно из плоскости стены и отделяются друг от друга не только цветом, но и неглубокими желобками. конструктивная роспись. в ней подчеркивается прежде всего архитектурная основа стены.
членения носят и рельефный характер
у не есть пластич. цен-ти-настоящие карнизы(в жив. дек-ции вкючают реальные объемы)
Дом в Саллюстии, Сомнитов в Помпеях, на улице Изобелио в Помпеях нарастание дек. нюансов, связь с ними. нижняя чсть стены показана как цоколь. затем рельефно выделены крупные квалры, выше- квадры поменьше, а в верхней части выступает рельефный карниз в виде полочки, на к-рую ставили небольшие вазы или статуэтки.остутствие орнаментов, узоров и украшений отвечает сдержанности, суровости и лаконичности форм ис-ва.
2 Помпеянский стиль(100-80-25г.д.н.э.-20г.н.э.)
уже нет ельефности квадров, они лишь кажутся выступающтими из стены. живописно показана и полочка-карниз. мастера ввожят из-ие колонн и полуколонн разных ордеров, арок. иллюзорная объемность. Отражение духа поздней республики- проникновение новых форм. заметно стремление раздвинуть стены, представить пр-во, превосходчящее размеры комнаты, показать стену в виде высокой ограды, поверх к-рой виднеется небо, верхние части соседних зданий. плоскость казалась как бы нарушенной. комната с гухими стенами уподобляется террасе. сокращениея иллюзорно выступаюших предметов лдаются не с одной стороны, а с нескольких, учитывается движение вдоль стены. встречаются многофигурные композиции.
дом Грифонов на Палитине усиление архит. форм большой пространств.эффект
подчеркивается пластичность арзит. формы св.стоит перед фасадом сткны
потрик с мрам. дек-цией
более сложный и простр, что соотв. рахвитию арх-ры
Дом –лабиринт в Помпеях
все соотв. оеальной ар-ре, но усил. разные иллюз.трюки(плоскость стены пролмлена дек-
цией),
вилла г.Босно-реале(около Помпеи)
воспроиз.театр. дек-ции
Вилла Мистерий
таинство связано с культом. Диониса, показано либо как реальное дейстово, ЛИБО КАК ВПЕЧАЬЛЕНИЕ ОТ НЕГО.
ОБРЯД ПОКАЗАН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО. верхняя асть росписи отмечена меандром с квадрами разноцветного мрамора. на фоне ярко-красной стены представлены участники таинства- матроны, деквушки, исполненные большого волнения. показаны и танцовщицы. в ткань поветсвования вплетаются из-ия сиенов, актерских масок.ИКОнограф. интепретация.
чеикая дискретная стр-ра, выд. отдельные этапы.
принцип рассаказа соотв. принципу ритор. прозы
стиль западного жилища.запретные оргиастич. действия.
деление стены.подиум и карниз.
все подчинено архитектонике пр-ва.
у входа- хоз-ка семьи, у торцовой стены-кульминация обряда.
хозяйка как свидетель просход. событий фреска на кроваво-красном фоне.
всеразграничено пилястрами. сакрализация кажой простр.зоны.с-ма ритмичначала.ю нарастает напряжение.На Диониса не обращают внимания(незримое присутствие).сцена замыкается снова на хозяйке.
Декорация дома на Эсквилинском холме
развитая дек-ция на тему из Одиссея и Гомера. исполнены пейзажи тех стран, в к-рых побывал Одиссей. картины нарисованы будто бы сверху. много подрбностей и деталей. но природа кажется соегка фантастческой, она не пронизана внутренним чувством человека, античные пейзажи воспринимаются существующими вне людей. напряженная игра светотени подчеркивает обособленность людей от природы.
болшая повеств. фриза. все включен в некую архит. составл. смотрим сквозь портик пейзаж менется.
подчеркив. иллюзион. эффекты пейзажд-как идеальная сфера
фигуры-элементы общей картины мира.момент нарастания трагизма.
Фреска Альдобрандинская свадьба(Ватикан)
изображает свадьбную церемонию. лириный голубой фон. центральная часьь-ложе, на к- рой сидит невеста. рядом с ней Афродита, у изголовья –Гименей, в ногах Харита с благовониями. возвышенность центр. стены оттеняют бытовые детали боковых чатей фрески- пробует температуру в тазу.
Развитие живописи шло простым путем, но сложились основные жанры и стили, облад.
особой индивид, но сложив. под чужим влиянием. предвосхищает расцвет империи. в Формах республикан. ис-ва нет пафоса, недомолвлк, излшней эмоциональности. творческая мысль латинян смогла проивостоять соверщенным обазцам ис-ва соседних народов. римляне многому научились у этрусков и греков, но не потряли своей индивидуальности.
англ. Pompeian styles), помпейские стили — условное обозначение стадий развития единого декоративного стиля древнеримских стенных росписей со 2 в. до н. э. до 3-й четв. 1 в. н. э., основанное на изучении образцов, сохранившихся гл. обр. в Помпеях, Геркулануме и Стабиях (города были погребены под слоем пепла и лавы при извержении Везувия в 79 г.; систематические раскопки велись с 1748 г.). Деление росписей на четыре группы (в хронологической последовательности) распространяется на всю древнеримскую декоративную живопись того времени. В открытых памятниках нередко встречаются повторения не дошедших до нас картин знаменитых древнегреческих художников 5—1 вв. до н. э. П е р в ы й П. с. («инкрустационный»; 2 в. до н. э. — 80-е гг. до н. э.) — подражание кладке стены из цветного мрамора (квадры цоколя, карнизы, пилястры выполнены из стукко окрашенным плоским рельефом); цвета росписи — темно-красный, желтый, черный, белый — отличаются глубиной и чистотой тона (росписи «Дома Фавна» в Помпеях, «Самнитского дома» в Геркулануме). В т о р о й П. с. («архитектурно-перспективный»; ок. 80—13 гг. до н. э.) носит более пространственный характер; в живописной передаче фасадов и архитектурных деталей (колонн, карнизов, пилястр, капителей), в изображении портиков, беседок, эдикул использовались перспектива и светотень, что создавало эффект зрительной иллюзии (см. Иллюзионизм). В центре стены часто помещались большие композиции («картины») на мифологические (реже бытовые) темы, с крупными фигурами. Для этого стиля характерны глубокий темно-красный фон, светлая, изысканная гамма в изображении фигур, подчинение объемных и пространственных элементов стенной плоскости, введение пейзажа (фрески «Виллы Мистерий» и «Виллы Фания Синистра» в Помпеях, виллы в Боскореале, «Дома Ливии» на Палатине в Риме). Третий П. с. («канделябровый»; кон. 1 в. до н. э. — 50-е гг.) отмечен классицизирующими тенденциями, плоскостной декоративной орнамен тальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами изящные колонны или подставки (похожие на металлические канделябры); в этом стиле используются также египетские мотивы. В центре композиций часто помещаются небольшие картины мифологического содержания; нередко в орнаментальную композицию вводятся натюрморты. В росписях используются яркие, чистые цвета, игра светотени, мягкие тональные переходы. Этот стиль, создающий эффект интимности и уюта комнат, в наибольшей степени был предметом подражания в европейском искусстве 18 — нач. 19 в. (фрески из «Дома Наказанного амура» в Помпеях и др.). Четвертый П. с. («стиль фантастической архитектуры»; 63 г. — 2-я пол. 1 в.) резко отличается от предыдущих динамичностью пространственных композиций, их нарочитой театральностью, обилием неравномерно освещенных фигур в сильном движении, стремлением к иллюзионистическим эффектам, разрывающим плоскость стены пестротой колорита. Этот стиль представлен с наибольшей полнотой (фрески из «Дома Веттиев», «Дома Диоскуров» и «Дома Трагического актера» в Помпеях, «Золотого дома» Нерона в Риме, т. н. Базилики в Геркулануме и др.).