Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым влиянием продолжали пользоваться вожди реформаторского движения 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд добиться свержения маньчжурской деспотии и деятели революционного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ряда попыток организовать восстания, закончившихся неудачей, революционеры попытались объединить усилия нескольких революционных организаций, сложившихся в южных провинциях Китая в начале XX в. Помимо «Союза возрождения Китая», в котором ведущая роль принадлежала Сунь Ятсену, наиболее крупными были организации, действовавшие в провинциях Хунань, Чжэцзян и Цзянсу. В Хунани во главе «Союза китайского возрождения» (Хуасинхуэй) стоял Хуан Син (1874—1916), происходивший из семьи школьного учителя, мужественный человек и талантливый организатор. Хуан Сину предстояло сыграть выдающуюся роль в качестве военного руководителя революционеров. В Чжэцзяне во главе «Союза возрождения славы Китая» (Гуанфухуэй) стоял видный интеллектуал Чжан Бинлинь (1868—1936).
Летом 1905 г. в Японии на основе объединения революционных организаций, крупнейшей из которых являлся, конечно, «Союз возрождения Китая», был образован «Китайский революционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). В основу программы этой организации были положены «три народных принципа», сформулированные Сунь Ятсеном и пропагандировавшиеся на страницах печатного органа лиги — журнала «Минь бао» (Народная газета). «Три народных принципа» — это национализм, демократизм и народное благоденствие. Под национализмом в этот период Сунь Ятсен разумел свержение инородной по своему происхождению правящей династии и возвращение к китайскому правлению. Демократизм подразумевал установление в Китае демократической республики. И, наконец, народное благоденствие означало решение аграрного вопроса путем установления системы единого государственного налога на землю в зависимости от ее рыночной цены, что, по мысли Сунь Ятсена, должно было привести к мобилизации дифференциальной ренты в руках государства, должного обратить ее на благо всего общества. Сунь Ятсен полагал, что эта система позволит постепенно решить историческую задачу — дать землю тем, кто ее обрабатывает, и тем самым закрыть дорогу капиталистическому развитию Китая.
Несмотря на то что программа революционеров была направлена на освобождение от маньчжурского владычества, а сами революционеры в достижении этой цели рассчитывали на помощь со стороны западных держав, в сущности, это была именно доктрина китайского национализма, стремившегося, как отмечено выше, соединить восстановление суверенитета Китая с идеями модернизации общества. Публикации на страницах «Минь бао», вдохновленные справедливым протестом против полуколониальной зависимости, в которую Китай был поставлен Западом, подтверждали это.
В борьбе за достижение намеченных целей «Объединенный союз» использовал примерно ту же тактику, что и «Союз возрождения Китая». «Объединенный союз» не ставил перед собой задачу организации массового народного движения, его участники полагали, что китайское общество уже достаточно подготовлено к тому, чтобы объединиться под лозунгом свержения правящей маньчжурской династии. Остается лишь подготовить революционный взрыв в одном из районов Китая, и это вызовет общенациональное выступление против цинской деспотии. По этой причине участники «Объединенного союза» сосредоточились на подготовке антиправительственных выступлений, стремясь, как и прежде, привлечь к этому тайные общества. Особое внимание уделялось пропагандистской работе среди солдат и офицеров китайской новой армии, главным образом тех ее частей, которые в большей степени были подготовлены к восприятию революционных идей.
Впоследствии Сунь Ятсен говорил, что свержению маньчжурской династии предшествовали 10 неудачных попыток революционных выступлений, предпринятых им и его сторонниками. После образования «Объединенного союза» его члены организовали восемь восстаний, в основном в южных провинциях Китая, закончившихся поражением. Видную роль в их организации и проведении играл Хуан Син, однако в некоторых выступлениях непосредственно участвовал сам Сунь Ятсен. Во время шестого по счету восстания в Южной Гуанси (декабрь 1907 г.) он под пулями шел во главе шеренги революционеров, штурмовавших укрепления г. Чжэнань-гуань, захват которого открывал путь в глубь провинции. Однако и на этот раз революционеров постигла неудача.
Наиболее мощным и хорошо подготовленным было выступление в Гуанчжоу весной 1911 г. В нем приняли участие более 800 боевиков, объединенных в отряд «презревших смерть». Во главе, как всегда, стоял мужественный Хуан Син, прибывший в Гуанчжоу в конце апреля. План, как и во время первого выступления «Союза возрождения Китая» в 1895 г., состоял в захвате отрядами боевиков правительственных учреждений и провозглашении революционной власти. Однако незадолго до намеченной даты восстания террорист-одиночка по собственной инициативе совершил покушение на командующего маньчжурскими войсками, и наместник распорядился ввести дополнительные меры предосторожности. Прибывшие в Гуанчжоу суда тщательно обыскивались, а у солдат «новых войск», которых не без оснований подозревали в революционных настроениях, отбирали патроны и холодное оружие. Несмотря на то что часть отрядов не смогла прибыть в город, 27 апреля восстание началось. Хуан Син во главе отряда бойцов атаковал и с боем взял резиденцию наместника. Однако после этого революционерам пришлось вступить в кровопролитный бой с подоспевшим крупным отрядом правительственных войск. Столкновения продолжались до глубокой ночи, Хуан Син был ранен в руку, революционерам пришлось отступить. Переждав несколько дней на конспиративной квартире, Хуан Син бежал в Гонконг. «Объединенный союз» потерял в этом выступлении 72 человека. Несмотря на поражение восстания в Гуанчжоу, известие о нем широко распространилось в Китае, и это выступление сыграло свою роль в нарастании антиманьчжурских и революционных настроений.
Первая половина 1911 г. прошла под знаком углублявшегося общественного кризиса, ярким проявлением которого было движение «В защиту железных дорог». В мае 1911 г. пекинское правительство приняло решение о национализации строившихся железнодорожных магистралей, соединявших Ханькоу (пров. Хубэй) с провинциями Сычуань и Гуандун. В результате этого решения пострадали китайские держатели акций, уже вложившие средства в это предприятие. Объявив о национализации, цинское правительство одновременно договорилось о займе у консорциума, предоставленного капиталами западных держав (Англия, Франция, Германия, США). Таким образом власти рассчитывали поправить свое финансовое положение. Одновременно это означало фактическую передачу контроля над этим крупнейшим проектом в области национального предпринимательства иностранцам.
Действия пекинского правительства вызвали взрыв негодования предпринимательских кругов провинций, участвовавших в осуществлении этого проекта. В особенности пострадали вкладчики Сычуани, совещательный комитет по подготовке конституции которой возглавил движение протеста против решения правительства. Осенью 1911 г. оно переросло в вооруженные стычки с правительственными войсками, которые цинские войска уже не смогли подавить.
Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение китайской республики (1911-1918)