Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬рем€ новых героев. «арождение общественных движений




’удожественна€ жизнь 70Ч80-х гг. была, несмотр€ на цензурныецензурные ограничени€, €ркой и насыщенной. ѕродолжа€ традиции Ђоттепельнойї литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовномдуховном мире и гражданской позиции современника (Ђƒоживем до понедельникаї, 1969, реж. —.». –остоцкий, ЂЌачалої, 1970, и Ђѕрошу словаї, 1975, реж. √.ј. ѕанфилов, Ђѕреми€ї, 1974, реж. —.√. ћикаэл€н). Ѕыли созданы первые отечественные телесериалы (Ђјдъютант его превосходительстваї, 1970, реж. ≈.». “ашков, Ђ—емнадцать мгновений весныї, 1973, реж. “.ћ. Ћиознова, Ђћестоћесто встречи изменить нельз€ї, 1979, реж. —.—. √оворухин), их героигерои снискали колоссальную попул€рность у зрителей.

Ќеотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. ≈го по€влениепо€вление св€зано с именами режиссеров, следовавших авторскомуавторскому видению и работавших вне усто€вшихс€ в советской кинема-тографиикинематографии тем, канонов, привычного кинематографического €зыка€зыка. ‘ильмы ј.ј. “арковского,  .√. ћуратовой, ј.ё. √ермана выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была сво€ преданна€ аудитори€. –ежиссерский дебют “арковского Ђ»ваново детствої (1962) стал одним из лучшихлучших фильмов о войне. ћ€тущеес€ сознание и нравственные поискипоиски героев картин “арковского (Ђјндрей –ублевї, 1966, Ђ—ол€рисї, 1972, Ђ«еркалої, 1974, Ђ—талкерї, 1979) отражали настроени€настроени€ последнего поколени€ советской интеллигенции. ћногие такие фильмы не шли в широком прокатепрокате или вовсе не попадали на экран (Ђѕроверка на дорогахї ј.ё. √ермана, Ђ омиссарї ј.я. јскольдова).

Ќасто€щий взлет переживало театральное искусство. Ќа сцене зачастуюзачастую удавалось расставить пон€тныепон€тные зрителю акценты и в подцензурномподцензурном тексте, установить духовный кон-тактконтакт с аудиторией. Ќа спектакли московской “аганки, “еатра им. Ћенинского комсомола, ленинградского Ѕольшого драматического театра и многих других театров было очень трудно попасть.

 руг чтени€ и характер читательскихчитательских предпочтений Ч €рка€ иллюстраци€ потребности в общественной дискуссии. ’удожественной’удожественной, учебной и детской литературылитературы катастрофически не хватало. Ѕыстро рос спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание становилось дефицитным, несмотр€ на подчас огромныеогромные, многотыс€чные тиражи. ѕодавл€ющееѕодавл€ющее большинство граждан ———– Ч и взрослых, и детей Ч пользовались быстро расшир€вшейс€ сетью библиотек и читальныхчитальных залов. ƒомашние библиотеки были в каждой семье. Ќа дом выписывались по нескольку газет и журналов, оформить подписку на самые попул€рные издани€ (журналы ЂЌовый мирї, Ђ»ностранна€ литературалитератураї, Ђёностьї и другие, печатавшие произведени€ современных авторов) было очень трудно, спрос на них многократно превышал предложение. „тобы утолить читательский голод, в конце 60-х гг. предпринимаетс€ грандиозное издательскоеиздательское начинание: в течение дес€ти лет тиражом 300 тыс. экземпл€ровэкземпл€ров издаютс€ 200 томов ЂЅиблиотеки всемирной литературылитературыї Ч лучших произведений мировой классики. ќгромным спросом пользовались и издани€ недоступных ранее широкому читателю произведений мировой литературы. ќни выходили стотыс€чными тиражами в серии ЂЋитературные пам€тникиї, первоначально предназначавшейс€ специалистам. Ёти и другие начинани€ поддерживали репутацию ———– как Ђсамой читающейчитающей страны мираї

≈жедневно (!) в стране выходило 4,3 млн. экземпл€ров книг и брошюр (более 1,5 млрд. в год, данные 1971 г.), число наименований к концу дес€тилети€ достигло 85 тыс. Ќо значи-тельную часть этой продукции составл€ла общественно-политическа€ литература Ч произведени€ ћаркса, Ёнгельса, Ћенина, программные выступлени€ руководителей  ѕ——, документы съездов и пропагандистские материалы. »х изучение входило в об€зательную программу старших классов школ, вузов и специальноспециально организованной системы повышени€ общественно-политическойобщественно-политическа€ подготовки, в которую была вовлечена значительна€ часть взрослого населени€. ќткрыто критиковать партийные установкиустановки и саму систему идеологического воспитани€ мало кто решалс€, но на прот€жении 1970Ч1980-х гг. наблюдалс€ стойкийстойкий рост скептического отношени€ к этим пропагандистским усили€м при внешнем соблюдении Ђправил игрыї. »менно в эти годы в среде интеллигенции укорен€етс€ Ђдвоемыслиеї Ч состо€ниесосто€ние внутреннего несогласи€ с идеологическими установками и укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобренииодобрении (или примирении) действительности. ƒл€ некоторых уход в частную жизнь (означавший добровольное лишение возможности быстрого продвижени€ по службе и повышени€ уровн€ жизни), а иногда и зан€тие малооплачиваемым физическим трудом (работа дворниками, кочегарами, грузчиками и т. п.) были выражением отношени€ к существующей системе и нравственным выбором.

¬ начале 70-х гг. на страницах ЂЋитературной газетыї Ч рупора советскойсоветской интеллигенции Ч стали по€вл€тьс€ многочисленные публикации о необходимости бережного отношени€ к природе. ƒискусси€ велась вокруг проблем эрозии почв в  азахстане в ходе освоени€ целинных земель, экологического бедстви€ в районе јральского мор€, губительных дл€ природнойприродной среды последствий строительства каскадов √Ё— на ¬олге. ќпасности загр€знени€ Ѕайкала был посв€щен вызвавший широкий общественный резонансрезонанс фильм Ђ” озераї (1970, реж. —.ј. √ерасимов). ќдним из эпицентров столкновени€ мнений вокруг проблем защиты окружающей среды стал проектпроект Ђповорота северных рекї. ѕредставители интеллигенции, такие, как известный писатель —.ѕ. «алыгин, вступили в открытую полемику с авторамиавторами грандиозных планов Ђпреобразовани€ природыї дл€ решени€ текущих экономических задач. Ёти планы продвигались на государственном уровне, и только в годы перестройки они были наконец пересмотрены.

 

2.8.—атира в художественном творчестве. Ђƒругое искусствої

ясность и оптимизм относительно возможностей, которые открываютс€ перед человеком Ђнового обществаї, во второй половинеполовине 70-х гг. постепенно сменились настроени€ми иной тональноститональности. ёмор, бывший непременным участником дружеского об-щени€щени€ в 60-е гг., стала быстро теснить разрушительна€ ирони€, а затем откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым €зыком, как в репризах ј.». –айкина. ¬ыступлени€ писателей-сатириков Ч неизменна€ составл€юща€составл€юща€ концертных программ этих лет. ¬ повседневном общении прочное место зан€л бытовой и политический анекдот.

Ќе случайно любимым жанром советского кинозрител€ €вл€лась комеди€ с социальным подтекстом.  омеди€ фиксировалафиксировала людские недостатки и социальные пороки, но постепенно мен€лись тональность показа действительности и характер изобразительных средств.  расноречивый пример Ч эволюци€ творчества одного из самых известных и любимых советских кинорежиссеров √.Ќ. ƒанели€: от фильма, ставшего символом Ђоттепелиї (Ђя шагаю по ћосквеї, 1963), и комедии ЂЌе горюйгорюй!ї (1969), которые отличает м€гка€ авторска€ ирони€, через усиление элементов социальной сатиры (Ђјфон€ї, 1975, Ђћиминої, 1977) до сарказма (Ђќсенний марафонї, 1979) и разоблачительногоразоблачительного социального пафоса (Ђ ин-дза-дзаї, 1986).

ќбраз Ђэпохи развитого социализмасоциализмаї прочно ассоциируетс€ с творчествомтворчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнител€ песен B.C. ¬ысоцкого¬ысоцкого. «начение наследи€ поэта выходитвыходит далеко за рамки €влени€ культурнойкультурной жизни. √лубоко демократичноедемократичное творчество ¬ысоцкого было попул€рно в разных социальных сло€хсло€х, в его геро€х советское общество узнавало себ€. ¬ысоцкий работал одновременноодновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом “еатра на “аганке, снималс€ в кино и писал тексты песен дл€ кинофильмов и спектаклей) и культуры Ђнеофициальнойї. ¬ 70-е гг. эти две сферы все дальше расход€тс€расход€тс€ и в темах, и в формах творческого самовыражени€. ќсобенноќсобенно €рко такое расхождение про€вилось в изобразительном искусствеискусстве, в творчестве нового поколени€ композиторов Ч представителейпредставителей музыкального авангарда (ј.√. Ўнитке, —.ј. √убайдулина, Ё.¬. ƒенисов) и в молодежной музыкальной культуре.

ћассовым увлечением советской молодежи стал рок Ч самое заметное направление Ђнеофициальногої искусства последних советских дес€тилетий. ѕопул€рные советские рок- группы (Ђћашина времениї, Ђ÷ветыї, Ђјквариумї) по€вл€ютс€по€вл€ютс€ в начале 70-х гг. ¬ отличие от западного рока, где основную роль играл ритм, в молодой советской рок-культуре большую смысловую нагрузку несли тексты. ѕопытки власти поставить рок под контроль через систему официально зарегистрированныхзарегистрированных клубов не увенчались успехом: и музыканты, и зрители не готовы были поступитьс€ обретенной свободой.

¬ услови€х запретов на альтернативные формы художественного творчества общественно-политическое звучание приобрело творчество художников Ђдругого искусстваї, хот€ пр€мое противосто€ниепротивосто€ние официальной идеологии отнюдь не было целью их де€тельности. ¬ сент€бре 1974 г. по распор€жению властей при помощи бульдозеров была разогнана выставка картин, организованна€организованна€ на московском пустыре. Ѕурное обсуждение проблем свободысвободы творчества в ———–, развернутое в западных средствах массовой информации, поддерживало повышенный интерес к альтернативнойальтернативной культуре внутри страны, через иностранное радиовещаниерадиовещание (Ђрадиоголосаї) отголоски дискуссии доходили до советскойсоветской аудитории и подпитывали критические настроени€. ¬ласти сочли целесообразным разрешить небольшие экспозиции художников-неформалов (ќ. –абин, ¬. Ќемухин, JI. и ¬.  ропивницкие, JI. ћастеркова и др.). ѕервые такие выставки состо€лись в ћоскве и Ћенинграде после разгона Ђбульдозерной выставкиї.

¬ среде Ђдругого искусстваї родилось новое направление, получившее название московского концептуализма (».  абаков, Ё.Ѕулатов, ƒ. ѕригов, ». „уйков и др.). ћосковские художникихудожники стремились воспроизвести на плоскости холста и в концептуальныхконцептуальных инсталл€ци€х мир идей, а не мир вещей, и главной былабыла иде€ свободы. —оздава€ пространство свободы, они широко использовали текст и узнаваемые символы времени, отражавшиеотражавшие пространство Ђнесвободыї, за пределы которого стремилс€ вырватьс€ человек. Ћозунги, портреты вождей и другие пропагандистскиепропагандистские материалы широко использовались в качестве изобразительныхизобразительных средств представител€ми соц-арта (¬.  омар, ј. ћеламид), превращавшего привычное в объект иронии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1154 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

760 - | 701 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.