Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологические вопросники для оценки и описания культур.




Изучая разные культуры, исследователи всегда пытались найти критерии для их сопоставления и классификации. Одним из методов выявления характерных особенностей той или иной культуры является вопросник, разработанный антропологами Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек в 1961 г.

Они предложили измерять культурные различия по 5 параметрам:

1. Отношение к природе

2. Временная ориентация

3. Отношение к пространству

4. Отношение к природе человека

5. Отношение к окружающим

Отношение к природе. В отношении человека к природе возможны три варианта:

1) Человек стремится к полному контролю над природой (характерно для современных индустриальных культур Европы и США);

2) Человек стремится к частичному контролю, гармоничному сосуществованию с природой (характерно для культур Японии и Китая, где отсутствует противопоставление между человеческой жизнью и миром природы);

3) природа воспринимается, как сила, порабощающая человека (характерно преимущественно для традиционных культур с сельскохозяйственным укладом жизни).

Отношение ко времени. Каждая культура имеет доминирующую временную ориентацию – на прошлое, настоящее или будущее. Культуры с преимущественной ориентацией на прошлое высоко ценят традиции, уважают семейные связи, чтят предков, как, например, китайцы и японцы. Большинство европейских стран (прежде всего, Великобритания), также придают прошлому большое значение. В противоположность этому, культуры, ориентированные на будущее, имеют «короткую» историческую помять. В таких обществах (прежде всего, к ним относят США) высоко ценят инновации, прогресс, а прошлое воспринимают как нечто устаревшее, отсталое. Представители культур, ориентированных на настоящее, живут «здесь и сейчас». К ним относят представителей стран Латинской Америки и Африки.

Представители каждой культуры могут использовать все три вышеперечисленные возможности, но при этом какая-то одна из них будет преобладать.

Отношение к пространству. В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит:

1) Личному пространству

2) Общественному пространству

Для оценки культур по данному параметру применяется, например, такой вопросник:

Как бы Вы хотели работать?

А. В отдельном кабинете в одиночестве;

В. В кабинете, где работает как минимум еще один человек;

С. В группе, где столы стоят так, что все видят друг друга;

D. В одном помещении, но за перегородкой, что позволяет сохранить приватность, и в то же время обеспечивает доступ к другим индивидам.

Исследователями было выявлено, что в США большинство опрошенных предпочитает вариант А, а в Японии – вариант С.

Отношение к природе человека. Этот критерий допускает три варианта: люди могут быть изначально добрыми, либо злыми (порочными), либо представлять смесь доброго и злого.

Например, христианская культура считает человека изначально греховным. В ней четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. В буддистской культуре, напротив, сущность человека изначально не считается греховной, а понятия хорошего и плохого являются относительными, так как зависят от конкретных обстоятельств.

Отношение к окружающим. По данному критерию культуры на отдающие приоритет групповым, либо индивидуальным ценностям. В кросскультурных исследованиях используется тест, в ходе которого испытуемого просят нарисовать схему, изображающую его взаимоотношения с друзьями. Было выявлено, что испытуемые из западных, индивидуалистических культур, изображают себя на этих схемах кружочком большего диаметра, тогда как представители восточных коллективистских культур, преуменьшают свой размер по сравнению с друзьями.

В ходе еще одного теста испытуемый должен решить, сколько денег он готов потратить на то, чтобы отблагодарить (в другой ситуации – наказать) близкого друга, с которым он начал совместный бизнес и который поступил честно (или нечестно) и поэтому испытуемый заработал гораздо больше (или меньше), чем рассчитывал. Было выявлено, что представители восточных коллективистских культур с большей готовностью благодарят друзей, и с меньшей – наказывают их, чем представители индивидуалистических западных культур.

 

Литература:

1. Goodenough W. Cultural anthropologi and linguistics // Language in Culture and Socicli: A Reader in Linguistics and Anthropologi. N. Y., 1964.

2. Kroeber A. L., Kluchohn C. Cullture. A Critical s Review of Concept and Definitions. – New York, 1952.

3. White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization.

4. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. – 1993. - №4.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1989.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс. - 1998.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1994.

8. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. – М.: Наука. – 1981.

9. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.. 1973.

10. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ЛОГОС, 1996.

11. Лебон Г. Психология толп – М., 1999.

12. Лотман Ю.М. Избр статьи: В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.

13. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб., 1994.

14. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. – Советская этнография. – 1981. - № 2.

15. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

16. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. – М., 1985.

17. Сэпир Э. Язык, раса и культура // Этническая психология / Под ред. А.И. Егоровой. – СПб.: Речь., 2003.

18. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

19. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997.

20. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 2000.

21. Чистов К.В. Традиция, традиционное общество и проблема варьирования // Советская этнография. – 1981. - №2.

22. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

 


 


[1] White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. – P. 363.

[2] Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 2000. – С. 10 – 30, 178 – 186.

[3] Садохин А. П. Этнология – М., 2006.

[4] Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. – М., 2007.

[5] Сэпир Э. Язык, раса и культура // Этническая психология / Под ред. А.И. Егоровой. – СПб.: Речь., 2003. – С.119.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 669 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.