Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурные достижения Кореи ХV-ХVI веков




 

Для Кореи XV столетие стало важнейшим в культурной истории страны, поскольку именно в это время в употребление был введен уникальный корейский алфавит, состоявший из 28 букв (17 согласных и 11 гласных). Буквы, передававшие отдельные звуки, записывались компактно, небольшими группами — от двух до четырех, составляя один слог. Конечно же, официальным языком документов на протя­жении последующих столетий продолжал оставаться письменный ки­тайский язык — ханмун. Однако корейская азбука помогала быстрее освоить китайскую грамоту, указывая на чтение иероглифов. К тому же корейский алфавит получал все большее распространение. С кон­ца XV — начала XVI столетия в Корее началась работа по переводу на корейский язык и изданию китайских классических конфуциан­ских сочинений. Сначала эта работа велась по частной инициативе Чхве Сечжина (1473-1542). Затем, в конце XVI столетия, было обра­зовано специальное ведомство Кёчжончхон («Палата сопоставлений и исправлений»), задачей которого как раз являлся перевод китай­ских классических сочинений на корейский язык. Позднее, в XVII-XVIII вв. на корейском языке стали записывать и издавать литера­турные произведения.

Что касается проблемы изобретения корейского алфавита, то до последнего времени в южнокорейской, северокорейской, российской и западной историографии считалось, что группа ученых по указу и во главе с государем Сечжоном (1418-1450) разработала и опуб­ликовала корейский алфавит в 1443 г. в трактате «Хунмин чоным» («Наставление народу о правильном произношении»)[154]. Однако с се­редины 1990-х годов в Северной Корее стали утверждать, что у алфавита хунмин чоным были свои предшественники, начиная со времени Древнего Чосона, когда был изобретен алфавит синчжи. Затем ал­фавит синчжи постоянно развивался. Им пользовались в эпоху Коре. Именно на основе «старого» корёского алфавита король Сечжон буд­то бы и создал алфавит хунмин чоным [155].

В любом случае, правы северо­корейские ученые или нет, поворот­ным в истории создания и употреб­ления корейского алфавита стал XV в. — время интенсивного разви­тия корейской науки и культуры. С приходом к власти новой династии начался процесс перераспределения земли и других источников дохо­дов, исходя из способностей каждо­го представителя служилого сосло­вия. Активная деятельность на бла­го государства позволяла достичь тогда высокого положения. Это бы­ло хорошим стимулом для проявле­ния личной инициативы, изобрета­тельства служащими государствен­ных ведомств.

В начале XV столетия был изоб­ретен дождемер, который с 1442 г. стал обязательным для использо­вания в столичном метеорологиче­ском ведомстве — Соугван (в даль­нейшем название изменено на Квансангам) и во всех провинциальных уездных управах. Результаты из­мерения учитывались при проведении полевых работ. Это было не случайно, так как еще в 1428 г. государь Сечжон повелел ежедневно фиксировать данные о метеорологических наблюдениях и составлять ежегодные отчеты. Все это было частью единой астрометеорологической «науки о небесных письменах» чхонмунхак, продемонстриро­вавшей в XV столетии ряд достижений, в том числе создание новых, более совершенных приборов для наблюдений за небесными явлени­ями, составление в 1442 г. более точного календаря «Чхилъчжонсан нэпхён».

Первое столетие правления династии Ли также ознаменовалось расцветом историописания, литературы, книгопечатания. Внимание к историописанию было вполне закономерным. К власти пришла но­вая династия, поэтому требовалось составить и издать историю пред­шествующей династии эпохи Коре на основе написанных ранее тек­стов «черновых» королевских хроник силлок (дословно — «реальные записи»). Нужно было доказать легитимность прихода к власти новой династии. Поэтому уже в 1395 г. представитель «партии реформато­ров» Чон Дочжон завершил написание «Истории государства Коре» («Коре кукса») в 37 томах. Однако это был лишь первый этап рабо­ты над историческим сочинением, продолжавшийся более полувека. Лишь в 1451 г. был завершен 137-томный коллективный труд работ­ников придворного исторического ведомства Чхунчхугван, который стал называться «История Коре» («Корёса»). И поныне он является основным источником сведений об истории Коре.

Кроме «Корёса» было издано немало других официальных исто­рических сочинений как по истории одной династии периода Коре, так и по истории Кореи в целом, с древности до конца XIV в. Это и «Краткая история Коре» («Корёса чорё», 1451 г.), и «Всеобщая поучи­тельная история Кореи» («Тонгук [156] тхонгам», 1485 г.), и «Краткая история Кореи» («Тонгук саряк», 1403 г.), и многие другие. С 1408 г. началось составление и издание «черновых» королевских хроник сил­лок правящей династии Ли.

Становление новой административной системы, а также расшире­ние границ государства на северо-восток (возвращение принадлежав­ших ранее Корее территорий) вызвали необходимость сбора более точ­ных географических сведений. В 1432 г. было издано комплексное географическое сочинение о Корее — «Географические записи о вось­ми провинциях» («Пхалътптпо чиричжи»), а в 1481 г. — «Описание зе­мель и достопримечательностей Кореи» («Тонгук ёчжи сыннам»), ко­торое не было простым описанием рельефа и других географических особенностей, но рассказывало об истории, военной системе, нравах и обычаях различных местностей Кореи. В ХУ-ХVI столетиях изда­вались новые карты Кореи: «Карта Кореи» («Тонгук чидо», 1463 г.), «Карта территорий Кореи» («Чосон панъёкчи до», 1557 г.).

Первое столетие после установления династии Ли ознаменовалось значительными достижениями Кореи в области литературы. Имен­но XV в. дал Корее имена, составившие впоследствии классику сред­невековой корейской литературы. Среди них — Ким Сисып (1435-1493), написавший «Сборник рассказов с горы Кымо» («Кымо син-жеа»), а также множество стихотворений. Со Гочжон (1420-1488) и Сон Хён (1439-1504) прославились новеллами в жанре пхэсолъ[157] (ма­ленькие рассказы). Со Гочжон как выдающийся деятель культуры и науки своего времени принимал участие в составлении таких из­вестных сочинений своей эпохи, как историческое сочинение «Тонгук тхонгам» или географическое описание Кореи «Тонгук ёчжи сын-нам». Он же был одной из центральных фигур в издании первой в Корее (дошедшей до наших дней) антологии корейской поэзии со вре­мен Трех государств до начала эпохи Чосон. Антология называлась «Собрание литературы Кореи» («Тонмунсон»). В ней были представ­лены 4302 произведения более чем пятисот авторов. Издание такой антологии имело для Кореи важнейшее значение, поскольку демон­стрировало сопоставимость по времени и содержанию корейской и ки­тайской поэтической традиции.

Можно сказать, что не было такой сферы культуры Кореи раннего периода Чосон, которая не оставила бы заметного следа, не оказала бы значительного воздействия на дальнейшее ее развитие. Достиже­ния в сфере медицины отразились в публикациях таких сочинений, как «Собрание рецептов местных лекарств» («Хянъяк чипсонбан», 1433 г.) или «Сокровищница корейской медицины» («Тоный погам», в 1597 г. труд был завершен, в 1613 г.— опубликован[158]). Автором по­следнего был известный корейский медик Хо Чжун (1546-1615). Его труд «Тоный погам» является, наверное, одним из самых популярных старинных сочинений в современной Корее.

Музыкальное искусство также получило развитие. В 1493 г. был опубликован трактат «Основы науки о музыке» («Акхак кве-бом»), одним из авторов которого был Сон Хён, прославившийся но­веллами в жанре пхэсоль. В трактате были описаны важнейшие музы­кальные жанры, мелодии музыкальных произведений, инструменты и способы игры на них, а также многое другое из мира музыки, вплоть до костюмов исполнителей. Таким образом, музыкальное искусство в ранний период Чосон получило теоретическую основу. Одной из при­чин повышенного внимания к музыке было усиление роли конфуци­анства, с точки зрения которого музыка являлась одним из способов умиротворения народа.

Расцвет историописания, литературы, искусств и науки стимули­ровал развитие книгопечатания. Еще в 1403 г. в столице была ос­нована новая большая типография, для которой изготавливались на­борные шрифты. С 1436 г. для литья подвижных шрифтов в Корее стали использовать главным образом свинец. Традиционный способ книгопечатания с деревянных досок также оставался достаточно рас­пространенным.

Заметный вклад в сокровищницу корейской культуры внесли ре­месло, живопись, архитектура раннего Чосона. В это время про­ходит мода на зелено-голубую керамику корёского типа и большое распространение получает белая керамика с более свободной от сти­лизации росписью — пунчхон.

Как и в период Коре, при дворе королей династии Ли существова­ло особое ведомство, занимавшееся организацией творчества и жиз­ни художников, — Академия живописи (Тохвасо). Основными живо­писными жанрами были пейзаж, а также изображения птиц и жи­вотных. До наших дней дошли произведения корейских художников ХV-ХVI вв., такие, как, например, «Мудрец, созерцающий волу» Кан Хвиана (1419-1464), «Путешествие во сне в страну цветущих перси­ков» Ан Гена (?). Буддийская живопись в связи с гонениями на буд­дизм и постепенным становлением конфуцианства в качестве господ­ствующей идеологии не получила заметного развития, так же как и буддийская архитектура. Из построек раннего Чосона наиболее значи­мыми и величественными являются дворцовые комплексы, например Чхандоккун в Сеуле (конец XIV —начало XV в.). «Визитной карточ­кой» двух современных корейских столиц стали городские Южные ворота (Намдэмун, 1448 г.) в Сеуле и городские Ворота [у реки] Пот-хон (Потхонмун, 1473 г.) в Пхеньяне.

В ранний период Чосон конфуцианство окончательно заняло до­минирующие позиции в корейском обществе, вытеснив буддизм. Этот процесс утверждения конфуцианства был длительным и непростым.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 744 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.