В России начиная с 1990-х годов периода построения капитализма и перехода к обществу потребления можно видеть (см. табл. 1) постоянное увеличение возраста вступления в брак, особенно среди мужчин.
По нашим данным среди образованных слоев в мегаполисах этот возраст постепенно приближается к европейским показателям. Пропорция студентов четвертого курса, состоящих в браке, по данным нашего опроса 2005 г. в московских ВУЗах составляет 1%. В провинции, особенно в среде юношей и девушек, не продолжающих образование, браки заключаются, по-прежнему, рано.[10]
Распределение вступающих в брак в младших возрастных группах в РФ
(в %)*
Годы | До 18 лет | 18-24 года | 25-34 года | |||
мМуж | ЖЖен. | мМуж | ЖЖен | ММуж | ЖЖен | |
0.3 | ||||||
0.8 | ||||||
0.4 | ||||||
0.2 | ||||||
0.2 | ||||||
0.1 | 1.5 | |||||
0.2 | 1.4 | |||||
0.1 | 1.2 | |||||
0.1 | 0.1 |
(Таблица 1)
Общее для всех социальных групп – примерно в половине случаев юридическое оформление брака происходит после того, как партнерша забеременела, или уже родила ребенка. Специальная разработка данных переписи 2002 г. показала, что в целом по России 53% первенцев, родившихся в браке, были зачаты до его регистрации.[11]
Вероятно, в этом есть свой исторический смысл в условиях распространения бесплодия. Как утверждал еще в конце XIX века Е. Вестермарк, основываясь на наблюдениях различных культур мира, брак признается таковым только в случае рождения детей.[12] Представители институционального подхода за рубежом и классики отечественной социологи семьи утверждали, что брак и основанная на нем семья существует в первую очередь для детей. Некоторые авторы особо подчеркивали: «не для удовлетворения потребностей супругов, а детей».[13] С этим фактом связано, возможно, и увеличение брачности в России в период роста рождаемости (в значительной мере обусловленного принятыми государством мерами, в частности, программы по материнскому капиталу). Уменьшение брачности в России происходило с начала 1990-х гг. Так, если в 1980 г. было заключено 10.6 браков на тыс. населения, в 1990 г. − 8.9, в 1996 г. – 5.9, в 2000 г. − 6.2. С 2007 года, несмотря на уменьшение числа граждан в «активном брачном возрасте», брачность увеличивается − 8.9, а в 2011 году составляла уже 9.2.[14] Возможно, что это временное колебание в уровне брачности. По мере модернизации и перехода к обществу потребления этот показатель будет приближаться к постиндустриальным странам. Хотя существует и иная альтернатива. Происходящее повышение рождаемости может быть не только результатом реализации отложенных рождений, а устойчивой тенденцией, реакцией на улучшение экономического положения в стране. В этом отношении крайне важно создание условий для формирования среднего класса, доступных жилищных кредитов, качественных, включая частные, учреждений по уходу за детьми.
В новых экономических и социокультурных условиях постсоветской России социальные механизмы, которые регламентировали необходимость пожизненного брака и деторождения, практически не работают. Идеологии, как в советское время, нет. Православная церковь не распространяет свое влияние на широкие массы, в том числе и в сфере брачно-семейной морали.[15] Многие внешние стимулы для приобретения брачного статуса уже не актуальны (постановка на учет на жилье, продвижение по партийной и профессиональной линии, мнение родственников и т.д.).
Функция брака с точки зрения юридического статуса потомства постепенно ослабевает, так как есть возможность признать отцовство вне брака. Эту же функцию могут заменить новые репродуктивные технологии установления отцовства.
Свобода передвижения внутри страны и за ее пределы создала возможность для взрослых детей рано покидать родительский дом, в том числе с целью поиска работы в больших городах. Брак становится рискованным предприятием, особенно в крупных городах. Количество «факторов риска» увеличивается по мере того, как брачный выбор все чаще осуществляется за пределами близкого социального окружения. В число таких факторов входят, и экономические Нормы поведения меняются, в том числе под влиянием глобальной культуры, либерализации морали в сфере сексуальных отношений, что имеет следствием распространение альтернативных браку, моделей организации частной жизни. Западные постмодернистские общества, которым неизбежно становится и Россия, более динамичны в плане ритма жизни, в них кратковременными стали и работа по контрактам, и место жительства. Люди чаще склонны менять и партнеров. Человек как личность усложняется, и если партнеры развиваются разными «темпами», то спустя какое-то время отдаляются друг от друга. Одновременно все меньше возможностей найти партнера для брака, особенно после окончания учебы, когда круг общения становится достаточно узким. Специалисты подчеркивают важность для брака «жертвенности» и «умения прощать» [16], т.е. тех качеств, которые явно не входят в систему ценностей современной молодежи, ориентированной на гедонизм и «легкость» отношений.
В России заметно некое равновесие между числом браков и разводов, в отличие от стран запада, где много разводов и мало браков и востока, где много браков, а разводом мало. Такая тенденция помогает нам понять, что необходимо изменять ситуацию, относительно количества разводов, что бы число брачных союзов выросло, и не становилась ближе к статистике на западе.