Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научно-технические достижения Корё




 

Одним из важнейших достижений культуры Кореи Х-ХIV вв. стало кни­гопечатание. Печатание с досок, или ксилографию, в Корее начали исполь­зовать еще в VIII в. В эпоху Коре кни­гопечатание достигло особого расцве­та. В 1011-1090 гг. для полного изда­ния текста «Большого свода священ­ных буддийских писаний» («Тэчжангён»), насчитывающего б тыс. томов, было вырезано 80 тыс. деревянных досок, получивших особое корейское название — «Пхальман тэчжангён». Они сохранились до наших дней и находятся в буддийском храме Хэин-са на юге Кореи (провинция Южная Кёнсан). После того, как в 1232 г. тек­сты «Пхалъман тэчжангён» сгоре­ли во время монгольского нашествия, свод был напечатан еще раз. Молва о высоком уровне развития книгопечатания в Корё дошла до Китая, и в 1091 г. 5 тыс. томов книг на китайском языке, изданных в Корее, были отправлены в сунский Китай.

Каким образом делались отпечатки с досок[132]? Как правило, де­ревянная доска для печати — мокпхан с каждой стороны содержала по две страницы текста, вырезанные «наоборот», т.е. всего четыре страницы. С двух торцевых сторон к ксилографической доске при­креплялись бортики — магури, выступавшие над ее верхней и нижней поверхностями. Доски для печатания обычно хранились в особых па­вильонах, сложенные друг на друга в большие стопки. Наличие магури обеспечивало хорошую вентиляцию и лучшую сохранность досок, облегчало процесс печати.

Перед началом печати каждую доску обычно прочищали специ­альной щеткой. Иногда доску также предварительно увлажняли. Од­новременно нарезали бумагу для печатания размером с развернутый лист книги. Для печати требовались три или, по крайней мере, два человека. После смазывания доски тушью один или два человека на­тягивали чистый лист бумаги над доской, прижимая его кончики к бортикам магури. Третий человек особой растиркой в виде мешоч­ка, заполненного шелухой злаковых растений, растирал лист бумаги до появления на нем четкого отпечатка. Нередко первый отпечаток с доски мог быть не очень хорошего качества, поэтому с одной доски печатали несколько экземпляров. Тушь, хранящуюся в виде твердых брусков, растирали непосредственно перед печатанием, иногда добав­ляя в воду яичный белок или порошки из сухих трав для лучшей сохранности книги или для того, чтобы от нее исходил приятный аро­мат. Готовые отпечатки просушивали, подрезали точно по размеру будущей книги и сшивали, складывая каждый лист пополам, текстом наружу.

Необходимость изготовления особых досок для каждой новой кни­ги делала процесс книгопечатания весьма долгим и дорогостоящим. Поэтому на Дальнем Востоке довольно рано пришли к идее необходи­мости создания подвижного шрифта. Иными словами, на стандартной ксилографической доске вместо иероглифов стали вырезать ячейки, куда можно было бы вставлять необходимые для каждого конкрет­ного текста отдельно изготовленные формы с иероглифами. Первое упоминание об использовании корейцами подвижного металлическо­го шрифта относится к 1234-1241 гг. Кроме того, считается, что пер­вая попытка использования деревянного подвижного шрифта имела место в Корё в 1101-1122 гг. В корейской исторической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что корейцы первыми изобрели и начали использовать подвижный металлический шрифт[133]. В XIII и XIV вв. в Корее еще не раз прибегали к технике печатания с досок, набранных подвижным металлическим шрифтом, например, для издания в 1234-1240 гг. «Подробных записей о ритуа­лах древности и современности» («Санчжон когым емун»), автором которых был Чхве Юный[134].

Коре также было известно качеством и разнообразием сортов из­готавливаемой бумаги, среди которых была особая бумага из коры бумажного дерева, бумага с золотым песком и т. п.

К категории технических до­стижений относят знаменитую корёскую светло-зеленую керамику селадон, о которой можно гово­рить с точки зрения достижений ре­месла и художественного искусства. Характерными чертами корёского селадона являются его особый зеле­новатый цвет, напоминающий цвет полудрагоценного камня нефрита. Максимального расцвета искусство изготовления селадона достигло в 1120-1190-е годы.

Для достижения характерного зеленоватого цвета в глазурь до­бавлялся металлический порошок, а также другие особые компонен­ты, составлявшие секрет мастеров. Для обжига такой керамики тре­бовались особые печи кама. Пе­чи представляли собой узкие каме­ры длиной более 40 м и шириной порядка 1 м. Печи строились на склонах холмов, так, чтобы перепад между нижней и верхней частями печи составлял около 7 м. Через каждые 2,2-2.3 м в камере строились перегородки с отверстиями для горячего воздуха. В конце печи имелась труба. Пол покрывался песком. Для обжига керамики требовалось поддержание температуры порядка 1150-1200 градусов.

Помимо разного рода сосудов, ваз, тарелок, мисок, чайников, плошек в технике селадона изготав­ливались статуэтки таких живот­ных, как лев, дракон, черепаха, ут­ка, обезьяна, голубь. Чаще всего статуэтки были лишь составной ча­стью керамических изделий — руч­ками крышек или печатей. Ино­гда сосуды повторяли форму лото­са или напоминали изделия из бам­бука. Выделяют четыре основных типа узоров, встречающихся в корёской зеленоватой керамике села­дон: «журавль в белых облаках», «утки или журавли, резвящиеся на берегу водоема с ивами», различ­ные цветы и цветочные узоры, за­рисовки из жизни людей. Фигурки животных и изображения на стен­ках сосудов часто имели значение благопожеланий, которые должны были способствовать более счаст­ливой жизни хозяина предмета.

Производство оружия также относят к категории технических достижений Корё. Корёсцы активно использовали пороховое ору­жие — пушки, стрелявшие каменными зарядами. Корёские арбалеты отличались особой дальностью полета стрелы.

Развивалось в Корё и кораблестроение. Корабли были доста­точно большими по размерам, имея длину до 28 м. На боевых судах в носовой части устанавливался особый рог для протаранивания вра­жеских судов. Также на носу корабля могли водружать изображение головы дракона — повелителя водной стихии. Считается, что на корёских судах до Японии можно было доплыть за один световой день, а до Китая — за три дня.

Во времена эпохи Корё продолжала развиваться астрономия. При дворе учреждались специальные ведомства, в задачу которых входило наблюдение за небесными явлениями. В разные периоды они имели различные названия: Тхэбоккам, Тхэсагук, Соунгван. Наблю­дение за небом преследовало три цели: решение практических задач, связанных с летоисчислением; попытка определения «воли Неба», согласно которой должны были происходить все основные изменения в жизни на земле; практические задачи изучения метеорологических явлений. Главная обсерватория страны находилась недалеко от сто­личного города Кэгён. Корёсцы не только наблюдали и предсказыва­ли солнечные и лунные затмения, но и могли обнаруживать солнеч­ные пятна. Имеется более десятка записей о наблюдении солнечных пятен в Коре. В 1343 г. придворный астроном Кан Бо издал справоч­ное сочинение по новой системе определения дат календаря — «Суси-рёк чхобоп гтсон», старейшее из сохранившихся до наших дней.

В Корё большое внимание уделялось медицине. При дворе были учреждены специальные ведомства, занимавшиеся изучением и ис­пользованием различных методов лечения (Тхэыйгам) и изготовлени­ем лекарств (Санъяккук). Конечно же, услугами этих ведомств поль­зовались исключительно представители высшего сословия. В 958 г., когда был объявлен королевский указ о введении государственных экзаменов на получение чиновничьей должности, одновременно тем же указом были учреждены особые экзамены для медиков. В свя­зи с этим также весьма интересен указ 989 г., вводивший обязатель­ное лечение для гражданских сановников выше 5-го и военных выше 4-го рангов. Корёские лекарства были хорошо известны за пределами страны. Многие из них изготавливались из местных лекарственных трав. В Коре было создано несколько трактатов по традиционной ме­дицине. Самый известный из них — изданное при дворе в годы прав­ления государя Кочжона (1213-1259) трехтомное сочинение «Спосо­бы быстрой помощи местными лекарствами» («Хянъяк кугыппан»). Трактат оказался настолько популярен, что был переиздан уже при новой династии Ли в 1417 г.

О развитии географии в Коре свидетельствует издание самых различных карт: «Карты Трех государств» — «Самгук чидо», «Кар­ты Индии» — «Индо чидо», «Карты Корё» — «Коре чидо». Карта Корё оказалась такой точной, что использовалась как основная карта Ко­реи на протяжении XV в.

§2. Издание исторических сочинений, литература, образование в Корё

 

В Корее, как и на всем Дальнем Востоке, истории традиционно уделялось особое внимание. Историописание находилось в ведении государства. В начале Корё вопросами историописания занималось Историческое ведомство — Сагван. Именно в этом ведомстве служил по совместительству в должности «наблюдателя по составлению ис­тории государства» (камсу кукса) знаменитый историк Ким Бусик, находившийся в то время на самых высших придворных постах. С 1308 г. ведомство Сагван неоднократно реформировалось, и названия его меняли то на Ведомство искусств, письмён и образцовой исто­рии — Емун Чхунчхугван [135] (1308 г.), то возвращали старое название Сагван (1362 г.), то снова давали сокращенное Чхунчхугван (1325, 1362 гг.). В результате за историческим ведомством закрепилось на­звание Чхунчхугван, которое сохранялось без изменений вплоть до 1894 г.

Историческое ведомство выполняло две основные задачи: сбор и фиксация фактов, связанных с текущими событиями, и издание ис­торических сочинений о прошлом. На основании ежедневных записей о деяниях короля, событиях, государственной политике, изменениях в должностной системе и многом другом составлялись так называе­мые «реальные записи», или по-корейски силлок — черновые анналы, на основании которых в будущем, после падения правящей династии, должны были составляться образцовые династийные истории чонса. Среди многих должностей, работавших в историческом ведомстве Коре, важнейшей была должность историка — сагван. Сагван имел исключительное право свободного доступа во все столичные и про­винциальные учреждения, право присутствовать на любых меропри­ятиях, быть свидетелем любых событий. Для того чтобы сагван мог фиксировать события объективно, никто не имел права заглядывать в его записи, даже сам король. Записи сагван, оформлявшиеся в виде силлок, писались по хронологическому принципу в нескольких экзем­плярах и хранились в особых исторических архивах — саго, располо­женных в удаленных друг от друга местах. Это делалось для того, чтобы уберечь силлок на случай войн, пожаров, стихийных бедствий. Основной состав исторического ведомства представляли так на­зываемые совмещенные должности, т. е. служащие других ведомств, которые были обязаны приносить в Чхунчхугван подробные записи о деятельности своих ведомств, а также связанных с ней государствен­ных делах. Таким образом достигалась полнота в изложении событий современности.

Кроме собирания и записи фактов, историческое ведомство Ко­ре занималось, как уже говорилось, изданием исторических сочине­ний. Помимо знаменитых «Исторических записей Трех государств» («Самгук саги», 1145 г.) Ким Бусика и «Достопамятных событий Трех государств» («Самгук юса», 1281 г.) монаха Ирена, в Коре было из­дано немало других значимых исторических сочинений, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Это и «Записи о древно­сти и современности» («Когымнок») Пак Илляна (?-1096), и «Записи о ритуалах, детально установленных в древности и ныне» («Когым санчжон немун»[136]) Чхве Юныя (1102-1162) в 50 томах, и «Всеобщие анналы» («Пхённён тхоннок») Ким Гваныя, и многие другие.

Система образования в Корё также достигла нового, более вы­сокого уровня. Еще в 930 г. в столице было основано высшее учебное заведение Кукхак для представителей высших сословий. В нем, поми­мо конфуцианских предметов, которые, говоря современным языком, можно было бы отнести к категории «администрирования», препода­вались медицина и астрономия, и вскоре были открыты самостоятель­ные медицинское и гадательное отделения.

К 992 г. система образования обрела более завершенный харак­тер. В ведении придворного управления по образованию Кукчагам (дословно — «Управление сынов государства») находились несколько столичных учебных заведений: Кукчахак (Высшая школа сынов госу­дарства), Тэхак (Высшая школа), Самунхак (Высшие школы у четы­рех [городских] ворот) и шесть высших школ по отраслям — права, ма­тематики, письма и т. п. В конце X в., к примеру, только в трех круп­нейших учебных заведениях Кукчахак, Тэхак, Самунхак обучалось по 300 человек в каждом. Однако к 1130 г. во всех учебных заведени­ях, подотчетных Кукчагам, насчитывалось всего лишь 200 студентов. Это отчасти объясняется тем, что к тому времени обучение и сдача экзаменов на некоторое время перестали быть необходимым услови­ем для того, чтобы утвердиться в обществе, так как должности стали покупаться и продаваться. Расширилось частное землевладение. По­этому для того чтобы жить в достатке, было совсем не обязательно служить королю.

Несмотря на сокращение числа обучающихся, система образова­ния в Коре продолжала совершенствоваться. Так, в 1109 г.[137] при Кук­чагам впервые открылось специальное отделение для профессиональ­ного обучения военного сословия.

С XII столетия в Коре стала развиваться система частных школ. Так, в 1053 г. высокопоставленный сановник Чхве Чхун (984-1068), оставив в возрасте 70 лет государственную службу, вернулся в род­ные места и основал там девять частных школ. Его заслуги в рас­пространении знаний были настолько велики, что он получил про­звище корейского Конфуция (Хэдон Кончжа). При династии Ли та­кие частные учебные заведения, имевшие алтарь в честь основателя, получили название совок, что значит «палата книг». Кроме частных школ, готовивших учащихся к сдаче государственных экзаменов, в де­ревнях стали создаваться начальные частные школы, получившие на­звание содан, т.е. «павильон книг». Государственные провинциальные начальные школы хянгё («местные школы»), подчинявшиеся Кукча­гам, известны в Корее со времени эпохи Корё. В каждом хянгё был алтарь для совершения церемонии кормления духа Конфуция. Буддийские монастыри также были центрами образования, не связанного со служебной карьерой.

Однако именно сдача государственных экзаменов на получение чи­новничьей должности являлась целью практически каждого молодого человека из высшего сословия. В Коре такие экзамены были введены королевским указом 958 г. Поначалу экзамены сдавались один раз в год. Позднее, когда число вакантных должностей сократилось, один раз в два-три года. Помимо общих вопросов, связанных со знанием конфуцианской классики, задавались и специальные вопросы по ме­дицине, гаданию (астрономии), законодательству. На листе с ответом на экзаменационный вопрос имя следовало написать так, чтобы его невозможно было прочесть экзаменатору. Это делалось для того, что­бы соблюсти правило отбора претендентов по способностям, а не по происхождению. При этом происхождение экзаменуемого полностью не игнорировалось: вместе с именем всегда следовало указывать ме­сто происхождения рода и имена прямых предков по мужской линии вплоть до четвертого колена. «Подлый люд» (чхонмин), музыкан­ты, ремесленники или же совершившие преступление, нарушившие нормы морали, а также их сыновья и внуки до сдачи экзаменов не допускались.

Период Корё ознаменовался значительным вкладом в развитие ко­рейской литературы, в особенности поэзии. Самым известным корёским поэтом, чьи произведения сохранились до наших дней, был Ли Гюбо (1168-1241). Одно из самых выдающихся его произведений — поэма о мифическом основателе государства Когурё — «Сказание о Тонмёнване» («Тонмёнван пхён»)[138]. Ученый и поэт конца эпохи Ко­рё—Ли Сынхю (1224-1300) составил знаменитую поэму «Рифмован­ные записи о королях и императорах» («Чеван унги», 1287 г.), где в стихах обрисовывал самые важные моменты истории Китая и Кореи. Несмотря на то, что в Х-ХIV вв. корейские литераторы писали на ки­тайском языке, в их произведениях находило отражение своеобразие культуры Корё.

До наших дней сохранились корёские народные песни в жанре каё («песни») или согъё («народные песни»), поскольку в свое время они были записаны по-корейски китайскими иероглифами способом иду [139], или в переводе на китайский язык.

Сочинение буддийского монаха Ирена «Достопамятные события Трех государств» («Самгук юса»), по поводу которого в научной ли­тературе ведутся споры, является ли оно историческим сочинением, или относится к категории художественной литературы, независимо от того, как решается поставленный вопрос, несомненно, является вы­дающимся литературным произведением периода Коре.

Буддизм был господствующей религией Коре. Нередко в истори­ческой литературе можно даже встретить определение буддизма как государственной религии Кореи Х-ХIV вв. Поэтому выдающиеся буд­дийские мыслители оставили после себя богатое литературное и ду­ховное наследие. В начале XX столетия был обнаружен трактат буд­дийского монаха Какхуна «Сказание о выдающихся буддийских мо­нахах Кореи» («Хэдон косынчжон», 1215 г.). Монах Чинуль (1158-1210) оставил после себя 11 буддийских сочинений, оказавших огром­ное влияние на развитие буддийской религиозной мысли Кореи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2447 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.