Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раннее Возрождение: Флоренция. Иск. 15го в. (кватроченто). Архитектура.




В архитектуре Италии только в XV в. начинают проявляться черты нового стиля. Филиппе Брунеллески (1377—1446) завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор, в общем готическое здание, заложенное еще в 1295 г. Арнольфо ди Камбио (в 1334 г. Джотто возводит рядом уже упоминавшуюся кампаниле — колокольню в 32 м высотой). Фонарь восьмигранного купола (диаметр которого 43 м —не меньше римского Пантеона), господ­ствующего и по сей день в панораме города, имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опи­рается перекрытие фонаря. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче, построенная Брунеллески между 1430 и 1443 г., прямоуголь­ная в плане, с шестью коринфскими колоннами на фасаде, карни­зом на парных пилястрах, портиком, венчаемым сферическим куполом,— несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности, что становиттся характерным для всего искусства Возрождения. Эти черты еще более ярко проявили себя в светской архитектуре, например в здании Воспи­тательного дома во Флоренции, построенного также Брунеллески, в котором галерея первого этажа, переходящая во втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса. Кватроченто создало и свой образ свет­ского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, носящего по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж, но вместе с тем ясного и четкого в своей конструкции. Таковы палаццо Питти, строительство которого было начато в 1469 г. по проекту Леона Баттисты Альберти; построенное еще раньше Микеллоцо да Бартоломео палаццо Медичи (Риккарди); созданное по проекту Альберти палаццо Ручеллаи. Четкость этажного члене­ния, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчерк­нутый карниз —харак­терные черты этих двор­цов. Далее этот тип, моди­фицируясь, нашел раз­витие на римской и вене­цианской почве. Обратив­шись к использованию ан­тичного наследия, к ор­дерной системе, ренессансное зодчество явило со­бой новый этап в архитек­туре. В светской архитек­туре палаццо характерно соединение внешней кре­постной неприступности и мощи с внутренней атмос­ферой уюта раннеиталийских вилл. В церковном зодчестве нужно отметить еще одну черту: появляет­ся облицовка фасадов цер­квей и кампанил разно­цветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — ха­рактерная черта именно итальянского Кватроченто, и сложилась она прежде всего во Флоренции

Первый памятник нового стиля и самое раннее произведение Брунеллеско в области гражданского строительства — дом детского приюта (госпиталя) Оспеда-ле дельи Инноченти на площади Аннунцианты (нач. 1419). Невысокий двухэтажный фасад включает в первом этаже лоджию, ограниченную рядом колонок с перекинутыми между ними арочками; по сторонам арочек помещены круглые медальоны — мотив, получивший широкое применение в архитектуре этого времени. Брунеллеско создал новый тип архитектурного сооружения с большим количеством мелких помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. В результате конкурса на проект купола собора Сайта Мария дель фиоре (1420) Брунеллеско получил первую премию и осуществил купол в натуре. Путем применения новых конструкций (купол был сконструирован двухоболочечным и увенчан световым фонарем) Брунеллеско разрешил проблему купольного перекрытия большого пролета (диаметр купола более 42.и), которая приобрела большое значение для эпохи Возрождения и всего последующего развития европейской архитектуры.

Микелоццо да Бартоломмео. Микелоццо да Бартоломмео (1396—1472), ученик Брунеллеско, развивал и совершенствовал стиль, основоположником которого явился его учитель. Подобно Брунеллеско, Микелоццо прошел ремесленную школу, обучался сперва в литейном, а затем в ювелирном цехе. В отличие от Брунеллеско, строившего большие церкви, Микелоццо возводил небольшие церкви и фамильные капеллы. Наиболее интересна декоративная проработка этих памятников. Орнаментика у Микелоццо носит плоский характер, всецело подчиняясь рельефу поверхности стен и потолков. Микелоццо может считаться одним из основателей декоративного искусства Ренессанса.

Леон Баттшта Альберта (1404—1472) наряду с Брунеллеско центральная фигура Ренессанса. Альберти — первый теоретик архитектуры раннего итальянского Ренессанса, автор труда «10 книг о зодчестве». Он был всесторонне одаренной и всесторонне образованной личностью, типичной для эпохи Ренессанса. Альберти известен как гуманист, публицист-теоретик в области живописи и архитектуры, он — математик, физик, поэт, музыкант, оратор, философ, изысканный стилист и, что самое главное, великий зодчий своей эпохи. По разнообразию познаний и деятельности Альберти можно сравнить с Леонардо да Винчи.
Палаццо Ручеллаи, построенное Альберти во Флоренции, олицетворяет собой новый этап в процессе эволюции дворцовых сооружений Раннего Ренессанса. Здание это носит общие черты, характерные для флорентийских дворцов Раннего Ренессанса, но отличается вместе с тем новой трактовкой стенной плоскости, которая решается как система пилястр, поддерживающих антаблементы, разграничивающие отдельные этажи. В палаццо Ручеллаи сильно дает себя знать изучение античности, хотя пропорции и прорисовка архитектурных элементов далеки от античных памятников.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 439 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2265 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.