Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Канон. Иск: иск. средневеа. Индии.




Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья.
Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.В 7—8 веках еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.).
К 10—11 векам на юге складывается планировка индуистского храма, состоящего из нескольких прямоугольных, заключенных одна в другую оград с башнями-гопурам на взаимно-перпендикулярных осях. Северные храмы. Северные храмы образуют силуэт, тяготеющий к вертикали. Состоящие из нескольких частей (1—2 преддверия, зал для молящихся, святилище), эти храмы достигают 35—50 метров высоты за счет башни, расположенной над святилищем.

Новый этап в искусстве Индии связан с периодом так называемых «мусульманских вторжений», начавшихся с эпизодических набегов газневидов в 11 веке. Завоеватели принесли в индийское зодчество применение кладки на растворе, что позволило употреблять новые конструкции (арки и купола); ввели минарет и айван, применяли сталактиты, часто использовали орнамент, который занял место фигурных изображений. В областях Индии, где господствовал ислам, архитектура приобретает строгий, рациональный характер, оживляемый лишь цветом естественных пород камня.

Архитектура периода Делийского султаната. Архитектура периода мусульманских династий в Северной и Центральной Индии отличается своей масштабностью, широким применением портально-купольных композиций, утонченностью и разнообразием форм. К числу выдающихся произведений времени Делийского султаната (13 в.) относятся развалины мечети Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар.

Культовые сооружения. При Великих Моголах воздвигают мечети и мавзолеи, применяя к ним формы, выработанные в староиндийской архитектуре. Так выполнена, например, поставленная на платформе усыпальница Шер-Шаха Сур в Сахсараме (1540). Венцом погребальной архитектуры Индии и одним из знаменитейших памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал (1632—1650), построенный в Агре императором Шахом Джеханом в память любимой жены (Сам император похоронен там же).Здание, стоящее на платформе, на берегу реки Джамны, в плане имеет вид квадрата со срезанными углами. Мавзолей сложен из белоснежного мрамора, и перекрыт пятью куполами. Центральный луковичный купол значительно возвышается над остальными. Общая высота сооружения — 75 метров.Два здания из красного песчаника по сторонам и индийская разбивка кипарисового сада с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот гармоничный ансамбль.
Ин терьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Декоративное убранство — резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору; особенно хороша окружающая надгробные камни мраморная ширма тончайшей ажурной работы.Одной из примечательностей интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово, или музыкальная фраза, произнесенные шепотом, но значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.

С 8 века, когда буддизм уступает место культу три-мурти, творчество народных ваятелей продолжает направляться мифологией и эпосом. Портретная скульптура составляет исключение.
Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.

Скульптура Южной Индии 16—17 веков. Южные храмы 16—17 веков дают образцы скульптуры и рельефа, сплошь покрывающего колонны оград и башни-гопурам (Бенарес, Шрирангам, Чидамбарам, Танджор, Мадура). Тематика скульптуры — мифологические сюжеты, иллюстрации к эпосу Махабхарата и Рамаяна, бытовые картинки. В изобилии и сложности пластической декорации сказывается использование традиций резьбы по дереву и кости.По стилю скульптура типично индийская (тот же идеал красоты, канонические жесты «мудра»), но иногда в ней обнаруживаются европейские влияния, идущие от португальцев и других колонизаторов Индии.

Миниатюра. Ранние образцы миниатюр, сделанные на пальмовых листьях, сохранились с 12 века. Они происходят из районов Гуджерата, Бенгалии и Непала и иллюстрируют религиозные тексты.
Расцвет миниатюры падает на 16—18 века. В этот период имеют место несколько художественных школ, из которых главные — могольская и радж-путская.

Могольская школа, возникшая с приходом бабуридов, развивалась на первых порах в контакте с миниатюрной живописью Могольская школа складывалась как придворная. Здесь изображались развлечения, военные эпизоды, приемы, царские охоты, фейерверки, посещение шахом отшельника, гаремные сцены и т. д. Особенность могольской школы — профильный портрет, весьма глухая, холодная цветовая гамма, с применением разбелки, частое использование техники сияхи-калям — черного тушевого рисунка по бумаге цвета слоновой кости.

Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии. Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2741 - | 2304 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.