Такие характеристики масс-медиа как социального института даны в работах западных исследователей Д. Баррата1,0. Бойд-Барреля и П. Брема2. Представляется целесообразным выделить еще одну характеристику, важную для более глубокого понимания формирования и современного этапа функционирования СМИ: особую сферу их дея-тельности — публичную, — гДе происходит общественное обсуждение общезначимых, прежде всего экономических и политических, проблем. Публичная сфера — совокупность автономных образований общественности как основы существования гражданского общества, противостоящего жесткой централизованной власти, поле формирования общественного мнения, рупором которого выступают масс-медиа.
Проблемы медиаэтики,
или Моральный выбор журналиста
Повседневная трудовая деятельность журналиста, как и всякая профессиональная работа, регламентируется набором правил и инструкций, однако ее спецификой является непропорционально большой, по сравнению с другими профессиональными группами в обществе, «вес» неопределенных ситуаций, требующих принятия нестандартных решений, в основе которых лежит тот или иной моральный выбор. Или, иными словами, нравственное самоопределение профессионала-журналиста — проблема, весьма остро стоящая отнюдь не только перед российскими журналистами.
Традиционно эти процессы включаются в круг проблем, описываемых различного рода профессиональными кодексами (эти нормативные составляющие рассмотрены в гл. 3). Смешение журналистики и коммерции — процесс коммодификации. Ныне наблюдается сосуществование этих двух типов регулирования, что фиксируется даже на индвидуальном уровне в высказываниях респондентов.
Общий процесс релятивизации, т.е. относительности, всех нравственных принципов характеризует современность в целом. Вот
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
мнение американских исследователей — авторов книги «Медиаэтика: ситуации и моральные размышления», выдержавшей 4 издания: «Моральные обязательства разрушаются прямо у нас под ногами. Культурное разнообразие обманывает нас этической теорией относительности... В мире скользящих значений и безнормативности этические принципы, кажется, не вызывают отклика»1.
В основе кризиса2 морали в современном обществе лежат глубинные социально-психологические изменения, порожденные информационной революцией 1970— 1980-х годов, сменой индустриализма постиндустриализмом 1990-х годов, приведшие к «перетряске» всех социальных структур.
Пожалуй, наиболее четко проследил эти изменения социолог Зигмунд Бауман, анализируя этику постмодерна. На смену человеку прозаического модерна, ориентированному на рациональный выбор эффективного действия, а потому лишенного выбора между геройством и святостью (между рыцарством и монашеством — вспомним «Красное и черное» Стендаля), для которого, однако, существенны были представления о призвании3, духовной миссии, приходит человек постсовременнности, мыслящий и чувствующий иначе (см. гл. 5). Сутью его жизненной программы является не раскрытие (изобретение) идентичности, но избегание любой фиксации — социального места, времени, позиции. Символ такого человека — турист (бродяга), вообще отказывающийся от устойчивых обязательств и обязанностей.
3. Бауман формулирует пять негативных житейских правил, образующих своеобразную антиэтику такого человека, в основе которой лежит отсутствие рациональной стратегии действий.
«Не планируй слишком долгих путешествий — чем короче путешествие, тем больше шансов его завершить; не допускай эмоциональной привязанности к лю-
1 Chstians С, Fackler M., Rotzoll К. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning.
Longman Publishers USA, 1995. P. 8.
2 Слово «кризис» — греческого происхождения и означает решение, пово
ротный пункт, исход, предполагающий перемены.
3 Вспомним классические работы М. Вебера «Политика как призвание и
профессия» и «Наука как призвание и профессия», представлявшие собой док
лады, прочитанные в 1918 г. перед членами Свободного студенческого союза Гер
мании в рамках серии «Духовный труд как призвание и профессия», являющие
ся наиболее ярким выражением этих идей.
7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор журналиста
дям, которых встречаешь на транзитных перекрестках — чем меньше будешь придавать им значения, тем меньше будет стоить тебе расставание; не допускай слишком сильной привязанности к людям, месту, делу — ты не можешь знать, как долго ты будешь считать их достойными своих обязательств перед ними; не смотри на свои оборотные средства как на капитал — ценность сбережений быстро падает, и превозносимый некогда «культурный капитал» имеет свойство во мгновение ока превращаться в культурный убыток. А кроме того, не откладывай удовольствие, если можешь получить его прямо сейчас — ты не знаешь, каким станешь потом, доставит ли тебе удовольствие завтра то, чего хочешь сегодня»'.
Если обратиться к осознанию профессионалами-журналистами этой неопределенной ситуации для нравственной жизни «цеха», обусловленной реальным сосуществованием двух типов морально-этической ориентации — своеобразный этический дуализм, выраженный в позициях «коммерческих» журналистов-рыночников и традиционно ориентированных их собратьев «по цеху», — то она довольно четко прослеживается в высказываниях самих журналистов. Вот точка зрения одной из участниц обсуждения этой проблемы: «Я бы не сказала, что мы дезориентированы, но каждый ориентирован по-разному»2.
Что может служить в данных переходных условиях основой сохранения этики ответственности, необходимой журналисту как представителю публичной профессии? Пожалуй, таким выходом может быть выявление реального содержания конвенциональных (договорных) норм профессии, фиксированных в правилах честной игры в новой ситуации морального выбора, возникающей в условиях рыночной экономики, когда встает вопрос о задаче, сравнимой по сложности с проблемой «квадратуры круга». По словам С. Бунтмана, речь идет о «совместимости задачи объективного освещения реальности, как ее понимает журналист [и добавим, следуя в этом этике профессиональной ответственности. —А. Ч.], и задачи выживания»3. Попытки такого рода предпринимаются в рамках российского журналистского сообщества: одним из наиболее удачных примеров представляется де-
1 Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал, 1995,
№ 4. С. 142.
2 Цит. по: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журна
листа. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. С. 169.
3 См.: Заседание «круглого стола» по теме «Журналистика: ответственность
общественной профессии» // Приложение к журналу «Досье на цензуру». № 3
(1). 1998. С. 8-11.
Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма
ятельность Центра прикладной этики (г. Тюмень), в рамках которого теснейшим образом сотрудничают журналисты из разных городов и исследователи-профессионалы. Результатом их совместных «мозговых штурмов» стала Тюменская этическая медиаконвенция1, представляющая собой открытый, способный дополняться и изменяться, свод норм и практических действий по реализации правил честной игры. Пожалуй, для современного переходного периода такой рамочный, проектный документ является наиболее приемлемым.
Масса, публика, аудитория
В коммуникативистике встречается, по крайней мере, три термина для обозначения принимающей стороны: масса, публика, аудитория. Понятие массы в интересующем нас ключе в 30-е годы XX в. начал разрабатывать американский психолог Г. Блумер, определяя ее как «элементарную спонтанно возникающую группировку»1. Именно це-
1 BlumerH. The Mass, the Public, and Public Opinion// Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N.Y., 1953.
1.6. «Параметры» массовой коммуникации
лям организации и сплочения (мобилизации) масс и подчинена дея-тельность средств массовой коммуникации, сообщения которой дол -жны учитывать реальный уровень сознания ее членов. Существенной характеристикой члена массы, по Блумеру, является постоянная не-заполненность его сознания, своего рода «неизбывная жажда», для уто-ления которой он должен заглянуть в очередную газету, потянуться к несмолкающему радиоприемнику и «постоянно заполняемому мельтешащей мозаикой всевозможных сообщений телеэкрану»1.
Масса, согласно Блумеру, — это негативно маркированная пассивная аудитория, которая без разбора «глотает» любую информацию, не вникая в ее содержание, а лишь для удовлетворения своей «неизбывной жажды» нового. В американской коммуникативистике существует специальный термин — heavy viewers (тяжелые зрители), проводящие у экрана телевизора по 4—5 (а иногда и более) часов в сутки, смотрят все программы без разбора. Именно они оказываются под наибольшим воздействием основного потока массовой информации, демонстрируя определяющую социальную характеристику, усиленную информационной «всеядностью», — конформизм.
Следующий термин — публика, употреблявшийся в начальный период исследования процессов массовой коммуникации Габриелем Тардом, Чарлзом Кули, Уолтером Липпманом и впоследствии приобретший концептуальное наполнение в работах Гарольда Л ассуэла и Г. Блумера. Позже, уже в 1960-е годы, это понятие как синоним «общественности» разрабатывал Ю. Хабермас, связывая ее возникновение с появлением первого массового средства коммуникации — газет. Публика — это также совокупность индивидов, но в отличие от индивидов массы, достаточно четко осознающих свои интересы, активно реализующих их, а потому имеющих и способных публично выразить собственное мнение. Здесь, как правило, подразумевается мнение, которое публика выражает, участвуя в политических процессах, прежде всего в процессе выборов, когда та же самая публика выступает под названием «электорат», а результатом выраженного ею совокупного мнения является победа той или иной группы организованных инте-
1 Цит. по: ТеринВ.П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запа-да. М.: МГИМО, 2000. С. 23.
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
ресов, т.е. партий. Это есть и общественное мнение, или мнение публики, носителем которого являются информированные активные граждане. (Такое осознанное мнение следует отличать от получаемого в ходе опросов и выдаваемого за «общественное» представителями соответствующих организаций по его изучению.)
Понятия «публика» и «аудитория» нередко сближаются, выступая как содержательные синонимы: под аудиторией подразумевается публика, к аудитории относят тех, до кого «доходит» смысл разнообразной информации, получаемой из разных источников. Иногда, когда хотят подчеркнуть право на свободу слова в условиях одностороннего потока информации в современных СМИ, употребляют понятие «аудитория» (audience), определяя ее как возможность и право на одну из свобод быть услышанным и воспринятым. Таким образом, эти три термина, используемые в коммуникативистике для обозначения «принимающей стороны», довольно существенно различаются по смыслу.
В зависимости от научных подходов и предмета исследования, а также интересов практической деятельности, используются различные понимания аудитории, получающей информацию из СМИ.
В социологии массовой коммуникации аудитория — это публика, т.е. совокупность лиц, воспринимающих информацию в зависимости от своих возрастных, социально-демографических (поколение) или культурно-образовательных характеристик.
Для специалистов в области массовой культуры аудитория — масса потребителей этой культуры, распространяемой посредством масс-медиа.
Исследователи коммерческо-рекламных аспектов деятельности СМИ рассматривают аудиторию как рынок сбыта. (Неартикулируемый публично принцип взаимодействия рекламных агентств с масс-медиа гласит: «Мы платим вам деньги, а вы обеспечиваете нам аудиторию».)
1.6
«Параметры» массовой коммуникации
('огласно самому общему определению, массовая коммуникация — разновидность социокультурной коммуникации, реализуемой на уровне общества, процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.
«Отправитель сообщений». Всегда организованная группа (или медийная структура), являющаяся частью специфического социального института. Располагая систематической организацией и подчиняясь нормам социального регулирования процесса производства и распространения информации, характерным для данного общества, эта структура зачастую осуществляет функции, отличные от собственно коммуникационных.
«Канал». В процессе массовой коммуникации каналы трансляции информации представляют собой сложные технологические си-
Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе
стемы структурированного массового производства и распространения сообщений, специфические для каждого вида медийных средств (пресса, радио, телевидение, Интернет и т.п.).
«Информация». Передаваемые определенным отправителем по определенному технологическому каналу сообщения, являющиеся продуктом сложно структурированного массового производства. В современном процессе массовой коммуникации создание «информационного продукта» представляет собой чрезвычайно важную составляющую системы в целом. Не случайно с самого начала изучения анализ информации, передаваемой СМИ, являлся одной из главных исследовательских проблем, заключающейся в «эффектах» воздействия на аудиторию. Позже, с развитием методов семантического анализа, особое внимание стало уделяться изучению содержания сообщений, и только сравнительно недавно в сферу исследовательских интересов попали проблемы производства сообщений в условиях разветвленной современной медиа-системы.
«Принимающая сторона». В качестве принимающей сообщение стороны выступает анонимный индивид, рассматриваемый обычно как часть группы с присущими ей чертами. Как правило, в процессе массовой коммуникации принимающей стороной является относительно большая аудитория (от auditorium, в основе лат. audire — слышать) — это все читатели, слушатели, зрители, т.е. совокупность реципиентов массовой информации, каждый из которых выбирает, принимать сообщение или проигнорировать его.
Г. Тард: публика и толпа
Впервые в научный оборот понятие «публика», противопоставленное массе («толпе»), ввел французский психолог Г. Тард в конце XIX — начале XX вв., фиксируя новую, преимущественно «бесконтактную» форму ее интеграции, основой которой были СМИ. Под публикой он понимал «чисто духовную коллективность», т.е. совокупность индивидов, соединенных лишь «умственно», но разделенных физически, связь между которыми обеспечивает единство убеждений и общность чувств; такая «ассоциация» первоначально возникает между читателями одной и той же газеты1. По его мнению, «век толп уже в прошлом, наступает эра публики».
Если толпа является древнейшим социальным явлением, возникающим при физическом контакте, представляющем собой результат физического заражения, публика, или публики — продукт долгой истории становления человеческого общества, связь, объединяющая отдельных индивидов в публику — умственная, или, говоря современным языком, коммуникативная, связанная в первую очередь с распространением знаний. Поэтому публика в ее современном понимании возникает только на основе первого массового коммуникативного средства — книгопечатания. Однако реально воздействовать на общественную жизнь она начинает значительно позже, заявляя о себе во Франции в эпоху Людовика XIV. Зарождение собственно политической публики, довольно быстро
1 Тард Г. Толпа и публика // Социальные этюды. СПб, 1902. С. 83-85.
6.1. Масса, публика, аудитория:различия и особенности формирования
вбирающей в себя все другие ее виды —литературную, философскую и т.п., относится ко второй половине XVIII в., а ее утверждение как ведущей формы выражения общественных интересов приходится на период Великой французской революции 1789-1793 гг., которая, собственно, и породила журналистику как особую форму профессиональной деятельности (вспомним аналогичную роль английских клубов). Соединение индивидов в публику, по мнению Тарда, осуществляется через особое духовно-психологическое образование — общественное мнение, а человек, оказывающий в силу своих профессиональных занятий влияние на это мнение или даже формирующий его становится центральной фигурой политического процесса. Это, по Тарду, журналисты — публицисты, превращающиеся в центральные фигуры политического процесса и способные выполнять некоторые функции психологического воздействия, обычно присущие вожакам толпы.
Человек, по Тарду, в каждый момент времени может принадлежать только одной толпе, но быть частью разных публик. Если толпа сравнительно быстро распадается, а составляющие ее люди как бы приходят «в себя», возвращая утраченные в толпе индивидуальные качества, то публика существует значительно дольше, а принадлежность к ней становится постоянным индивидуальным свойством. Многие выявленные Тардом более ста лет назад особенности психологии массового воздействия сохраняют свою значимость и поныне. Таковы, в частности, его идеи о том, что однотипное потребление знаний (информации) уже само по себе создает социальную и психологическую связь, независимо от классовых интересов и происхождения (так формируется публика), а также анализ нового для того времени типа включенности в политический процесс — человека одной газеты. Весьма важен сделанный Тардом вывод о роли основного способа массовой коммуникации — «задавать» определенную направленность сознания. Так, существует связь между космополитическим мышлением XVIII в. и культурно-психологическим «перевесом» книги над газетой: книга по своей природе предназначена для выражения общих идей, сохраняющих свою значимость надолго. XIX в. — век газет, ориентированных на сиюминутные текущие события, важные именно для граждан данной страны. Газета усиливает коммуникативную связь между людьми, говорящими на одном языке в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Это формирует чувство национальной общности, ощущение единства национальной судьбы, создавая тем самым предпосылки для развития «национального» мышления, наиболее отчетливо проявляющегося в идее нацио-
Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ
нального государства и национальных движениях, что позволяет охарактеризовать XIX в. как националистический.
Интерпретируя тардовское понимание публики, можно сказать, что она выступает как своеобразные «двуликий» социальный субъект — объект: с одной стороны, это совокупность различающихся между собой солидарных группировок общественного мнения как субъект социальной активности, с другой — как пространственно рассеянная аудитория средств массовой информации (объект идеологического воздействия). Причем у Тарда речь идет о «публиках», представляющих различные группы интересов как секторов общественного мнения. Понятие публики позволяет создать определенную типологию основных типов массового взаимодействия в современном обществе и четче выявить принципиальные различия между часто используемыми терминами «толпа», «аудитория» и «публика».
Масса и массовое общество
Понятие массового общества, как правило, связывают с социальными проблемами, порожденными развитием капитализма, которые отмечали многие социальные мыслители XIX в. — от А. де Токвиля до К. Маркса. Однако собственно теория массового общества формируется в периоде 1920-х по 1960-е годы по двум основным направлениям. Это, во-первых, литературная критика, преимущественно английская, представленная Т.С. Эллиотом и Ф.Р. Ливисом, которые говорили об утрате высокого качества литературы и культуры в целом, а также об исчезновении культурной публики; во-вторых, представители Франкфуртской школы, анализировавшие политические аспекты массового общества, в рамках которого создаются условия для манипуляции массами со стороны правящих элит. Франкфуртцы, следуя своей генеральной линии, рассматривали аудиторию массовой коммуникации как относительно недифференцированную и легко поддающуюся воздействию информации, получаемой из СМИ.
Согласно концепции массового общества, каковым является и современное, преимущественно западное, общество в целом характеризуется следующими чертами: 1) сходными чертами, которыми обладает каждый индивид, их недифференцированностью, равенством в смысле отсутствия различий, т.е. отсутствием индивидуальности; 2) рутинным характером труда и отчуждением его результатов от работника; 3) утратой религией своего влияния, отсутствием глубоких и значимых моральных ценностей и склонностью масс к фанатизму; 4) слабостью «человеческих» связей между людьми и уменьшением значения родственных уз; 5) политической апатией масс, становящихся легкой добычей манипулирующих ими диктатур и бюрократий; 6) превращением культуры — искусства, литературы, философии и даже науки — в массовую, т.е. низкопробную (в 1962 г. выдающийся английский писатель Ч. Сноу проанализировал эти процессы в своей, быстро ставшей популярной, книге «Две культуры»1). К настоящему времени представления о массовом обществе сохраняется как «фоновое» в социальных науках, будучи вытесненным более актуаль-
1 Сноу Ч. Две культуры / пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация
пыми понятиями «информационного» и «потребительского» обществ. ()днако понятие «массы» по-прежнему играет весьма значительную роль для изучения социально-массовых процессов в современных обществах, «единицей» которого выступает «массовый человек», или «человек массы», со всеми присущими ему негативно-уничижительными характеристиками.
Культура как текст.
Понятие дискурса
Текст (от лат. textum — связь, соединение) — это связанная и связная совокупность знаков, ткань, фактура языков информации, образующих некоторое смысловое единство, причем текстом является не только собственно печатный материал (текст в его традиционном понимании), но и аудио- и/или визуальные материалы, также представляющие собой совокупность знаков. Знак — наименьший элемент, «атом» коммуникации: им может быть слово, звук, но и фотография, образ на телеэкране, жест, элемент одежды и т.д.
Свойства знаков и знаковых систем, а также законы их взаимодействия изучает специальная дисциплина — семантика, создателями которой являются швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913), по мнению которого именно язык служит организации и конструированию реальности и одновременно «обеспечивает к ней доступ», и американский философ Чарлз Сандерс Пирс (1839—1914). Во второй половине XX в. изучение именно знакового характера языка и выявление его социальных воздействий стало основой возникшего во Франции в 1960-х годах структурализма, нацеленного на поиски структур организации языка и стоящих за ним значений, прежде всего социальных. Особое место занимает творчество Ролана Барта (1915—1980) — одного из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций (1960). Если Соссюр изучал знаки как носители значений, то Пирса интересовали системы организации знаков, или коды, а Барт, исходя из идеи о социальном происхождении человеческого сознания, исследовал культуру, в рамках которой знаки и коды «работают».
Идея структуралистского использования лингвистических подходов к анализу культуры базируется на двух основных положениях.
1. Социальные и культурные явления — не просто объекты или события, их суть неразрывно связана со значением и, следовательно, со знаком.
2. Эти объекты определяются через систему или сеть отношений с другими объектами.
1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация
В рамках постструктурализма Ж. Деррида (род. 1930) даже высказал суждение, что «ничего не существует вне текста», а ученица Р. Барта Ю. Кристева предложила термин «интертекстуальность» для обозначения особого метода прочтения любого текста как составной части широкого контекста культуры, т.е. всякий текст представляет собой открытую для интерпретаций структуру, существующую за счет многих предшествующих текстов (культурного опыта). Поскольку областью интертекстуальности является взаимодействие «своего» и «чужого» текста, то возникает проблема соотношения разных культур, изучавшаяся впоследствии в работах Бирмингемского центра. Знак выступает как один из моментов проявления плюрализма значений в непрерывном процессе коммуникативных связей и диалоговых взаимодействий (проблема, впервые поставленная М.М. Бахтиным) между создателями текстов и реципиентами. В процессах массовых коммуникаций именно относительность, изменчивость и плюрализм значений, вкладываемых в тексты отправителем и получателем, играет особую роль, способствуя или препятствуя пониманию.
Совокупность письменных и устных текстов, которые производят люди в ходе разнообразных повседневных практик — организационной деятельности, рекламе, социальной сфере, экономике, СМИ, — представляет собой дискурс (от лат. discursus — рассуждение, довод). Под дискурсом, возникшим как понятие в 1960-1970-е годы, вначале подразумевалась связанная последовательность событий или речевых актов, позже, в 1990-е годы, дискурс рассматривается как сложное коммуникативное явление, включающее, наряду с текстом, и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста. Можно сказать, следуя за голландским ученым Т. ван Дейком, что мы понимаем текст только тогда, когда нам понятна ситуация, о которой идет речь.
Дискурс — социально-культурная «нагруженность» языка, характеристика социально обусловленных типов или способов мышления, которые находят свое выражение в текстах. Он представляет собой правила (обычно не артикулированные) описания предметов сообщения, эти правила определяются общностью установок индивидов, участвующих в коммуникации (разные дискурсы у передающего
Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе
и реципиента — непонимание, шум). Поэтому можно сказать, что дискурс — это язык в его конкретном употреблении.
Значение текста образуют знаки (ткань) и система связывающих их отношений (дискурс). Обычно эта система (дискурс) не очевидна и может быть «извлечена» при анализе текста — на основе условного и временного отделения формы от содержания (дискурс как «глубинное» содержание текста). В связи с этим в последнее десятилетие активно развивается новое исследовательское направление — дискурсивный анализ1.
Социально-коммуникативная функция текста включает, таким образом, следующие процессы: 1) общение между адресантом и адресатом; 2) общение между аудиторией и культурной традицией, где текст выполняет функцию коллективной культурной памяти; 3) общение читателя с самим собою, где текст выступает в роли медиатора, способствующего структурной самоориентации читателя; 4) общение читателя с текстом, обусловленное тем, что высокоорганизованный текст перестает быть лишь посредником в акте коммуникации и становится равноправным собеседником; 5) общение между текстом и культурным контекстом, принимающее либо метафорический, либо метонимический характер; перемещаясь в другой культурный контекст, текст актуализирует прежде скрытые аспекты своей кодирующей системы. Эти перспективы позволяют предполагать существование семиотически несопоставимых режимов генерирования текста.
Следуя такой логике, непосредственным носителем информации выступает культурная форма соответствующего объекта, явления или процесса. Различают культурные формы, для которых семантическая (знаковая) функция является основной: естественные и искусственные языки, церемониальное и сигнальное поведение, обряды и ритуалы, художественные образы и др., от форм, для которых знаковая функция является дополнительной.
Итак, социокультурная коммуникация представляет собой иерархию системы и структуры самих средств коммуницирования: со-
1 См. довольно подробный анализ в: ФиллипсЛ., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004 (англ. изд. - 2002).
1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация
общение, текст, специализированная культурно-семантическая подсистема (отрасль знаний или деятельности в ее информационном аспекте), локальная культурно-семантическая система (этническая культура, национальный язык), глобальная (международная) семантическая система (интернациональный специализированный язык) и пр. Вместе с тем социокультурная коммуникация сама по себе является лишь средством осуществления социокультурного взаимодействия субъектов и коллективов, чем и определяется ее основная социальная функция.
Специфика
социокультурной коммуникации
и ее функции
Поскольку вся конкретная человеческая деятельность происходит в рамках определенной культуры, то всякая реальная коммуникация, вообще говоря, есть социокультурная коммуникация — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Именно социокультурная коммуникация обеспечивает возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.