Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет и основные категории социологии 2 страница




Определенные трудности в разработке категориально­го аппарата социологии в нашей стране были связаны с историей ее развития. Несмотря на то, что социология в России определенный период времени отождествлялась с историческим материализмом, философской наукой, многие ученые (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, Б.А.Грушин, Ю.А.Левада, В.Э.Шляпентох и др.) уже в 60-е годы стали понимать, что социология должна иметь свой соб­ственный категориальный аппарат, так как для нее харак­терно рассмотрение общества в более специфических по­нятиях, чем философские абстракции. Кроме того, для социологии было очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами.

Так, Д.М.Угринович, обосновывая необходимость раз­работки социологических понятий, подчеркивал, что «не­посредственный переход от всеобщих понятий и катего­рий исторического материализма к конкретной програм­ме того или иного социологического исследования невозможен, что между историческим материализмом и конкретными исследованиями необходимы посредствую­щие теоретические звенья. Исторический материализм... сводит индивидуальное к социально-всеобщему. Он фор­мулирует социологическое знание в терминах предельной общности. Такие понятия, как производительные силы, производственные отношения, экономический базис, надстройка, классы и т.п., охватывают целую сеть соци­альных элементов, связей и отношений; они обозначают весьма сложные социальные подсистемы, каждая из кото­рых отвлекается от отдельных индивидов. Между тем непосредственным объектом изучения в ходе социологи­ческих исследований выступают, как правило, отдельные индивиды с их реальными помыслами и действиями. Сле­довательно, если для того, чтобы подняться до уровня общей социологической теории, необходимо индивиду­альное свести к социально- всеобщему, то при организа­ции конкретного социологического исследования нужно, напротив, социально-всеобщее максимально приблизить к «индивидуальному», Т.е. создать теоретическую про­грамму, ориентированную на непосредственное изучение отдельных индивидов. В этой связи и возникает необходимость перехода от понятий исторического материализ­ма к социологическим понятиям, менее общим, менее широким. Этот процесс перехода от понятий историчес­кого материализма к понятиям специальных социологи­ческих теорий неизбежно происходит в ходе теоретичес­кой разработки любой программы конкретного социоло­гического исследования» [277. С.17-18].

В.А.Ядовым по этому поводу было написано следую­щее: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не материя и сознание, но социальная структура и социальные инсти­туты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубин­ные социальные отношения, непосредственно эмпири­чески не схватываемые. Т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкре­тизированы понятия частносоциологических теорий: ро­левого поведения личности, форм социальной организа­ции и др.» [320. С.11]. Из этого становилось ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабаты­вать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответст­вующие уровни. И только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно- исторически, а не абстрактно.

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии. Я.Щепаньский в конце своей книги «Элементарные понятия соци­ологии» (Новосибирск, 1967) приводит схему, которая наглядно представляет систему социологической терми­нологии и помогает читателю подробно разобраться в содержании интересующих его понятий.

А.И.Кравченко считает, что социологическая терми­нология включает в себя общие понятия, Т.е. такие языко­вые формы (категории, понятия, термины, словосочета­ния), которые употребляются во всех отраслевых направ­лениях социологии («общество», «социализация», «социальный институт», «социальная организация», «со­циальная группа», «социальный факт», «семья» и др.) и специальные термины — которые употребляются только в одной отрасли социологии и не употребляются (или упот­ребляются очень редко) в других [133. С.48].

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

- «общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратифи­кация[42]», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)» [259. С. 15].

Как отмечает Я.С.Яскевич, социология, как и любая другая наука, разрабатывает такие понятия, которые отра­жают сущность не только повседневной жизни, но и самой науки, ими являются категории теоретической со­циологии, к которым относятся общесоциальные категории — категории, которыми оперируют все социальные науки (общество, социальная система, народ, нация и т.п.); теоретико-социологические категории (социальный ин­ститут, социальный слой, социальная модель, социальная болезнь и т.п.); метасоциологические категории (структура социологического познания, общесоциологическая тео­рия, специальные социологические теории, уровни соци­ологического познания, типы социологического исследо­вания и т.п.).

Особое теоретическое и практическое значение, по его мнению, имеет разработка методологических категорий, которые он подразделяет на четыре большие группы:

1) категории, которые носят концептуальный характер («общественное мнение», «социальные отношения», «со­циализация», «социальная адаптация» и др.);

2) категории, которые носят инструментальный харак­тер, с помощью которых разрабатывается методологичес­кий инструментарий («социальная активность», «удовле­творенность трудом», «профессиональная пригодность», «престиж» и др.). Это преимущественно операциональные понятия, нуждающиеся в свою очередь в эмпирическом уточнении и интерпретации, которые используются при составлении социологических анкет, разработке вопро­сников социологических интервью и т.д.;

3) категории, которые раскрывают сущность самих ме­тодов социологического познания, его структуры, механиз­ма («объект исследования», «анализ», «интерпретация», «сравнение», «обобщение», «идентификация», «квантификация» и т.д.). Каждая из этих общих методологичес­ких категорий выступает основой категориальной пира­миды (перевернутой) или мини-системы форм и методов социологического познания. Так, категория «сравнение» — это корневая основа для таких понятий, как «сравни­тельный анализ», «сравнимость», «сравнительное обобще­ние» и т.д.;

4) категории исследовательской «технологии», Т.е. ме­тодики, техники и процедуры различных видов и типов социологического исследования («включенное наблюдение», «невключенное наблюдение», «случайная выборка», «квотная выборка», «стихийная выборка», «систематичес­кая выборка», «репрезентативная выборка», «контент-анализ», «ранжирование», «тестирование» и т.д.).

В особую группу, по его мнению, следует также выде­лить категории социологической праксеологии (социопраксеологии) («социальный эффект», «эффективность социоло­гических исследований», «социальная рациональность» и т.д.) [263. С.75-79].

Автором данной книги взята за основу классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59. С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий: методологические и процедурные. Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Основные категории, относящиеся к первым двум группам методологических категорий, будут подробно рассмотрены в третьей и четвертой главах настоящей книги. Процедурные категории и основные виды иссле­дования в социологии подробно рассматриваются в нахо­дящейся в печати книге «Социологические и психологи­ческие методы исследования в социальной работе», напи­санной в соавторстве с А.В.Соловьевым.

Социология довольно молодая наука, поэтому и в настоящее время совершенно справедливыми остаются слова Н.И.Кареева, что «наука не может успешно идти вперед, если у нее нет своего общепринятого и всем одинаково понятного языка. Чем совершеннее наука, тем точнее ее общие понятия, тем прочнее ее терминология. В этом отношении социология оставляет желать еще весь­ма и весьма многого...Простым сочинительством новых слов беде, разумеется, помочь нельзя: научный язык, по­добно всякому языку, не создается посредством общест­венного договора. Лексическое объединение может явить­ся только результатом большого объединения в мыслях. Социологи должны сами, однако, способствовать этому объединению, анализируя употребляющиеся в социологи­ческой литературе понятия, сближая и сравнивая их между собою, классифицируя их и подмечая, какие тер­мины все более и более входят в общее употребление» [95. С.385-386]. Проведение всевозможных семинаров, конфе­ренций, съездов, симпозиумов отечественных и зарубеж­ных социологов, а также обмен мнениями через печатные издания позволяет прийти к общему мнению и достаточ­но продуктивно решать данную проблему.

Структура социологии

История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, воз­никают новые подходы к рассмотрению ее структуры.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоцио­логии [225. С.21-26].

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления счи­тают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследова­ние поведения индивидов, их поступков, мотивов, кото­рые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабиль­ность общества и происходящие в нем перемены. Сторон­никами микросоциологического уровня являются пред­ставители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происхо­дит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принци­пов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории кон­фликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

Достаточно однозначного определения микро- и мак­росоциологии не существовало. Например, П.Лазарсфельд под микросоциологическим исследованием пони­мал такое, которое «имеет дело с человеческим поведени­ем в современных ситуациях, использует количественные методы везде, где это возможно, и пытается систематизи­ровать качественные процедуры, где они необходимы», а макросоциология трактовалась им «как усилия открыть общие законы, которым подчиняются прошлые или буду­щие тенденции общественного развития» [цит. по: 6. С. 15]. Р.Мертон определял «микросоциологические про­блемы как доказанные в исследованиях малых групп», а «макросоциологические проблемы как доказанные в сравнительных исследованиях социальной мобильности, формальных организаций и взаимозависимости социаль­ных институтов» [цит. по: 6. С. 15]. Общим для всех дефи­ниций было то, что на микросоциологическом уровне проводились эмпирические исследования, а на макросоциологическом — исследования в сфере общей теории.

Со времен О.Конта, с момента становления социоло­гии как науки, в социологии на Западе на всем протяже­нии XIX в. вплоть до 20-х гг. XX в. господствовала макросоциологическая ориентация. Все социологическое зна­ние в этот период сводилось только к общетеорети­ческому. Формирование микросоциологической ориента­ции, микросоциологии как самостоятельной области на­чинается примерно с 30-х гг. В значительной степени это было обусловлено начавшимися в 20-30-е гг. в США общественными процессами. Кризис экономики, великая депрессия, рост безработицы, появление в крупных горо­дах гетто, возникновение многочисленных социальных аномалий, связанных с алкоголизмом, бродяжничеством, преступностью, — все это и многое другое стимулировало широкое развертывание эмпирических исследований. В течение примерно 30-40 лет социологи были ориентиро­ваны на эмпирическое описание изолированных, порой фрагментарно выраженных сторон деятельности социаль­ных групп без рассмотрения их связи с процессами, про­исходящими на макроуровне. В основном проводимые исследования выполнялись на микросоциологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были на­правлены на решение конкретных социальных проблем. Для анализа межличностных отношений в малых группах начали активно использоваться социально-психологичес­кие и социометрические методы. В этот период американ­ская социология формировалась как поведенческая наука. Следует отметить, что наряду с микросоциологическим уровнем продолжал существовать и макроуровень, наибо­лее яркими его представителями были П.Сорокин и Т.Парсонс.

В конце 60-х годов произошло резкое размежевание на микро- и макросоциологию, которое, в первую очередь, было вызвано неспособностью господствовавшего в то время структурного функционализма интегрировать тео­рии различного уровня общности. Проблема соотноше­ния этих уровней вызвала оживленную дискуссию. Запад­ными учеными начали предприниматься активные по­пытки интегрировать эти два направления.

Особо следует отметить Р.Мертона, который незави­симо от своих учителей (П.Сорокина, Т.Парсонса), сде­лал очень много для популяризации в США европейской теоретической социологии. Он был одним из сторонни­ков соединения европейской теоретической социологии с установившимся в США стандартом эмпирического ис­следования, он был за соединение «теории» и «эмпирии». В 1947 г. Р.Мертоном было введено понятие «теории среднего ранга» (theories of middle range). «Теории средне­го ранга» он определял как «теории, являющиеся посред­никами между малыми рабочими гипотезами, развертыва­ющимися в изобилии в повседневных образцах исследо­вания, и всевключающими спекуляциями, охватывающими главную понятийную схему, с точки зре­ния которой можно надеяться произвести большое коли­чество эмпирически наблюдаемых единообразий социаль­ного поведения» [цит. по: 7. С.258-259]. Таким образом, создание Р.Мертоном «теорий среднего ранга» (теорий среднего уровня) являлось своеобразным «соединитель­ным мостом» между теорией и эмпирией. Ведь хотя все получаемые в ходе эмпирических исследований данные сводились к каким-то общим выводам, они не были «при­вязаны» ко всей социальной структуре в целом. Этот основной недостаток он пытался решить, адаптируя функционализм к существовавшей эмпирической тенден­ции.

По поводу сложившейся на Западе ситуации Г.М.Анд­реева писала следующее: «Многочисленные исследования развития социологической мысли на Западе в XX веке сделали очевидным тот факт, что своеобразный «культ» эмпирического исследования в социологии изжил себя. Ни с точки зрения методологической, ни с точки зрения возможностей «вмешательства» в социальную практику социологический эмпиризм не оправдал возлагавшихся на него надежд. Широкие социальные движения XX века настойчиво требуют к себе внимания, что вновь ставит на повестку дня вопросы развития социологической теории. Проблемы планирования, прогнозирования и управления социальными процессами предполагают постановку всего комплекса вопросов, имеющих отношение к прогнозиро­ванию поведения. С этой точки зрения, и вопрос об отношении эмпирического исследования к теории в со­циологии приобретает весьма актуальное значение» 16. С.14-15].

История развития социологии в нашей стране сложна и трудна. Только в конце 50-х — начале 60-х годов новые тенденции в развитии марксистско-ленинской науки об обществе, а именно необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах об­щественной жизни и широкое развертывание конкретных социологических исследований в нашей стране неизбеж­но поставили вопрос о структуре марксисткой социологи­ческой теории.

В качестве знаменательной вехи среди прошедших в 60-е годы дискуссий особо следует отметить дискуссию «О структуре социологической теории», состоявшуюся 15-16 мая 1968 года в МГУ, в которой приняли участие профессора и преподаватели МГУ, а также преподаватели других научных и учебных заведений страны.

Г.М.Андреева, поддерживая высказанную Д.М.Угриновичем идею о сложной иерархической структуре марк­систской социологии, об объективной необходимости возникновения частных (специальных) социологических теорий, сказала, что схематично эту структуру можно представить следующим образом: исторический материа­лизм (одновременно являющийся частью марксистской философии и частью марксистской социологии) — это общесоциологическая теория, которая составляет «верх­ний этаж» марксистской социологии, ниже следуют спе­циальные социологические теории, а еще ниже — кон­кретные социологические исследования [5. С.26]. В.Ж.Келле, говоря в своем выступлении о структуре марксистской социологии, также отметил, «что наряду с общесоциологической теорией — историческим материа­лизмом — она включает в себя специальные теории раз­личной степени общности. Социология как наука вклю­чает в себя также эмпирические исследования и поэтому социолог, на мой взгляд, должен разбираться не только в вопросах социологической теории, но и знать методику и технику конкретных социологических исследований, дол­жен уметь вести эти исследования» [101. С.35-36].

Необходимость выделения нескольких уровней социо­логического знания была признана и другими философа­ми и социологами. Так, А.М.Румянцев и Г.В.Осипов в своей статье, опубликованной в 1968 году в журнале «Во­просы философии», выделили следующие уровни:

«- общая социологическая теория, то есть историчес­кий материализм, исследует наиболее общие законы ста­новления, развития и смены общественно-экономичес­кой формации, то есть наиболее общие законы общества;

- теория социальной структуры общества. На этом уровне исследуются законы взаимодействия и функцио­нирования различных социальных систем и организмов в рамках данной социальной структуры;

- теория различных социальных систем занимается специфическими закономерностями функционирования отдельных сторон и явлений социальной жизни (социоло­гия семьи, социология труда, социология города, социо­логия деревни и т.д.);

- эмпирический уровень — исследование социальных фактов и их научная систематизация.

Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение» [213. С.7).

В конечном итоге в конце 70-х — начале 80-х годов среди ученых нашей страны значительное распростране­ние получила трехуровневая концепция структуры социо­логии:

- общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методо­логической основой всего обществознания;

- частные социологические теории (они рассматрива­лись как разделы научного коммунизма, также считающе­гося философской наукой);

- конкретные социологические исследования, высту­пали в качестве прикладного инструментария сбора эмпи­рической информации.

Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское зна­ние: социологическим исследованиям дали право граж­данства, а социологии как самостоятельной науке — нет.

Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частносоциологических теорий, а они, в свою очередь, опира­лись на обобщение социальных фактов. Конкретные со­циологические исследования отождествлялись с социоло­гическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под социологом стали понимать человека, «бегающего с анкетами». Хотя разработанная концепция и способство­вала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социо­логии.

В настоящее время социология полностью и оконча­тельно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая тео­рия, специальные (частные) социологические теории и кон­кретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выпол­нять функции социологии как науки. Общая социологи­ческая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологичес­кого знания, а конкретные (эмпирические) социологи­ческие исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим соци­ологическим исследованиям.

Общая социологическая теория (теоретическая социо­логия). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Тео­рия и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социо­логия рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения раз­ных социальных явлений и процессов, которые в даль­нейшем находят свою конкретизацию на уровне специ­альных социологических теорий. Ценность общей социо­логической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и про­цессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их гене­зис, структуру и функции.

Традиционно общая социология развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального разви­тия (теорию изменения). Первая исследует составные эле­менты и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория стратификации, которая изучает явления внутреннего единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория измене­ний, состоит из теории социального прогресса и различ­ных концепций, изучающих регресс[43]. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футуро­логов. В нашей стране также начинает разрабатываться футурологическое[44] направление. Например, разрабатыва­ется модель «рецидивирующей модернизации». Ее осно­ватели-социологи считают, что процесс обновления, из­менения и прогресса допускает возможность некоторых отступлений и откатов назад.

В общей социологической теории недавно появилось еще два новых раздела. Это теория социального поведения индивидов, которая изучает зависимость между социаль­ной ситуацией и реакцией индивида на нее, стереотипы поведения людей. И теория поведения общностей, она выясняет общие закономерности поведения больших масс людей (толпы) в период внезапных и острых кризи­сов. Данная теория является очень важной для предвиде­ния поведения в области политики, экономики и т.д.

Теоретическая социология занимается также и разра­боткой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная социология. Вот основные категории, которыми опериру­ет социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, со­циальные институты и т.п.

Общесоциологические теории необходимы для осу­ществления системно-структурного анализа общества, благодаря им можно выделить основные элементы обще­ственных систем и раскрыть их функциональную роль. Но не это является главным. Как в свое время писал Г.В.Плеханов, главная и более важная задача заключается в том, чтобы показать, как сухой скелет общесоциологи­ческих категорий покрывается «живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм» [цит. по: 190. С.22].

Надо отметить, что до недавнего времени теоретичес­кая социология в советской литературе отождествлялась с историческим материализмом, который трактовался как теория взаимодействия сфер общественной жизни. В на­стоящее время появились новые подходы.

Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, кото­рые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, националь­ные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и обществен­ной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.

Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаи­мосвязей данной предметной области (то есть сферы об­щественной жизни, процесса) с целостностью обществен­ной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.

Специфику частных социологических теорий состав­ляет не только то, что они изучают частные, а не общие социальные явления, а также и то, что их внимание сосредоточивается на элементах социальной системы, ко­торые непосредственно связаны главным образом с чело­веком.

Предмет специальных социологических теорий — от­носительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функ­ционирования и развития.

Специальные социологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения.

Каждая специальная теория изучает какую-то относи­тельно автономную сферу общественной жизни, законо­мерности и тенденции их развития, механизмы действия.

Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функциониро­вания. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:

1. Специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные тео­рии, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — со­циологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.

2. Специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересече­нии социологии и политики появилась социология поли­тики, социологии и права — социология права и т.д.

3. Специальные социологические теории, изучающие социальную структуру общества, ее элементы и взаимо­действие между ними, Т.е. изучающие различные соци­альные общности. Это, например, социология деревни, социология социальных групп и др.

4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.

5. Специальные социологические теории, главное вни­мание которых направлено на исследование отклоняюще­гося поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения [254. С.29].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 822 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.