ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА НУКЛЕАРИЗАЦИИ СЕМЬИ.
Сущность процесса нуклеаризации семьи.
Семья – это социальный институт, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
Семья как социальный институт выполняет физическую и социокультурную функцию воспроизводства. В функцию воспроизводства входят функции:
1) репродуктивная;
2) социализирующая;
3) хозяйственно-бытовая;
4) экономическая;
5) досуговая;
6) коммуникативная;
7) соц. статусная;
8) сексуальная (удовлетворение потребности супругов и выработка стандартов подрастающего поколения).
В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:
1. нуклеарная;
2. многопоколенная.
Причинами исторических изменений современной семьи являются индустриальная урбанизация, которая разрушает экономический и социальный строй патриархально-феодального образа жизни[1]. Как необходимое условие индивидуальной мобильности в многопоколенном, биографическом и географическом смыслах вместо большой семьи возникает малая супружеская нуклеарная семья. Концентрация населения в городах делает невозможным сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах. Нуклеаризация семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения[2].
Нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), простая, основная семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке. В отличие от биологической семьи, включающей всё потомство супругов, нуклеарной семьей обычно считается супружеская чета и лишь те её дети, которые живут вместе с родителями на момент наблюдения, например, мать с ребёнком образует нуклеарную семью, а бабка с внучкой - нет. Несколько нуклеарных семей, состоящих в родстве и совместно живущих, могут образовать сложную семью.[3]
Тенденция раннего выделения взрослых детей из семьи в связи с вступлением в брак, приводящая к увеличению доли нуклеарных семей в настоящем, называется нуклеаризацией семьи. Нуклеарная семья не всегда малая семья, хотя обычно процесс нуклеаризации и связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения.
В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке под влиянием индустриализации и урбанизации. По мнению А.Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью ещё не закончился. Одной из причин этого является недостаточная жилищная обеспеченность, вынуждающая молодые супружеские пары проживать совместно с родителями одного из супругов.[4]
Анализ факторов, влияющих на трансформацию института семьи в целом и нуклеаризацию в частности.
Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающих всех членов семьи из семейного производства в сферу наемного труда. Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей, изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию. Спонтанному ослаблению норм многодетности содействует также постепенное уменьшение детской смертности. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни, а это значит, что происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых, родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).[5]
Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются:
- равноправие супругов,
- сознательное регулирование деторождения,
- усиление роли межличностного общения
- отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы.
Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой.
Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).
Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый гостевой брак.
Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье отделимость отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно - этических нормах не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.
К сожалению, уже созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе, среди которых приводятся следующие:
- рост алкоголизации общества;
- конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца;
- анахронизм в распределении домашних обязанностей, когда муж в условиях города утратил свои традиционно мужские семейные роли, а женщина приплюсовала к ним необходимость трудиться в общественном секторе;
- культурный анахронизм в отношениях между супругами, неумение решать спорные вопросы без конфликтов;
В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. Современная российская семья характеризуется долговременным нарушением репродуктивной функции, проявляющимся в прогрессирующем падении рождаемости и в тенденции ведущей к демографической катастрофе в современной России. Низкие показатели рождаемости обусловлены модернизацией института семьи в современной России, изменением тендерных отношений, массовой переориентацией женщин на индивидуалистически – достижимые ценности и производственную карьеру, растущей нестабильностью брачных связей, что свидетельствует о существенном изменении функций традиционного института семьи.[6]
Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.
Индустриальная урбанизация разрушает экономический и социальный строй патриархально-феодального образа жизни, в частности сельские и городские сословные общины, — «отношения личной зависимости», по определению К. Маркса.[7]
Как необходимое условие индивидуальной мобильности в межпоколенном, биографическом и географическом смыслах вместо большой семьи возникает малая супружеская нуклеарная семья.
Концентрация населения в городах делает невозможным сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах. Достаточно вспомнить, что большую часть рабочей силы Петербурга XIX века составляли люди, живущие отдельно от семьи, работавшие и служившие в столице в порядке отхожего промысла, сезонного или многолетнего найма. Именно они заполняли ночлежки, общежития и доходные дома.[8]
В городе невозможно территориальное сосредоточение широкого родственного круга, здесь возникает раздельное проживание взрослых родственников разных поколений — иначе говоря, наиболее активно идет процесс нуклеаризации семьи. Он проявляется во все более раннем отделении молодежи от родительской семьи в связи со службой в армии, самостоятельным выбором профиля и уровня образования и места работы, профессий, а с другой стороны, и это основной процесс, в неолокальности при вступлении в брак или следующем вскоре после брака разделении брачных пар разных поколений. Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос. В городе закрепляется устойчивое разделение мест работы, учебы и местожительства, мест восстановления здоровья и мест долговременного отдыха. Это меняет требования к жилому фонду города, к социальной инфраструктуре в целом и обостряет и без того острые проблемы.
«В сословном обществе, почти не знавшем социальной мобильности, стать отцом или матерью семейства было единственным актом, социального возвышения»[9]. В условиях современного крупного города появление даже первого, а тем более любого последующего ребенка в нуклеарной семье влечет снижение душевого дохода, уменьшение обеспеченности жилым пространством, отказ от привычного образа жизни, сокращение круга общения, сужение круга возможностей (культурных, образовательных, профессиональных и др.), открытых молодежи или бездетным взрослым.
И так, можно сделать вывод, что нуклеарной семьей считается супружеская пара, и лишь те ее дети, проживающие вместе с родителями и недостригшие возраста, когда могут покинуть семью. Процесс индустриализации общества приводит к уменьшению роли старших поколений в жизни своих детей, тем самым вызывая разрыв тесных связей. Брачные узы, супружество становятся выше родовых, родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима, что влечет снижением дохода, отказ от привычных жилищных условий, и образа жизни и все это приводит к снижению рождаемости.