Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие «культура» и его эволюция




Этническая культура

Многообразие научных подходов к понятию «культура» породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой человеческой цивилизации. В определение культуры зачастую вкладываются противоречивые, взаимоисключающие толкования – от бытового понимания культуры как уровня воспитанности человека до понимания ее как совокупности созданных людьми культурных ценностей или всеобщем способе существования человеческого общества.

Понятие «культура» является ключевым для большинства этнологических теорий. И это не случайно, поскольку этнология комплексно изучает этническое многообразие Земного шара. Наиболее ярко и полно этнические особенности того или иного народа представлены в его культуре.

Рассмотрим некоторые моменты, связанные с эволюцией понятия «культура». Согласно общепринятой точке зрения, термин «культура» имеет латинское происхождение, появился в Древнем Риме и первоначально означал «возделывание почвы, ее культивирование». Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех, которые были вызваны естественными причинами, без вмешательства людей. По сложившейся традиции культура противопоставляется всей живой и неживой природе. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был окончательно перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития.

Таким образом, понятие «культура» получило довольно обобщенное толкование и его стали употреблять для обозначения всех продуктов материального и духовного характера, созданных человеком.

В конце XVIII - начале XIX в. слово «культура» часто использовалось в качестве синонима слова «цивилизация», которое, в свою очередь, происходит от латинского слова civilis (гражданин). Такое понимание термина «культура» во французском и английском языках обозначало поступательный процесс человеческого развития, эволюционное движение, направленное от варварства и дикости к порядку и государству.

Изучением значительной части общего объема культуры, имеющей этнический аспект, занимается этнология. Этнология занята прежде всего изучением культурных традиций и традиционной культуры. Этнологический взгляд на культуру начал складываться в XVIII в., благодаря работам таких ученых как Вико, Гердер, Монтескье. Он был связан с ростом интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим народам. Это дало толчок к формированию «дескриптивного», т.е. описательного подхода к изучению культуры. Культура при таком подходе представлялась как сумма компонентов, каждый из которых может быть изучен отдельно вне связи с другими.

В XIX в. благодаря росту популярности естественнонаучных подходов в гуманитарных науках, в том числе и этнологии, возобладал эволюционистский подход к определению культуры, которая рассматривалась как форма адаптации человеческого общества к окружающему миру.

В ХХ в. формируется принципиально новый - символический подход в котором культура рассматривается как организация явлений, видов и норм активности, предметов, идей и чувств, выраженных в символической форме и присущих только человеку. Л. Уайт, подчеркивая символизм культуры, давал ей следующее определение: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме».[1]

С расширением диапазона научных школ и направлений в этнологии и других родственных гуманитарных отраслях знания количество определений и подходов к объяснению сути культуры как особого социального явления еще более возросло.

Поскольку в ходе исторического развития общества возникает множество различных культур, перед учеными ставилась задача поиска культурных универсалий – неких элементов, обязательно присутствующих в каждой культуре. С позиций фрейдизма удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:

- правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную структуру воспроизводства;

- правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.[2]

Изучая данную проблему Дж. Мердок выделил свыше 70 культурных универсалий, свойственных всем человеческим обществам, а именно: язык, закон, религия, символы, изготовление орудий труда, приготовление пищи, сексуальные табу, игры и др. Эти универсалии существуют постольку, поскольку они призваны удовлетворять наиболее важные биологические, психологические, социальные, духовные и другие потребности людей. М. Мид и К. Клакхон к таким универсальным компонентам относят следующие:

- язык как символику и смыслы действий;

- ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

- символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

- типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

- образцы и эталоны поведения.

Одной из попыток подвести некоторые итоги изучения культуры была работа американских культурных антропологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона «Культура: критический обзор понятий определений», вышедшая в1952 году. Проведя историографический анализ они насчитали порядка 300 определений понятия «культура» существующих в науке.

Наиболее распространенным в современных гуманитарных науках является подход, рассматривающий культуру как особую среду созданную человеком, в которой он сам и существует. При этом культура противопоставляется природе, которая выступает как естественная биологическая среда. Эту оппозицию подчеркивают и определения культуры, сформировавшиеся в этнологии. Так знаменитый российский – советский этнограф, профессор Петербургского университета Л.Я. Штернберг, определял культуру как решительно все изобретения, сделанные человеком для удовлетворения своих потребностей.

Одно из современных определений, представленных А.П. Садохиным в учебнике «Этнология» рассматривает культуру как внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый следующим поколениям способ человеческой деятельности. Таким образом, подчеркивается, что в отличие от биологических свойств человека культурные «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения[3]. Известный американский антрополог и кросс- культурный психолог Гарри Триандис определяет культуру как материальные и нематериальные элементы жизнедеятельности группы, которые в прошлом способствовали ее выживанию в существующей экологической нише и стали использоваться членами группы для взаимодействия и поддержания своей территориальной и социокультурной деятельности[4].

Рассматривая культуру как важную форму существования этнических общностей, в этнологии используют такие понятия как культура этноса и этническая культура. Под термином «культура этноса» понимают совокупность всех культурных достижений данной этнической общности независимо от того, имеют ли эти достижения исключительно этническую окраску или являются универсальными, свойственными культуре в целом. А под термином «этническая культура» понимается важнейший компонент культуры этноса, который отражает совокупность тех культурных элементов и явлений, которые обладают ярко выраженными отличительными этническими, уникальными чертами, отличающими данную общность от всех остальных.

Часто культуру образно сравнивают с дрейфующим айсбергом, меньшая часть которого находится на поверхности воды, в то время как большая скрыта под водой. Видимая (ее называют эксплицитная) часть,находящаяся над водой, выражается в многообразной деятельности людей и произведенных ими продуктах. На этом уровне культуры происходит обучение необходимым моделям поведения.

Невидимая (ее называют имплицитной) частькультуры представляет собой ее неформальный уровень, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Она включает в себя ценности, нормы, мировоззрение представителей данной культуры.

Следует помнить, что культура является в определенном смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов.

Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завершение в культурной картине мира. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о нем, получившее в науке название «картина мира».

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие признаки, присущие феномену культуры:

- Культура присуща любому человеческому сообществу; не существует ни одной человеческой общности или социальной группы без присущей им культуры;

- Культура является результатом совместной деятельности людей;

- Культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

- Культура не наследуется генетически, а передается другим поколениям с помощью научения;

- Не существует единой универсальной культуры, в разные эпохи и в разных регионах мира создавались различные этнические, региональные, социальные культуры;

- Культура динамична, она способна к развитию и обновлению, в ее границах возникают новые формы и способы удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;

- Носителями культуры выступают отдельные личности;

- Культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2048 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.