В процессе развития человеческого общества К. Маркс выделял пять ОЭФ: 1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую; 5) коммунистическую.
II. Американского экономиста и социолога Уолтона Ростоу, создавшего в 1960 году теория стадий экономического роста. По его мнению, движущими силами общества является сумма экономических и неэкономических (политических, культурных, военных, психологических) фактов. Он выделяет следующие пять стадий:
1. Традиционное общество, характеризующееся “доньютоновским уровнем науки и технологии” (у К. Маркса это первобытнообщинное, рабовладельческое и феодальное).
2. Переходное общество (XVII – XVIII вв), характеризующееся научными открытиями, существенно влияющими на развитие производства, появлением предпринимателей, способствующих внедрению новых технологий.
3. Стадия подъема (промышленная революция), когда идет бурный процесс накопления капитала “общественного назначения”, резко повышается технический уровень производства, что требует модернизации политической власти. Этой стадии достигли:
- Великобритания: в конце XVIII в.;
- Франция: в середине XIX в.;
- Германия: во 2-й половине XIX в.;
- Россия: в 1890 – 1914 гг. и т.д.
4. Стадия зрелости, когда за подъемом следует продолжительный период колеблющегося роста.
5. Стадия высокого массового потребления, когда общество считает необходимым выделить в приоритет социальное благосостояние.
III. Концепции постиндустриального общества, представленных в работах Д. Белла, З. Бжезинского, Э. Тоффлера.
3.1. В работе Д. Белла “Пришествие постиндустриального общества” (1973г.) он определяет пять основных его признаков:
· Превращение экономических услуг в приоритет экономического развития;
· Занятие менеджерами господствующего положения в производственной и иной сферах;
· Утверждение в экономике господствующего положения знаний, новых идей;
· Создание новой интеллектуальной, гибкой технологии, вытесняющей машинное производство;
· Основной промышленностью постепенно становится не предприятие, а научный центр.
3.2. В работе З. Бжезинского “Роль Америки в технотронную эру” (1970 г.) он определяет 10 признаков технотронного общества, в т.ч.:
· Промышленность товаров уступает место экономике услуг;
· Рост роли знаний, компетентности как инструментов власти;
· Необходимость постоянной учебы и самообразования;
· Возрастание роли досуга в жизни общества и другие.
3.3. В книге Э. Тоффлера “Третья волна” (1980 г.) выделяется три волны развития общества: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) постиндустриальная. По его мнению, в постиндустриальном обществе биологическая природа человека не успевает за развитием техники. Как результат, многие люди “выпадают” и мстят ему за это. Отсюда социальные девиации: вандализм, апатия, наркомания, насилие. Выход – переход к новым формам социальной жизни. Центральным понятием теории является футурошок – шок, удар от будущего.
IV. Циклические и волновые теории жизни общества.
Циклические теории рассматривают жизнь отдельных обществ (цивилизаций, культур, наций ) в рамках движения по кругу от подъема до спада и обязательного конца.
Такой подход, в отличии от формационного, получил название цивилизационного. Основными представителями этого направления являются:
4.1. Российский социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885), который в книге “Россия и Европа” (1869 г.) выделил тринадцать культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и другие. По его мнению, каждый тип проходит 4 стадии общественной жизни: 1) зарождение; 2) возмужание; 3) дряхление; 4) гибель.
4.2. Немецкий социолог О. Шпенглер (1880-1936) в книге “Закат Европы” (1918 г.) выделил в человеческой истории восемь специфических культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя, русско-сибирская. Цикл жизни каждой из них, по его мнению, состоит из четырех фаз: рождение и детство; молодость и зрелость; старость; закат (сметь). Эти фазы образуют два этапа жизни любого общества:
1) Восхождение культуры, характеризующееся развитием политической, социальной, религиозной жизни;
2) Нисхождение культуры, когда она окостеневает и распадается.
4.3. Английский философ А. Тойнби (1889-1975) в книге “Постижение истории” определяет пять этапов в истории каждой цивилизации: 1) возникновение; 2) рост; 3) «надлом»; 4) упадок; 5) разложение. По его мнению, развитие любого общества определяется законом «вызова и ответа», т.е. умением управляющей элиты найти адекватное решение жизненно важных общественных проблем (исторических вызовов).
4.4. Российский философ и социолог Н.А. Бердяев (1884-1948) в книге “Новое средневековье” (1923 г.) утверждал, что после исторического этапа Нового времени, пришедшего на смену Средним векам, придет Новое средневековье. В его основе будет возрождение религии – нравственность, духовность человека.
4.5. Немецкий философ и историк Карл Ясперс (1883-1969) видел развитие человеческого общества по двум параллельным осям: а) технической; б) исторической. Последнее, по его мнению, состоит из доистории (появление первых человеческих обществ); истории (человеческих обществ); всемирной истории (формирование единой человеческой цивилизации).
4.6. Российский экономист Н.Д. Кондратьев выдвинул теорию «длинных волн», когда экономическая коньюктура изменяется с периодом 7-11 лет (средние циклы) и 48-55 лет («длинные волны»). По его мнению, экономика развивается по двум основным волнам:
а) повышательная, когда она набирает темпы, что ведет к активизации социально жизни общества;
б) понижающая, когда экономика падает, растет безработица, социальная активность снижается.
4.7. Американский историк и политолог Артур Шлезингер-старший в книге “Приливы и отливы в национальной политике” выделил одиннадцать волн в американской политике между консерватизмом и либерализмом со средним циклом 16,5 лет. Длину всей волны он определял 30-32 года.
Современные американский социологи, в т.ч Р. Инглхарт, видит возрождение политической активности, радикализмом в переходе от ценностей материализма («чувственная» цивилизация) к постматериальным ценностям («идеалистическая» цивилизация). По мнению современных социологов-глобалистов, современные проблемы могут решаться только совместными усилиями государственных, общественных, региональных и всемирных организаций. Наиболее важными из них являются:
а) недопущение войн;
б) достижение экологической безопасности;
в) формирование «глобального гражданского общества». Р
Конспект 9. Социальная мобильность: природа, проблемы, пути решения.
Цель: рассмотреть природу и проблемы социальной мобильности в обществе; социальных конфликтов.
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Природа и проблемы социальной мобильности общества. Индивид и социальная мобильность.
2. Социальные конфликты: этапы, характеристики.
Вопрос.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия и классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем (актером, художником), как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях''. Скажем, сын министра и сын крестьянина имеют разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности: "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи и другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политически вертикальная мобильность).
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.
В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы.
Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту".