Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество и личность. Социальные роль и статус




В обыденной жизни часто отождествляют такие поня­тия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социоло­гии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое лич­ность, необходимо в первую очередь провести разграни­чение этих понятий.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к чело­веческому роду. А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном предста­вителе человечества, конкретном носителе всех социаль­ных и психологических черт человека (разума, воли, инте­ресов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «ин­дивид». В данном случае понятие «индивид» означает «конкретный человек».

Понятие «личность», как отмечает известный россий­ский социолог И.С.Кон, очень многообразно. В своей работе «Социология личности» (М., 1967) он подчеркива­ет, что, «с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социаль­ных ролей (общее). С другой стороны, личность понима­ется как социальное свойство индивида, как совокуп­ность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного вза­имодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­ния. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интере­сует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некото­рые социально типичные черты» [129. С.7]. Таким обра­зом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В пер­вом случае под личностью понимается человек как субъ­ект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором — устойчивая систе­ма социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или об­щности [см.: 284. С.314].

Личность является объектом изучения ряда гуманитар­ных наук, прежде всего философии, психологии и социо­логии. Философию проблема личности интересует в ши­роком историке- теоретическом плане. Она намечает под­ходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, фи­лософию интересует личность с точки зрения ее положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и твор­чества.

Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целост­ности. Как отмечает Г.М.Андреева: «Для социальной пси­хологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получает­ся от взаимоотношения личности с конкретной группой)» 18. С.332]. В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выяв­лении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым во­просом социологии является выяснение, является ли каж­дый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? [см.: 260. С. 165]. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потреб­ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономер­ной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения лич­ности. Некоторые проблемы являются общими для соци­ологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает ЕА.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности: формально-логический и диалектико-логический [см.: 260. С. 165- 166]. Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на «здравый смысл». При этом подходе понятие личность определяется через подве­дение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает лич­ность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики. В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необ­ходимого набора положительных качеств. Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность — кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то за какое преступление, и т.д.

Второй подход позволяет избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особен­ное, рассматриваемое в социальном аспекте. Для всех людей свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, осо­бенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокуп­ность общих характеристик человека с его индивидуаль­ными особенностями и будет создавать особенное — лич­ность. Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность — как уникальная совокупность — будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразви­тая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не взаимоисключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности.

Центральной проблемой всех социологических иссле­дований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога, как указывал А.Г.Здравомыслов, постоянно находится сложное взаимо­действие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего обще­го понятия, а в конкретной форме ~ в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, соци­альных систем. В связи с этим структуру социологии А.Г.Здравомыслов в своей работе «Методология и проце­дура социологических исследований» (М., 1969) на стр. 26 представил в виде схемы (см. схему 1).

На данной схеме конкретизируется положение К.Маркса о том, что человек есть «совокупность всех общественных отношений» [162. С.3]. Общество является результатом взаимодействия трех главных систем: полити­ки, экономики и духовной жизни общества. А социология как раз и выясняет, каким образом человек участвует в этих важных сферах общественной жизни. Хотя экономи­ка и играет решающую роль при объяснении историчес­кого развития человеческого общества в целом, того, как и почему происходит смена общественных формаций, но она не в состоянии объяснить, как происходит формирова­ние личности, так как не только экономика влияет на это.

Нельзя, рассматривая связи человека с обществом говорить о личности вообще и об обществе вообще, так как каждый человек принадлежит к определенной соци­альной общности (нация, город, класс и т.д.). Все это существенным образом влияет на структуру общения между людьми. Например, образ жизни жителей города и их отношения отличаются от образа жизни и отношений жителей деревни, и они имеют больше возможностей для дальнейшего развития и утверждения личности.

Обращают внимание социологи и на процесс станов­ления личности, на то, как проходит его социализация. Ведь превращение ребенка во взрослого происходит бла­годаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая опреде­ленное влияние на воспитание человека).

Превращение ребенка в личность происходит благода­ря процессу социализации. В процессе своего становле­ния (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до

 

 

 


 

Социальные Социлизация Основные Формы деятельности,

Общнисти индивидуума сферы общения выраженные

в бюджете времени

Схема1

 

освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему цен­ностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформиро­вавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Социология и психология содержат много разнообраз­ных теорий личности, которые существенно отличаются друг от друга своими методологическими установками (теория личности марксизма; теория «зеркального Я» — Ч.Кули, Дж.Мид; психоаналитические теории — З.Фрейд, Э.Эриксон; теория развития познания — Ж.Пиаже; тео­рия нравственного развития — Л.Колберг; ролевая теория личности — РЛинтон, М.Морено, Т.Парсонс и др.) [см. об этом подробнее: 225; 129; 324 и др.]. В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, что именно ролевая концепция личности является специальной соци­ологической теорией личности [см.: 260. С. 182]. Основ­ными понятиями этой теории являются «социальная роль» и «социальный статус». В связи с этим возникает необходимость рассмотреть, что означают данные поня­тия.

Следует отметить, что в мировой литературе уже доста­точно давно распространен образ человека как актера, играющего заданные ему роли, изменение которых нахо­дится в прямой зависимости от изменения его социально­го положения и возраста. Ярким подтверждением этого выступают следующие слова В.Шекспира, сказанные им в пьесе «Как вам это понравится» [304. С.47-48]:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст —

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса — кошель,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы –

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в на­чале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Пар­сонс, Т.Шибутани, РЛинтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях, в первую очередь функционалистских и интеракционист-ских [см.: 260. С.182]. В нашей стране разработке концеп­ции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон [см.: 126; 127; 129 и др.], В.А.Ядов [см.: 322; 324 и др.] и другие [см. подробнее: 181].

«Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни... с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [126. С.5]. Таким образом, социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые обще­ство предъявляет лицам, занимающим определенные со­циальные позиции. Данные требования находят свое вы­ражение в конкретных социальных нормах. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций как позитив­ного, так и негативного характера.

Социальная роль, возникая в связи с конкретной за­нимаемой индивидом социальной позицией, имеющей место в общественной структуре, одновременно с этим — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, который обязателен для всех индивидов, выполняющих подобные социальные роли.

Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общест­во и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям дру­гих.

Термин «социальный статус» (от лат. status — состоя­ние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный тер­мин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др. В настоящее время этот термин использу­ется социологами в двух основных смыслах: а) обозначе­ния социальной позиции индивида или группы в соци­альной системе; б) обозначения ранга, престижа этой позиции.

В широком смысле социальный статус — это положе­ние индивида в обществе, которое он занимает в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Ученые различают прирожден­ный (приписанный) статус — национальность, социаль­ное происхождение и т.д. и достигнутый (приобретенный) статус — образование, заслуги, квалификация и т.д.

Социальный статус не определятся произвольно, а за­висит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стра­тификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии: род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая при­надлежность.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг., все чаще вместо термина «социальный статус» используется термин «позиция», как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие «со­циальная роль» все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая каче­ство ранга, престижа позиций индивида или группы, ста­новится элементом теории социальной стратификации.

При этом необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с поло­жением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (не­уважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.

В настоящее время интерес социологии к личности опять возрос. Это связано с тем, что процессы взаимодей­ствий в малых группах оказывают большое значение на процессы, происходящие в макроструктурах.

Социальные общности

В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид или социальная группа. Благодаря соци­альным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определен­ные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют со­циальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функциони­рование.

Каждый человек участвует в различных формах обще­ственной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), членом спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (ауди­тория), а читая определенный журнал — часть читатель­ской публики данного журнала. Каждый человек живет в каком-то городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной общности, имеющей свои границы. Человек является гражданином определенного государства и является представителем определенной нации. И это далеко не полное перечисление всех форм общественной жизни, в которой приходится участвовать каждому человеку в течение его жизни. Задача социоло­гии как раз и состоит в том, чтобы классифицировать эти формы совместной жизни, описать их составные элемен­ты, их строение и происходящие в них процессы.

Обществу необходимо знать, из каких социальных об­щностей и социальных групп оно состоит, по следующим причинам:

1. Социальные общности и группы — это необходи­мый способ существования людей, их взаимосвязи и вза­имодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, кото­рые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.

2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функ­ционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они нахо­дятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-поли­тическое устройство.

Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы [см.: 127. С.20-21].

Рассмотрим, какие существуют определения понятия «социальная общность». В «Кратком социологическом сло­варе» (М., 1989) социальная общность трактуется как «ре­ально существующая, эмпирически фиксируемая сово­купность индивидов, отличающаяся относительной це­лостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения» [136. С.209].

В «Энциклопедическом социологическом словаре» (М., 1995) указано, что социальная общность — это «отно­сительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или неко­торых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общнос­тью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совмест­ной жизнедеятельности людей, формы человеческого об­щежития» [318. С.480].

В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998) приводится следующее определение социальной общности: «Совокупность индивидов, характеризующая­ся относительной целостностью, выступающая как само­стоятельный субъект исторического и социального дейст­вия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность» [250. С.216].

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широ­ком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие ус­тойчивые формы совместной жизни [см.: 312. С.127].

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент. Также следует под­черкнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определен­ная целостность всех ее составляющих элементов, для кото­рой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и де­литься, например:

- по количеству людей это может быть как взаимодей­ствие двух людей (диада), так и многочисленное полити­ческое движение;

- по времени продолжительности существования — вре­менные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существую­щие столетиями (нации, классы);

- по плотности связи — как тесно сплоченные коллек­тивы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2780 - | 2342 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.