Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии




Появились новые формы общения со зрителем. Спектак­ли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мари­инского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широ­ко использоваться приемы документального жанра, в текст вво­дились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.

В кино использовались не только дорогостоящие спецэф­фекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в ре­жиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в харак­терном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.

В культурной жизни страны выделились коллективы-лидеры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осущест­вивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской (все оперы С.С. Прокофьева) и мировой классики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера). Театр обратился к наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балеты Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал изве­стных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличают динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю.

Российский национальный оркестр (РНО) — первый не­государственный оркестр, созданный под руководством выдаю­щегося пианиста М.В. Плетнева, стал одним из ведущих му­зыкальных коллективов страны. РНО — признанный испол­нитель музыки Чайковского и относительно редко звучащих произведений классического репертуара. Ежегодные гастроль­ные туры оркестра по волжским городам поддерживают вели­кие просветительские традиции отечественного классического искусства.

Сам опыт жизни современного человека становился объ­ектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством, вовле­кая в активное взаимодействие зрителей. Актуальное искусство обживало новые выставочные помещения — переоборудованные объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мос­ты-переходы), неиспользуемые заводс­кие цеха и склады.

Полем художественного творчест­ва становились природная среда (ленд-арт) и улица. В привычный элемент го­родской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художествен­ных навыков (хотя в этой технике рабо­тали и профессиональные художники).

Общественные настроения опреде­лили тональность современного литера­турного творчества. Оно ориентирова­лось на постмодернистскую интерпрета­цию современной действительности.

Постмодернизм на Западе еще в 70-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России первые написанные в 70-е гг. в этом ключе произведения стали своего рода вызовом идеологизировнным ценностям (С.Д. Довлатов, В.В.Ерофеев), жизнь их героев протекала вне социального контекста. В 90-е гг. характерная для постмодернизма ирония и пересмотр классических канонов любого жанра во многом отразили процессы деидеологизации общественного сознания. Писатели обращались к своей аудитории, готовой под­держать авторскую форму самовыраже­ния своим участием в игре намеков, отсылок и цитат, разных временных и пространственных измерениях жизни героев («Ча­паев и Пустота» В.О. Пелевина). Читателю предлагалось осмыс­ливать историю места и времени как текст («Message: Чусовая» А.Д. Иванова), современность как игру смыслов. Широкое приз­нание получила историческая фантастика (Б. Акунин), книги в жанре литературной биографии («Пастернак» Д.Л. Быкова).

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост воз­можностей доступа к различным источникам информации. Быст­ро стали расширяться каналы оперативного получения информа­ции и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществле­нии проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периоди­ческие издания, электронные библиотеки и образовательные пор­талы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек. Хотя это пока меньше, чем в ведущих европейских странах, но отличи­тельной особенностью современной российской ситуации являет­ся бурный рост числа пользователей Сети. В 2007 г. завершено подключение к Интернету за счет государственного финансиро­вания всех школьных учебных заведений страны.

Расширение информационного пространства открывало новые воз­можности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для кон­тактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие отече­ственные разработки были приостановлены.

В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку постепенно стали расти. Появи­лись масштабные проекты и научные разработки в медицине, в сфере нано­технологий. Большее внимание стало уделяться развитию университетской науки и внедрению новых достижений научной мысли в образовательный про­цесс, в подготовку специалистов для значимых для отечественной экономики производств. Важнейшим приорите­том является развитие инновационных отраслей и технологий.

Повседневная жизнь отражает эти стремительные переме­ны. Появляются разнообразные возможности для выбора про­фессии, образования, сферы досуга. Развивается зарубежный и российский туризм. Рынок потребительских товаров вырос до непредставимых еще в предыдущее десятилетие масштабов.

В городах и в пригородной местности развернулось бурное стро­ительство. Меняется облик городов, появились пешеходные зо­ны, досуговые центры. Быстрыми темпами продолжает расти автопарк, многие семьи в результате повышения уровня дохо­дов смогли приобрести в личное пользование автомобиль.

Правда, эти перемены порой негативно сказываются на состоянии окружающей среды и культурного ландшафта. Проб­лема «экологии культуры», сохранения и поддержания благо­приятной культурной и социальной среды обитания людей при­обретает в наше время самое актуальное звучание.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2233 - | 2101 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.