Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соц идеи эпохи Средневековья




Эпоха средневековья охватывает большой исторический период- в Западной Европе - с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России - с IX в. до реформы 1861 г. в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились в XX в.

Западная Европа. Западноевропейские государства раннего Средневековья возникли в результате распада родоплеменного строя и синтеза варварских и античных элементов. В письменном законодательстве (так называемых «варварских правдах») люди, как правило, разделялись на свободных и несвободных (рабов). Постепенно завоеватели и завоеванные слились друг с другом, образовав новые этносы.

С 9 - 11 вв. вЗападной Европы выделялись три группы-сословия:

1) дворянство («те, кто воюет»),

2) духовенство («те, кто молится»),

3) крестьянство («те, кто работает»).

В основу такой стратификации был положен профессиональный принцип (воины, священнослужители, земледельцы), но здесь отражался также разный социальный статус занятий.

В эпоху Средневековья в Западной Европе на основе территориального и профессионального принципов появились многочисленные социальные общности горизонтального характера. Активную деятельность развернули монашеские и рыцарские ордены. В городах сформировались купеческие гильдии, ремесленные цехи, университетские корпорации и коллегии.

Византия. Восточная Римская империя (Византия) дала другой, отличный от западноевропейского Средневековья, вариант социальной эволюции. Социальная структура византийского общества 4 - 7 вв. была пестрой: на высшей ступени находились аристократы-сенаторы, зачастую ведшие род от древних римских фамилий и владевшие крупной земельной собственностью. Вторым привилегированным сословием были средние городские земельные собственники-куриалы, власть и имущественное положение которых постоянно ухудшалось. Затем шел слой торгово-ремесленного населения, люди свободных профессий (врачи, юристы, преподаватели и т. п.) и духовенство. На нижних ступенях общественной структуры ранней Византии находились крестьяне-общинники и рабы.

Характерной особенностью византийского общества на протяжении всей его истории, являлась вертикальная мобильность, незамкнутость (и одновременно незащищенность) социальных групп. Простой крестьянин или воин, даже из варваров, благодаря ловкости и личным способностям мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором.

Русь. В Русской правде упоминаются как разные категории свободного населения (княжеские дружинники и должностные лица, купцы, ремесленники, изгои). Так и люди, находившиеся в зависимости (холопы, рабыни, челядь, смерды, рядовичи, закупы). Вопрос о социальном строе Древней Руси до сих пор остается спорным, есть сторонники точки зрения, что его можно охарактеризовать как рабовладельческий.

В России процесс законодательного оформления сословного строя шел медленно, неравномерно и затянулся до второй половины 17 - 18 вв., а само понятие «сословие» стало использоваться для обозначения социально-правового деления только с начала 19 в. Раньше остальных сословных групп на Руси выделилось духовенство: «митрополичи люди церковные».

Со второй половины XVI в. в России стала складываться чиновная структура феодального общества

На протяжении всей истории человечества создание неравноправных социальных категорий происходило по нескольким признакам: 1) происхождение (знатность рода); 2) профессия (занятие); 3) завоеватели / покоренные; 4) свободные / несвободные; 5) граждане / неграждане; 6) богатые / имущие / неимущие.

Классы и сословия не отражают полностью сложное и разветвленное социальное устройство древнего и средневекового общества. Наряду с вертикальной иерархией в нем существовали многочисленные горизонтальные социальные связи. Люди разного достатка и социального статуса являлись вместе с тем гражданами одного античного полиса, входили в один церковный приход, в один духовный орден, в одну профессиональную корпорацию, в состав вооруженных сил и сословно-представительных совещаний Средневековья, жили в одном квартале.

 

Источники экономической мысли средневековья:

В арабских странах: Коран (610 -632гг); учение Ибн-Халдуна (1332 -1406).

В Западной Европе: идеи Августина (354-430); идеи Фомы Аквинского (1225 -1274).

В России: "Русская правда" (12-13 вв.) - свод законов Киевского государства; Ив. Сем. Пересветов (конец 15 - нач.16 в).

 

Вопрос 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2260 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.