Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соц-я в системе социально- гуманитарного знания




Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

 

Вопрос 5

Соц идеи Древнего мира

Древний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации.

Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5 — 5,5 тыс. лет, начиная от появления Письменности у египтян. Термин «классическая древность» обычно относится к греческой истории и начинается от первой Олимпиады (776 г до н. э.). Эта эпоха почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г до н. э.), с которой начинается римская история. Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г н. э.), а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.), появления ислама (622 г.) или начало правления императора Карла Великого.

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

1) Азия

Наиболее известным памятником Древнего Востока является кодекс законов Вавилонии, принятый в 18 в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

В Месопотамии возникла реальная угроза сохранению устоев государства. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и ослаблением государственных структур, армии.

Закрепленные в кодексе Хаммурапи правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части "снижения" тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Царские воины и другие граждане - вавилоняне по новым законам не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая за долги в рабство жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось законом, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды - 33%.

2) Китай

Основное учение этого периода - конфуцианство - созданное Конфуцием, жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция оказали большое влияние на экономическую мысль Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало: оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему.

Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Таким образом, в условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты).

Они проповедовали природное равенство людей, идею "всеобщей взаимной любви", отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.

В целях укрепления экономического положения крестьян, авторы трактата "Гуань-цзы" (IV-III в.), предлагали ограничить обязательную трудовую повинность крестьян, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.

Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой, борьба стоявших за ними классов, проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.

3) Индия

Основные экономические идеи содержатся в древнейших памятках - ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения.

К этому периоду относятся произведения древнеиндийского эпоса " Махабхарата " и " Рамаяна ". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.

" Законы Ману "- характеризуют социально-экономические условияя Индии III тысячелетия до н.э. - это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем", т.е. свод правил регламентирующих поведение индийца в соответствии с религиозными догмами брахманизма. "Законы" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

"Артхашастра"(буквально - наука о пользе, о практической жизни) - это собрание наставлений по вопросам управления государством создавалось как наставление для царя. Трактат характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.

Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты:

1) брахманов (высшая каста жрецов),

2) кшатриев (высшая каста - военные),

3) вайшьев (состояло из полноправных общинников, в основном землевладельцев, скотоводов, а позже и торговцев, некоторых ремесленников),

4) шудр (низшее сословие - состояло из неполноправных зависимых землевладельцев, ремесленников).

Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения.

Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремёсла, торговля.

В "Артхашастре" проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений на царскую власть возлагались заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных (лат.искусственное орошение) систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.).

Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

а) земледельческий класс;

б) класс ремесленников;

в) торговый класс;

г) наёмные рабочие;

д) военные.

Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду.

Вопрос 6





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2260 - | 2182 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.