Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Попытки проведения реформ и приход к власти Ли Сонге




 

Первым, кто попытался реформировать управление страной и в первую очередь чиновничью систему, был государь Чхунсон- ван, взо­шедший на престол в возрасте 23 лет в 1298 г. Однако из-за своих намерений он не смог сохранить власть: в том же году при поддерж­ке консервативных сил и не без вмешательства Юань на троне был снова восстановлен король Чхуннёль- ван, правивший до 1308 г. Чхунсон- ван был вынужден отправиться в столицу Юань, где провел по­чти 10 лет, пока снова, вернувшись в Коре, не был возведен на трон в 1308 г. Чхунсон- ван правил всего пять лет, в продолжение которых хотя и пытался реализовать юношеские мечты, однако не получил поддержки при дворе, отчасти из-за того, что слишком долгое время провел у монголов. Тем не менее он смог внести заметный вклад в развитие традиционных наук.

Только государю Чхунмог- вану (1344-1348) удалось осуществить попытку первых практических шагов на пути реформ, несмотря на то, что он был возведен на трон в возрасте 8 лет. К тому времени зло­употребления в системе землепользования и непорядки в управлении страной достигли такой степени, что не только отдельные сановники Коре, такие, как Ли Чжэхён (1287-1367), настаивали на реформах, но и в монгольском Китае идея реформ получила поддержку. Поэтому уже в первые годы правления при дворе Чхунмог- вана предприня­ли попытку возрождения системы выдачи полей за службу, как это практиковалось в начале Корё. Но такие поля называли уже не чонсиква, а иначе — нокквачжон, что значит «поля по категориям [чинов­ников] в качестве жалованья», что в принципе схоже по содержанию с чонсиква. Из-за противодействия консервативных сил, и прежде все­го — незаконных владельцев частных полей, попытка реформы про­валилась. Тогда снова под давлением Юань в 1347 г. при дворе было учреждено особое ведомство- Чончхи тогам («Ведомство для при­ведения в порядок управления [страной]»), в которое было назначено около 40 человек. Ведомство с еще большим усердием, чем раньше, принялось за инспекцию всех земельных угодий страны. Однако из-за злоупотреблений отдельных чиновников Чончхи тогам деятельность его была приостановлена, а в 1349 г. ведомство распустили. Очевидно, к этому времени не сложились объективные условия для успешного проведения реформ.

Поворотным в реформировании системы землепользования и го­сударственного устройства в целом стало правление государя Конмин- вана (1351-1374). Возможно, не последнюю роль в этом процессе сыграло положение в соседнем Китае, где в 1368 г. на юге к власти пришла новая китайская династия, провозгласившая создание ново­го государства Мин (1368-1644) и положившая конец монгольскому правлению в Китае. Не случайно именно в 1369-1371 гг. Конмин- ван снарядил три военных похода против монголов на полуостров Ляодун.

В правление Конмин- вана в Корё значительно усилились пози­ции конфуцианства. Кукчагам — придворное ведомство, занимавше­еся образованием (дословно — «Управление сынов государства»), бы­ло переименовано в Сонгюнгван (условный перевод названия — «Ака­демия Успешного достижения Равновесия»), обычно называемую в литературе «конфуцианской академией»[143]. Одновременно по всей стране стала разворачиваться критика буддизма, во многом связанная с тем, что буддийские монастыри к тому времени владели огромными площадями земли, неподконтрольными государству, что отрицатель­но сказывалось на всей экономике страны.

Одновременно все активнее разворачивалось движение за равноправие гражданских и военных чиновников. На протяжении многих столетий военное сословие по положению считалось ниже граждан­ского. Военные чиновники, имевшие одинаковый ранг с граждански­ми, обычно получали меньшее вознаграждение за службу. Необходи­мость организации военных походов для окончательного освобожде­ния от монгольской зависимости объективно способствовала усиле­нию влияния военных. Именно это стало одним из факторов, позво­ливших военачальнику Ли Сонге (1335-1408) стать основателем новой корейской династии.

Именно в годы правления Конмин- вана новое сословие садэбу все громче заявляло о необходимости учета и перераспределения земель между находящимися на службе чиновниками, возврата земли из незаконной частной собственности в государственную, о восстанов­лении «старой» системы должностей начала эпохи Корё, когда чи­новники назначались «в соответствии со способностями».

Ослабление монгольской власти в Китае, в особенности под уда­рами активно развернувшегося с 1351 г. (года восшествия на престол Конмин- вана) народного движения в Китае, позволило Конмин- вану проводить политику, направленную на усиление собственной королев­ской власти и избавление от монгольского господства. Сразу после восшествия на престол он создал ведомство для учета и перераспре­деления полей — Чонмин тогам. В 1364 г. под давлением монголов реформы системы землепользования были приостановлены. Однако с 1365 г. при помощи буддийского монаха Синдона, привлеченного Конмин- ваном на службу, процесс реформирования в Коре возобновился. Биография Синдона (?-1371) весьма показательна, поскольку очень хорошо характеризует трагическое время конца эпохи Коре с постоянной сменой власти, дворцовыми переворотами, убийствами.

По рождению Синдон был ноби («рабом») в буддийском монасты­ре Окчхонса. Его мать была ноби в том же монастыре, а отец, по слухам, — высокопоставленным сановником. Происхождение Синдона формально не позволяло ему стать полноправным буддийским мо­нахом. Однако его желание стать монахом было настолько велико, что, вопреки существующим порядкам, он удалился далеко в горы и там вел монашескую жизнь. Несмотря на замкнутый образ жизни, способности Синдона стали известны при дворе, и в 1358 г. он был представлен Конмин- вану сановником Ким Вонмёном. С этого мо­мента в жизни Синдона наступили большие перемены. Он стал жить при дворе. Конмин- ван своим указом снял с Синдона его «подлое» происхождение и присвоил титул чхонгангоса, что значит «чистый живущий в праздности ученый»[144].

С 1365 г. Конмин- ван решил привлечь Синдона к делам управле­ния, с тем чтобы избавиться от влияния консервативных граждан­ских сановников, принадлежавших к старой аристократии. При уча­стии Синдона были изданы указы: о возвращении незаконно изъятой земли и ноби прежним хозяевам; о возвращении статуса «доброго люда» янин тем, кого незаконно обратили в ноби; об отмене кате­гории так называемых «свободных чиновников» халлянгван, т.е. не имевших конкретной должности, но получавших небольшое жалова­нье или поля для сбора налогов в качестве жалованья; об укрепле­нии значимости конфуцианской академии Сонгюнгван; об усилении роли государственных экзаменов при назначении на государственные должности и др.

На первых порах реформы, начавшие проводиться с участием Син­дона, получили поддержку военных во главе с видным военачальни­ком Чхве Ёном (1316-1388), поскольку они способствовали укрепле­нию их положения. Однако по мере реализации королевских указов сила и власть самого Синдона увеличилась настолько, что со време­нем он стал пользоваться почти теми же почестями при дворе, что и сам король. Дело дошло до того, что Синдон вместо Конмин- вана принимал сановников на утренней аудиенции ив Китае стал известен в качестве «короля по власти».

В своих реформах Синдон опирался не только на военных. Имен­но благодаря его усилиям возросла значимость конфуцианской ака­демии Сонгюнгван [145], именно при нем большое влияние при дворе получили молодые гражданские чиновники, которых в современной историографии даже стали называть «партией реформаторов»: Чон Дочжон (?-1398), Квон Гын (1352-1409), Ли Сунин (1349-1392), Чо Чжун (?-1405). Поэтому на первых порах реформы Синдона имели успех. Король Конмин- ван, долгое время не имевший реальной власти при дворе, снова начал непосредственно участвовать в делах управ­ления. Власть старого гражданского сословия оказалась под угрозой, и в 1370 г. возглавившая оппозицию королева-мать и ее сторонники захватили Синдона, выслали его в Сувон и в следующем году каз­нили. Королева-мать опасалась того, что сам Синдон желал большей власти. В 1369 г. он подготовил текст указа о реформе управления страной, согласно которой должен был стать губернатором пяти ос­новных провинций Коре.

После казни Синдона старое гражданское сословие укрепило свои позиции при дворе. Однако и вновь выдвинувшиеся представители сословия садэбу, такие, как Чон Дочжон, Чон Мончжу (1337-1392), сохранили свое влияние. Противостояние между реформаторами и старой аристократией продолжалось. Конмин- ван, пытаясь бороться со злоупотреблениями отдельных придворных, был убит в результате заговора Чхве Мансэна в 9-й месяц 1374 г.

В последний год правления следующего короля, У- вана (1374-1388), баланс сил окончательно сместился в пользу реформаторов. Однако поначалу власть при дворе захватили представители старой аристократии во главе с Ли Инимом (?-1388)[146]. Он и возвел на пре­стол нового короля, которому было всего десять лет. В годы прав­ления У- вана имел место возврат к дореформенному положению не только во внутренней, но и внешней политике. Ли Иним восстано­вил отношения с монгольской «династией» Юань, еще сохранявшей власть в Северном Китае. При нем ухудшились отношения с минским Китаем, фактически прекратившиеся в период с 1374 по 1386 г.

В 1388 г. новое китайское государство Мин как «наследник» Юань предъявило претензии на северо-восточные территории Корё (бывшее монгольское наместничество Сеансов), отвоеванные корейцами у мон­голов еще в 1356 г. К этому времени государь У- ван уже перестал быть игрушкой в руках придворной группировки Ли Инима. Вместе с полководцем Чхве Ёном (1316-1388) он решил избавиться от нее. В 1388 г. Ли Иним и его сторонники были взяты под стражу. Ли Иним умер в том же 1388 г. А У- ван и Чхве Ён решили снарядить поход на северо-восток, чтобы не позволить минским войскам отнять корёские земли. Они также планировали отправить войска на полуостров Ляо-дун, который раньше принадлежал Когурё и где проживало много выходцев с Корейского полуострова, чтобы попытаться присоединить эти земли к Корё.

Корейские войска, возглавлявшиеся самим государем У- ваном и полководцем Чхве Ёном, выступили в поход на Ляодун в 4-й месяц 1388 г. Вторым лицом в армии Коре был полководец Ли Сонге. Дойдя вместе со всеми до реки Амноккан и благополучно заняв остров Ви-хвадо в устье реки, Ли Сонге объявил о том, что намерен прекратить поход против Китая, объяснив это затяжными дождями и невозмож­ностью продвигаться далее (а на деле представляя ту группировку придворных, которые не желали портить отношения с минским Ки­таем). Во главе части войск вместе с поддержавшими его другими во­еначальниками, такими, как Чо Минсу (?-1390), он первым вернулся в столичный город Кэгён. У- ван и Чхве Ён последовали за Ли Сон­ге. Однако тот, имея множество сторонников в столице, фактически захватил власть в стране. Он объявил о взятии под стражу Чхве Ёна и о низвержении У- вана, который был отправлен в ссылку сначала на остров Канхвадо, а затем на восточное побережье Кореи в город Каннын, где вскоре был казнен.

Формальной причиной отстранения короля от власти было то, что У- ван «не принадлежал к королевской семье». Действительно, в «Ис­тории Коре» («Корёса») сказано, что будто бы У- ван был сыном буд­дийского монаха Синдона, а значит формально относился к категории ноби, т. е. был человеком «подлого» сословия. (Современные исследо­ватели говорят о том, что У- ван скорее всего был приемным или по­бочным сыном государя Конмин- вана.) Тем не менее на престол Ли Сонге временно возвел семилетнего сына У- вана — Чхан- вана, объ­явив себя регентом. В 1389 г., найдя подходящего представителя ко­ролевского рода Ванов (потомков Ван Гона), он возвел на престол нового короля. Последний государь Коре — Конъян- ван находился на троне около трех полных лет, с 1389 по 1392 г.

Фактически власть в стране стала принадлежать придворной группировке Ли Сонге, выражавшей интересы нового сословия садэбу. Поэтому Ли Сонге вместе с упоминавшейся «партией реформаторов» приступил к активному проведению реформ, указы о которых, есте­ственно, исходили от имени Конъян- вана.

Прежде всего была реформирована система полей. В 1391 г. был издан указ о квачжонпоп, или «законе о полях по категориям [чи­новников]». Согласно этому закону всем находившимся на государ­ственной службе давалось временное право сбора налогов с полей в качестве вознаграждения. Количество полей определялось в зависи­мости от ранга. Максимальный размер полей составлял 150 кёлъ, ми­нимальный —10 кёлъ. Для провинциальных мелких чиновников бы­ли учреждены так называемые «поля для военных», или кунчжон. Размеры кунчжон колебались от 10 до 5 кёлъ, и раздавались такие поля не только военным, но и гражданским чиновникам. «Свобод­ные чиновники» — халлянгвап, не имевшие конкретных обязанностей, лишились своих прежних владений. С другой стороны, сохранилась категория полей за заслуги перед государством — конымчжон, которые давались пожизненно и с правом передачи по наследству. Почто­вые станции, паромные переправы, находящиеся на поселении воен­ные гарнизоны и буддийские монастыри — все получали определенное количество полей. Незаконно присвоенные монастырями земли воз­вращались в казну.

Для реализации земельной реформы при дворе было учреждено особое «Управление выдачи полей» — Кыпчон тогам. Фактически ре­форма не вносила почти ничего принципиально нового, по сравнению с тем, что было в начале эпохи Коре. Суть реформы состояла в пере­учете земель и их новом распределении, в полной мере охватывавшем и новое служилое сословие садэбу, Особое отличие земельной рефор­мы Конъян- вана — Ли Сонге состояло в том, что впервые строго огра­ничивалось количество взимаемого налога с единицы площади кёлъ — не более 30 ту[147]. Таким образом, был положен конец неограниченно­му налогообложению крестьянства, практиковавшемуся в конце Ко­рё, когда у одного поля по документам было по 7-8 хозяев, а налоги собирались по нескольку раз в год. Поэтому не только среднее и мел­кое чиновничество, но и крестьянство поддержало новую земельную реформу.

Таким образом, создавалась экономическая основа для смены вла­сти, для установления новой династии, тем более, что в соседнем Ки­тае монгольская «династия» Юань была свергнута китайской дина­стией, провозгласившей создание государства Мин. А поскольку Ко­рё в течение более чем ста лет было связано с монголами кровными узами (так что с конца XIII в. каждый корейский наследный принц имел монгольское имя), испытывала сильнейшее монгольское влия­ние и проводила промонгольскую политику, то в контексте событий, происходивших как в соседнем Китае, так и в самой Корее, вопрос о смене династии Ванов, правившей в Корё, не был чем-то неесте­ственным. Наибольшей поддержкой среди придворных, настроенных оппозиционно по отношению к старой династии, пользовался полко­водец Ли Сонге.

Ли Сонге (1335-1408) был выходцем из северо-восточной части Ко­реи, находившейся до 1356 г. в составе империи Юань в качестве мон­гольского наместничества Ссансон. Несмотря на то, что предки Ли Сонге одно время занимали довольно высокие посты в Юань, его отец Ли Чжачхун, будучи притесняемым монголами, сам пришел ко дво­ру государя Конмин- вана и предложил помощь в борьбе с монголами за возвращение северо-восточных земель Кореи. Благодаря заслугам отца, Ли Сонге получил возможность рано начать продвижение по служебной лестнице как военный сановник. Его личные подвиги в сражениях с монголами и японскими пиратами, мудрая политика в отношении нового служилого сословия садэбу обеспечили ему под­держку как военных, так и гражданских сановников.

Однако были в Корё и противники идеи смены династии, лидером которых выступал конфуцианец Чон Мончжу (1337-1392). Поначалу Чон Мончжу был достаточно близок с Ли Сонге, также поддержи­вал идею установления тесных отношений с новым китайским госу­дарством Мин и являлся противником Северной Юань, за что даже был отправлен в ссылку Ли Инимом. Вместе с Ли Сонге Чон Мон­чжу участвовал в походах против японских пиратов и способствовал возведению на трон Конъян- вана. Его конфликт с Ли Сонге начался тогда, когда Чо Чжун, Чон Дочжон и другие представители «партии реформаторов» предложили провозгласить новую династию, основа­телем которой выступил бы Ли Сонге. Как истинный конфуцианец, полный идеями самоотверженного служения государю, он не мог со­гласиться с планом насильственной смены династии. Поэтому пятый сын Ли Сонге (ставший впоследствии третьим государем династии Ли — Тхэчжоном), Ли Банвон, приказал служившему у него гостю [148] Чо Ёнгю убить Чон Мончжу. Вслед за этим в 17-й день 7-го месяца 1392 г. Ли Сонге был провозглашен правителем новой династии и по­лучил впоследствии храмовое имя Тхэчжо (1392-1398), имя, которое получали основатели новых династий императорского Китая, и кото­рое имел основатель династии Коре Ван Гон. Тем самым потомки Ли Сонге заявили о новом, более высоком положении Кореи в известном им мире с формальным центром в Китае.

В первый год своего правления Ли Сонге еще сохранял старое название страны — Корё. Однако уже в следующем, 1393 г. Корея по­лучила новое название — Чосон[149], такое, какое имело самое древнее государство, существовавшее на Корейском полуострове и основан­ное легендарным Тангуном. Новое название государства приближа­ло историю Кореи по длительности к истории Китая. В Пхеньяне был выстроен храм Тангуну, в котором стали совершаться церемо­нии кормления его духа. В 1394 г. столицу страны перенесли к югу в город Ханъян, который переименовали в Хансон («Крепость на реке Ханган»), или в разговорной речи — Сеул, что значит «столица».

Так началась история последней королевской династии Кореи, ко­торая правила более 500 лет, в конце своего правления провозгласила Корею империей, но вместе с тем позволила ей потерять свою неза­висимость и стать японской колонией.

Глава 7. КОРЕЯ В XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 446 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.023 с.