Общественное движение в России в 30-50-н годы ХIХ века. Теория «официальной народности», западники, славянофилы, революционные демократы.
В общественном движении второй четверти ХIХ века началось размежевание трех идейных направлений: консервативного, либерального и радикального.
Консервативная идеология была призвана обосновать незыблемость самодержавия и крепостничества. В 1832 году министр народного просвещения граф Уваров разработал теорию «официальной народности»: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось единственно приемлемой для России формой правления, крепостное право – благом для народа, православие – основой его духовной жизни. Говорилось об отсутствии основы для социальных противоречий в России. Из всего этого делался вывод о ненужности и нецелесообразности социальных преобразований.
Либеральная идеология рождалась в спорах западников и славянофилов. Это были представители дворянской интеллигенции. Они хотели видеть Россию могучей и процветающей в кругу других европейских стран, выступали за принятие Конституции, введение буржуазных свобод, ограничение или отмену крепостничества, против революции.
Западники идеализировали Петра I, начавшего процесс европеизации страны, и считали, что прогрессивное развитие России возможно только на основе использования европейского опыта.
Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра I за то, что он свернул Россию с ее исконного пути, считали православие единственно правильной религией, изучали крестьянскую общину как особый социальный институт.
Радикальное направление было связано с проникновением с Россию социалистической идеологии и представлено революционными демократами (Белинский, Герцен, Огарев, Буташевич-Петрашевский). В 40-е годы наблюдался новый подъем общественного движения. Был организован кружок петрашевцев, где изучались идеи французского социалиста-утописта Фурье, разрабатывались проекты освобождения крестьян и подготовки крестьянской революции. Кружок был раскрыт.
Первым в русском общественном движении социалистическую идеологию воспринял Герцен. Он разработал теорию русского «общинного социализма», считая, что Россия может миновать капитализм и перейти к социализму, так как у нее есть такой институт, как крестьянская община – ячейка социализма. В ряде работ Герцен говорил о революции, в других отрицал насильственные пути изменения существующего строя.
Общественно-политическая мысль и оппозиционное движение в 60-90-е годы ХIХ века.
Консерваторы и либералы.
Социальную основу консерватизма в России составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. В пореформенный период консервативная идеология продолжала развиваться в рамках теории «официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ, укрепление позиций дворянства, помещичье землевладение. Они отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерватизма были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министр внутренних дел Толстой, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь, реакционная печать.
Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.
Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.